Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2012 года село Песчанокопское
Судья Песчанокопского районного суда Ростовской области Золотухина О.В.,
при секретаре Мелиховой Л.М.,
при участии представителя прокуратуры Песчанокопского района Пака Д.В.,
представителя ответчика Котлярова С.Н.., действующего на основании доверенности от 04.07.2012 №42,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-208/12 по иску прокурора Песчанокопского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Песчанокопского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Краснополянское сельского поселение» Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в котором просит признать бездействие ответчика в части ненадлежащего содержания территории кладбищ, расположенных в с.Красная Поляна, незаконным; обязать Муниципальное образование «Краснополянское сельского поселение» Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах, расположенных в с.Красная Поляна. В обоснование заявленных требований указывает следующее: Прокуратурой Песчанокопского района в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», совместно с <данные изъяты> Г.Н.Н. проведения проверка исполнения федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ходе проверки установлено, что действующие кладбища Краснополянского сельского поселения располагаются в с.Красная Поляна. На кладбищах отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии, в нарушении п.п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила,
утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 23 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе, и содержание мест захоронения. В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Исковые требования прокурора района в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ направлены на восстановление прав неопределенного круга лиц Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия. Таким образом, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии внутрисельских кладбищ, расположенных в с. Красная Поляна, лежит на Муниципальном образовании «Краснополянское сельское поселение».
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, прокуратура просит признать бездействие Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в части ненадлежащего содержания территории кладбищ: кладбище №1, площадью 8.1 га, расположенное в ..., реестровый ... от 24.01.2007, кладбище №2, площадью 8.1 га, расположенное в ..., реестровый ... от 24.01.2007, незаконным; обязать Администрацию Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах, расположенных по адресу: кладбище №1, расположенное в ..., кладбище №2, расположенное в ....
В судебном заседании представитель прокуратуры Пак Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просит обязать Администрацию Краснополянского сельского поселения устранить допущенные нарушения, считает возможным предоставить ответчику срок для устранения недостатков- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика Котляров С.Н. исковые требования признал, пояснив суду, что, действительно, на территории Краснополянского сельского поселения находятся два кладбища, на которых отсутствуют урны, мусоросборники. Складирование мусора производится за территорией кладбище, Администрация по мере необходимости организует вывоз мусора на свалку. Требования прокурора будут выполнены в кратчайшие сроки, предложенного представителем прокуратуры месячного срока достаточно для исполнения решения суда.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Понятие муниципального образования содержится в ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение- это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В связи с тем, что муниципальное образование представляет собой определенную территорию, в рамках которого осуществляется местное самоуправление, суд считает исковые требования предъявленными к исполнительно-распорядительному органу муниципального образования – Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района.
Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен ряд вопросов местного значения, решение которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, в число данных вопросов входит организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (пп.22 п.1 ст.14 ФЗ). Указанные положения продублированы в пп.23 п.1 ст.2 Устава Муниципального образования «Краснополянское сельского поселения».
В соответствии с п.1 ст.4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 №84 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
В силу п.1.1, 1.2, 1.3 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений и помещений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил.
Пунктом 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 предусмотрено установление на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с подъездами к ним, при этом оговорено, что площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
По информации, представленной Главой Краснополянского сельского поселения от 21.05.2012 №45.3, выписки из реестра муниципального имущества от 02.07.2012 №50.3 в реестре муниципального имущества Краснополянского сельского поселения имеются следующие объекты: кладбище №1, площадью 8.1 га, расположенное в ..., реестровый ... от 24.01.2007, кладбище №2, площадью 8.1 га, расположенное в ..., реестровый ... от 24.01.2007 ( акт приемо- передачи недвижимого имущества от 24.01.2007).
Решением Собрания депутатов Краснополянского сельского поселения от 29.07.2011 №11 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Краснополянского сельского поселения.
Статьей 3 указанного Положения закреплены полномочия Администрации Краснополянского сельского поселения по организации похоронного дела, в частности, п.5 ч.2 ст.3 Положения на Администрацию возложена обязанность по разработке и контролю за реализацией мероприятий по эксплуатации, реконструкции, ремонту, содержанию, расширению, закрытию или переносу действующего кладбища.
Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Краснополянского сельского поселения не предусматривает обязательного оборудования на участках кладбищ урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с твердым покрытием, вместе с тем, указанные требования к содержанию мест захоронения предусмотрены п. 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, соблюдение которых является обязательным при эксплуатации мест захоронения.
Прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области совместно с <данные изъяты> <данные изъяты> проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на кладбищах, расположенных на территории района, результаты проверки отражены в акте от 05.05.2012. В соответствии с указанным актом на территории Краснополянского сельского поселения имеются 2 кладбища, на обоих отсутствуют площадки с мусоросборниками на твердом покрытии.
Отсутствие на кладбище, расположенном на территории Краснополянского сельского поселения, площадок с мусоросборниками на твердом покрытии является нарушением п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11, обязательных для соблюдения органами местного самоуправления, наделенными правами юридических лиц, к которым относится Администрация Краснополянского сельского поселения, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Невыполнение Администрацией Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района гигиенических требований к содержанию кладбищ нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные санитарно-эпидемиологические условия, что наделяет прокурора правом обратиться в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд учитывает, что в ходе рассмотрения дела представитель ответчика исковые требования признал. Суд принимает признание иска представителем ответчика, так как признание иска выражено в письменном заявлении, подписанном представителем ответчика и адресованном суду, признание иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов третьих лиц.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, вынося решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд учитывает незначительный объем допущенных нарушений, в связи с чем, считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности -1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.17 ФЗ «О погребении и похоронном деле», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 12, 39, 45, 56, 173, 195-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Песчанокопского района Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в части ненадлежащего содержания территории кладбищ: кладбище №1, расположенное в ..., кладбище №2, расположенное в ..., незаконным.
Обязать Администрацию Краснополянского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области установить площадки с мусоросборниками на твердом покрытии на внутрисельских кладбищах, расположенных по адресу: кладбище №1, расположенное в ..., кладбище №2, расположенное в ....
Установить срок исполнения обязательств- 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Песчанокопский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения 20.07.2012.
Судья О.В. Золотухина