об обзязании регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2012 года с. Песчанокопское

Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой О.Н.,

с участием помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Вулала И.А.,

представителей ответчиков Администрации Летницкого сельского поселения Федорова К.И., действующего на основании доверенности от 12.07.2012 года, Администрации Жуковского сельского поселения Соколовой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 28.08.2012 года,

Администрации Зареченского сельского поселения Курах Е.Н., действующей на основании доверенности от 28.08.2012 года,

Администрации Развильненского сельского поселения Бостановой О.Ф., действующей на основании доверенности от 10.01.2012 года,

при секретаре Черновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-309/12 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрациям Летницкого, Жуковского, Зареченского, Развильненского сельских поселений Песчанокопского района Ростовской области об обязании обратиться с заявлением о государственной регистрации гидротехнических сооружений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на гидротехнические сооружения (ГТС): 1. плотину грунтовую, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ...; 2. плотину грунтовую, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ул..... Иск мотивирован тем, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Администрацией Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области были допущены нарушения, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; разработки и утверждения критериев безопасности гидротехнических сооружений. Ссылаясь на ст.2 Областного закона от 12.01.2007 года №623-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области», ст.16 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз.3 ст.3 ФЗ от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», истец считает, что ответчик является собственником указанных гидротехнических сооружений. По мнению истца, Администрация Летницкого сельского поселения обязана в соответствии с нормами, закрепленными в ч.1 ст.4 ФЗ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» зарегистрировать право муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, расположенные: 1.плотина грунтовая, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ...; 2. плотина грунтовая, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ул..... Из-за отсутствия зарегистрированного права собственности на указанные объекты недвижимости не соблюдаются нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации. Кроме того, на органы местного самоуправления муниципальных образований возложены функции по организации и осуществлении мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах муниципального образования, в том числе и в результате аварий гидротехнических сооружений. Предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Финансовое обеспечение установленных настоящим законом мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования – является расходным обязательством муниципального образования. Согласно выпискам из реестра муниципального имущества Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области от 10.04.2012 года №26, 27, указанные ГТС находятся на балансе Администрации Летницкого сельского поселения; право собственности на ГТС указанным муниципальным органом не зарегистрировано, техническая документация (технические паспорта и т.д.) на переданные в соответствии с Областным законом ГТС не разработана. В ходе проведения проверки природоохранной прокуратурой были выявлены нарушения, касающиеся разработки и утверждения критериев безопасности гидротехнических сооружений, которые являются предельным значением количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения, и утверждаются в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Критерии безопасности ГТС являются единственным подтверждением наличия либо отсутствия возможности наступления чрезвычайной ситуации в случае аварии на ГТС, вследствие чего Администрация Летницкого сельского поселения, как собственник ГТС, не владеет достоверными сведениями о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и возможных последствиях в случае аварии на ГТС, а орган, осуществляющий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, лишен возможности сделать вывод об отнесении указанных плотин к той категории гидротехнических сооружений, которые предусмотрены ФЗ от 21.07.1997 г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В штате Администрации сельского поселения отсутствуют специалисты, прошедшие подготовку и аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренную Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом №37 от 29.01.2007 года данной службы. Ответчиком не соблюдаются требования ст.7 ФЗ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», поскольку в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесены сведения о ГТС, находящиеся в собственности сельского поселения. Отсутствие зарегистрированного права собственности на ГТС создает препятствия в обеспечении безопасности переданных ГТС для собственников и эксплуатирующих организаций ГТС. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и а возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Невыполнение Администрацией Летницкого сельского поселения обязанностей по обеспечению безопасности ГТС может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Администрация Летницкого сельского поселения не наделена правами собственника ГТС, не имеет возможности планировать и осуществлять работу по финансированию разработки необходимой документации, проведения технических работ для поддержания ГТС в исправном состоянии, передавать (продавать) ГТС сторонним организациям для надлежащей эксплуатации, в связи с чем необходимо зарегистрировать право собственности на указанные ГТС в соответствующем органе. Ссылаясь на ч.1 ст.45 ГПК РФ, истец считает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    С аналогичным иском по тем же основаниям Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился к Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на гидротехнические сооружения (ГТС):

    1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское;

    2. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., села Жуковское, между ... и ...;

3. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское;

4. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское;

5. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское;

6. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ...;

7. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское.

С аналогичным иском по тем же основаниям Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился к Администрации Зареченского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на гидротехнические сооружения (ГТС):

    1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ...;

    2. плотину щебеночную, протяжностью ... км, ....

С аналогичным иском по тем же основаниям Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился к Администрации Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на гидротехнические сооружения (ГТС):

    1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ...;

    2. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата;

    3. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата;

    4. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата;

    5. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата;

    6. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата.

    Определением судьи Песчанокопского районного суда от 13.08.2012 года гражданские дела №2-309/12 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, №2-310/12 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, №2-311/12 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, №2-312/12 по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зареченского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области об обязании регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, были соединены в одно производство, соединенному гражданскому делу присвоен №2-309/12.

    В заявлении об уточнении исковых требований от 04.09.2012 года истец межрайонный природоохранный прокурор просил обязать:

- Администрацию Зареченского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на ГТС: 1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ...; 2. плотину щебеночную, протяжностью ... км, ....;

    - Администрацию Летницкого сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на ГТС: 1. плотину грунтовую, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ...; 2. плотину грунтовую, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ...;

    - Администрацию Развильненского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на ГТС: 1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ...; 2. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата; 3. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата; 4. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата; 5. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата; 6. плотину грунтовую, протяжностью ... км, ..., между ... и ..., на реке Сандата;

    - Администрацию Жуковского сельского поселения Песчанокопского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на ГТС: 1. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское; 2. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., села Жуковское, между ... и ...; 3. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское; 4. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское; 5. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское; 6. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ...; 7. плотину грунтовую, протяжностью ... км, инв...., ... села Жуковское.

    В судебном заседании истец полностью поддержал уточненные исковые требования, пояснил, что об уклонении ответчиков от государственной регистрации указанных гидротехнических сооружений свидетельствует то, что на протяжении пяти лет после вступления в силу Областного закона Ростовской области от 12.01.2007 года №623-ЗС «О внесении изменения в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области», согласно которому на указанные гидротехнические сооружения у ответчиков возникло право собственности, ответчики не предпринимали мер для их регистрации. Только после проведения межрайонной природоохранной прокуратурой проверки ответчики стали осуществлять действия, направленные на государственную регистрацию данных объектов. По мнению представителя истца, отсутствие государственной регистрации данных объектов препятствует ответчикам выделять денежные средства для их содержания, ремонта. Отсутствие государственной регистрации указанных гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, когда при отсутствии собственника данных объектов нельзя будет найти лицо, ответственное за допущенные нарушения. Представитель истца не обладает информацией о том, осматривались ли указанные в исковом заявлении плотины при проведении прокуратурой проверки, и в каком состоянии они находятся.

Представитель ответчика Администрации Летницкого сельского поселения Федоров К.И. исковые требования не признал и пояснил, что от регистрации Администрация Летницкого сельского поселения не уклоняется. В реестре муниципального имущества Летницкого сельского поселения более 100 объектов недвижимости, в отношении которых необходимо осуществить государственную регистрацию права собственности. Одномоментно это сделать невозможно в связи с большими затратами времени и денежных средств, поэтому государственная регистрация объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется согласно имеющемуся в муниципальном образовании плану, который утверждается в декабре каждого года. Данный план предоставлялся природоохранному прокурору по его запросу. Указанные в исковом заявлении плотины Администрация поселения планирует зарегистрировать к концу 2012 года. В настоящее время в отделе по Песчанокопскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области производится изготовления кадастровых паспортов на указанные объекты. Плотины, право собственности на которые прокурор требует зарегистрировать, представляют собой грунтовые насыпи через водоемы, притоки реки Егорлык, по которым осуществляется транспортное сообщение между улицами села Летник. Функцию водоотведения для предотвращения паводков данные плотины не осуществляют. Раньше данные водоемы осуществляли функцию водонакопителей, в них выращивали рыбу. В одном из водоемов, на котором имеется плотина между ... и ..., сейчас вообще нет воды. Препятствий к выделению денежных средств на ремонт и содержания плотин в отсутствие государственной регистрации нет, так как данные плотины состоят в реестре муниципального имущества поселения. Однако в настоящее время не имеется необходимости в выделении денежных средств для содержания плотин. В рамках исполнения обязанности по содержанию муниципальных дорог по мере необходимости осуществляется подсыпка грунта на данных плотинах.

В представленном суду письменном отзыве Администрация Летницкого сельского поселения указала, что считает исковые требования частично необоснованными, поскольку плотина грунтовая, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ...; плотина грунтовая, протяженностью ... км, инв...., ..., между ... и ..., состоят на балансе Администрации Летницкого сельского поселения. Согласно плану регистрации имущества муниципального образования «Летницкое сельское поселение» проведение регистрации указанных объектов запланировано на 2012 год. В настоящее время ведется определенная работа, направленная на регистрацию ГТС, подготовлена документация для постановки на кадастровый учет данных объектов. 29.05.2012 года между Администрацией Летницкого сельского поселения и ГУПТИ РО было заключено два договора подряда по выполнению работ по первичной технической инвентаризации площадных, линейных объектов капитального строительства, по изготовлению технических планов на сооружение. 01.08.2012 года работы, предусмотренные указанными договорами были выполнены.

Представитель ответчика Администрации Жуковского сельского поселения Соколова Ю.Н. исковые требования межрайонного природоохранного прокурора не признала, пояснив, что все плотины, кроме одной, указанные в исковом заявлении на территории села не находятся, находятся далеко от села на территории сельскохозяйственных угодий. Водоемы, на которых находятся указанные в исковом заявлении плотины, раньше использовались для орошения полей. Плотина, распложенная на территории села используется для осуществления транспортного сообщения между улицами села. Все плотины состоят на балансе Жуковского сельского поселения, ремонтируются по мере необходимости. В настоящее время плотины находятся в удовлетворительном состоянии. На содержание плотин запланировано выделение денежных средств по долгосрочной целевой программе. От государственной регистрации плотин Администрация не уклоняется, осуществляет регистрацию согласно плану. Плотины планируется зарегистрировать до января 2013 года. В настоящее время ведется работа по изготовлению документации, необходимой для государственной регистрации.

В представленном суду отзыве Администрация Жуковского сельского поселения указала, что исковые требования прокурора считает частично необоснованными, свою позицию обосновала аналогичными доводами, указанными в отзыве Администрации Летницкого сельского поселения.

Представитель ответчика Администрации Зареченского сельского поселения Курах Е.Н. исковые требования не признала и пояснила, что в реестре муниципального имущества поселения находится 142 объекта недвижимости, которые подлежат государственной регистрации. От регистрации плотин Администрация сельского поселения не уклонялась и не уклоняется. В настоящее время ведутся работы, необходимые для государственной регистрации плотин, указанных в исковом заявлении. 28 сентября 2012 года будут получены все необходимые документы из бюро технической документации и переданы на государственную регистрацию. Находящиеся на территории сельского поселения плотины не несут угрозы безопасности людей, а также какой-либо иной угрозы экологической безопасности. Обе плотины построены для обеспечения транспортного сообщения между населенными пунктами и между улицами села. Плотины осматриваются специалистами администрации, в настоящее время находятся в удовлетворительном состоянии. Дорогу, пролегающую через плотины, обслуживает МСО, а Администрация поселения выделяет денежные средства, за счет которых производится подсыпка щебня и песка на плотинах.

В представленном суду отзыве Администрация Зареченского сельского поселения указала, что исковые требования прокурора являются частично необоснованными, свою позицию обосновала аналогичными доводами, указанными в отзыве Администрации Летницкого сельского поселения.

Представитель ответчика Администрации Развильненского сельского поселения Бостанова О.Ф. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время на территории села Развильное имеется шесть плотин, которые соединяют улицы села, на двух из них имеются дороги с асфальтобетонным покрытием, остальные полностью грунтовые. Для содержания муниципального имущества, в том числе плотин, из местного бюджета выделяются денежные средства. Плотины находятся в удовлетворительном состоянии. Отсутствие государственной регистрации права собственности на плотины не препятствует их содержанию в надлежащем состоянии. Регистрация объектов, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется поэтапно, согласно плану. От регистрации права собственности на плотины Администрация сельского поселения не уклоняется, проводит работы по подготовке документов, необходимых для проведения государственной регистрации права собственности на эти объекты.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителей ответчиков - администраций Летницкого, Жуковского, Зареченского, Развильненского сельских поселений Песчанокопского района Ростовской области, суд считает, что иск Ростовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворению не подлежит.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно Областному закону от 12.01.2007 года №623-ЗС «О внесении изменения в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» в собственность Летницкого сельского поселения передано 87 объектов недвижимости, Жуковского сельского поселения – 113 объектов недвижимости, Зареченского сельского поселения – 56 объектов недвижимости, Развильненского сельского поселения - 256 объектов недвижимости, среди которых плотины, указанные истцом в исковом заявлении. Статьей 2 указанного Областного закона предусмотрено, что право собственности на указанное имущество, передаваемое областным законом, возникает по истечении 21 дня со дня вступления настоящего областного закона в силу.

    Выписками из реестра муниципального имущества Летницкого, Жуковского, Зареченского, Развильненского сельских поселений подтверждается, что все указанные в исковом заявлении плотины внесены в реестр муниципального имущества соответствующих сельских поселений на основании Областного закона №436-ЗС от 28.12.2005 года и актов приема-передачи недвижимого имущества (л.д. 13-14, 62-69, 111-112, 141-145).

    Согласно Уставам муниципальных образований Летницкого, Жуковского, Зареченского, Развильненского сельских поселений к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельских поселений (л.д. 23-27, 113-115, 146-149).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ответчиками принимаются меры к государственной регистрации их прав собственности на гидротехнические сооружения, указанные в исковых заявлениях.

Так, Администрация Летницкого сельского поселения заказала изготовление технических планов на указанные в исковом заявлении плотины 29.05.2012 года (л.д.35-42), Администрация Жуковского сельского поселения заказала выполнение работ по первичной технической инвентаризации плотин, указанных в исковом заявлении, 18 июня 2012 года (л.д.82- 90), Администрация Зареченского сельского поселения заказало выполнение аналогичных работ 14.08.2012 года (л.д. 186-192). Администрация Развильненского сельского поселения в обоснование своих намерений провести государственную регистрацию плотин, указанных в исковом заявлении представила постановление Администрации Развильненского сельского поселения №124 от 09.07.2012 года «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Охрана и рациональное использование водных объектов и их частей, расположенных на территории Развильненского сельского поселения на 2012-2015 годы», целью которой является сокращение количества бесхозных гидротехнических сооружений на территории поселения путем их принятия в муниципальную собственность. Согласно постановлению на реализацию программы запланировано выделение за счет средств областного и местного бюджетов в 2012 году 60 тысяч рублей (л.д.193-200).

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации", предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В исковом заявлении Ростовского межрайонного природоохранного прокурора указано, что отсутствие зарегистрированного права собственности на гидротехнические сооружения «создает препятствия в обеспечении безопасности переданных ГТС в соответствии с требованиями безопасности, установленными Федеральным законом от 21.07.1997 года №117–ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» для собственников и эксплуатирующих организаций ГТС», «невыполнение Администрацией сельских поселений обязанностей по обеспечению безопасности ГТС может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, причинение вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду».

Указанные обстоятельства, положенные истцом в обоснование иска, прокурором не доказаны.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года №117–ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», данный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 указанного Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ указано, что к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе, и плотины, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек. Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Суду не представлено доказательств тому, что плотины, на государственной регистрации которых настаивает прокурор, предназначены для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек, а не выполняют другие функции, в частности, обеспечения транспортного сообщения между частями населенных пунктов, орошения и т.п. Также не доказано прокурором, что в результате отсутствия государственной регистрации указанных в исковых заявлениях плотин, существует возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, иного нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов государства. Данных о том, что спорные плотины отнесены к объектам, авария на которых может повлечь опасность для жизни людей или ущерб окружающей среде, представленные истцом доказательства не содержат. Не представлено прокурором и доказательств тому, что ответчики уклоняются от государственной регистрации права собственности на плотины, а также тому, что ответчики имеют возможность, в том числе техническую и финансовую, в указанный в исковом заявлении срок исполнить требования, сформулированные в исковом заявлении.

    Руководствуясь ст.ст.12, 56, 195-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

    Отказать в удовлетворении исковых требований Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрациям Летницкого, Жуковского, Зареченского, Развильненского сельских поселений Песчанокопского района Ростовской области об обязании обратиться с заявлением о государственной регистрации гидротехнических сооружений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Песчанокопский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2012 года.

Председательствующий судья О.Н. Беляева