РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года с.Песчанокопское
Песчанокопский районный суд Ростовской области в составе судьи Толмачевой Н.Р.,
при участии представителя истца, Токарева П.М., действующего на основании доверенности от ...,
представителя ответчика, Дашевского Е.В., действующего на основании доверенности от ...,
при секретаре Давыдовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токаревой ... к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Токарева Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам по тем основаниям, что она является пенсионером, бывшим ... работником. В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг работникам социальной сферы (педагогическим ) в сельской местности» ей предоставлялись льготы по ... года. Затем по Постановлению Главы Администрации Ростовской области выплата компенсации была приостановлена. С этого времени образовалась задолженность: по электроэнергии – ... рублей; компенсация за газ – ... рублей. Ответчиком добровольно выплачена компенсация за электроэнергию- ... ... ..., компенсация за газ – ... руб... копеек. В связи с изложенным просит суд взыскать с УСЗН Администрации Песчанокопского района Ростовской области компенсацию за пользование светом и газом за период с ... по ... год в сумме ... рублей ... копейка, а также судебные расходы по делу.
Представителем истца было заявлено об увеличении исковых требований. Согласно расчету от ... (л.д. 34) сумма невыплаченной компенсации за коммунальные услуги с учетом индексации за период с ... по ... год составила ... руб.... копеек.
... представителем истца заявлено об увеличении исковых требований. Согласно расчету от ..., расчет компенсации по коммунальным платежам за период с ... по ... годы Токаревой Л.В., проживающей в селе ..., произведен с учетом положений ст. 393 ГК РФ о том, что при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование не было удовлетворено – в день предъявления иска. Принимая во внимание, что в октябре 2010 года тариф за э/э составлял – 1, 96 руб/кВт.ч, стоимость 1 куб.м газа – 3, 292 руб, компенсация за электроснабжение и газоснабжение за ... годы составляет сумму ... рублей ... копеек из следующего расчета: компенсация за электроснабжение ...; компенсация за газоснабжение (отопление) .... С учетом выплаченной ответчиком суммы в размере ... рублей ... копеек сумма, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, составляет ... рублей ... копеек. (л.д. 45-46)
Определением мирового судьи ... ... ... от ... гражданское дело по иску Токаревой Л.В. к УСЗН Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам направлено по подсудности в Песчанокопский районный суд (л.д. 54).
... Токарева Л.В. заявила об увеличении исковых требований, требуя взыскать с УСЗН Администрации Песчанокопского района Ростовской области в счет задолженности по компенсации стоимости коммунальных услуг ... рублей, ... копеек, и расходы истца в сумме ... рубля. Согласно приложенному расчету компенсация за оплату коммунальных услуг, подлежащая взысканию в пользу истца, рассчитывается с учетом того, что площадь жилого дома, в котором проживает истец, составляет ..., в ... году в доме проживало ... ..., в связи с чем за ... год компенсация рассчитана по социальной норме жилья для семьи из трех и более человек ... на ..., т.е. ... с ... года семья состоит из ... человек, в связи с чем расчет потребленного газа, стоимость которого подлежит компенсации, произведен, исходя из площади занимаемого истцом дома, ... метра. Из данного расчета следует, что истцу подлежала выплате компенсация в сумме ... рублей ... копейки, из которой исключается выплаченная сумма ... рублей, ... копеек, в результате чего истец просит суд взыскать с УСЗН Администрации Песчанокопского района в ее пользу ... рублей ... копеек. (л.д. 70-74)
В судебном заседании представитель истца Токарев П.М. поддержал исковые требования о взыскании с УСЗН Администрации Песчанокопского района Ростовской области суммы ... рублей ... копеек. Пояснил, что ответчиком при расчете суммы компенсации неправильно применен закон, в связи с чем выплаченная Токаревой Л.В. сумма значительно занижена. Считает, что расчет должен быть произведен в соответствии с правилами, установленными Положением о порядке предоставления льгот квалифицированным работникам в сельских местностях, утвержденным Постановлением Главы администрации Ростовской области от 02.08.2001 года № 381. В связи с тем, что ответчик произвел выплату компенсации в заниженном объеме, выплатив всего за период с ... годы сумму ... рублей ... копеек, считает, что расчет компенсации, подлежащей выплате Токаревой Л.В., с учетом норм о взыскании убытков, следует производить в соответствии с Постановлением № 381 от 02.08.2001 года исходя из тарифов, существующих на дату подачи искового заявления. Считает, что выплата компенсации за ... год в сумме ... рублей ... копеек не соответствует нормам федерального законодательства, предусматривающего предоставление педагогам на селе бесплатного жилья с бесплатным отоплением и освещением, так как выплаченная компенсация не покрывает фактические расходы.
Представитель ответчика, Дашевский Е.В., возражает против удовлетворения иска. Пояснил, что государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан работающих и проживающих в сельской местности переданы Управлению социальной защиты населения с января 2005 года. Осуществление мер социальной поддержки производилось на основании Областного закона от 17.01.2005 года № 274-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Согласно п.1 ст. 2 данного закона возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществлялось в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Ростовской области: единого норматива потребления на 1 человека в месяц: газа на отопление 54 куб. м., электроэнергии – 32,8 квВт /ч. Областным законом РО от 22.10.2005 года № 376-ЗС «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Ростовской области в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области» закон №274-ЗС дополнен пунктом о выплате пенсионерам из числа лиц, имеющих право на льготы, денежных компенсаций за произведенные расходы по оплате жилья, отопления и электроэнергии в 2002-2005 годах. Согласно вышеназванным законам Токаревой Л.В. была выплачена компенсация за электроснабжение – ... и газоснабжение – .... Просит отказать в удовлетворении исковых требований Токаревой Л.В...
Заслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд находит исковые требования Токаревой Л.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», предусматривающее возмещение педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности в жилых помещениях всех форм собственности, расходов по оплате жилья, электроснабжения и отопления, утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 06 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
Согласно статье 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06 мая 2003 года размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 02.08.2001 года № 381 было утверждено типовое положение о порядке предоставления льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках Ростовской области, согласно которому за перешедшими на пенсию педагогическими работниками и проживающими совместно с ними членами семей сохраняется право на льготы, если общий стаж работы этих работников в сельской местности составляет не менее 10 лет, и к моменту перехода на пенсию они пользовались такими льготами. В соответствии с п.3 данных Правил квалифицированным работникам в сельских местностях начисление суммы, причитающейся к возмещению, за освещение жилой площади производится из расчета 36к Вт на семью в месяц и тарифа, установленного РЭК. Бесплатные услуги центрального отопления и газоснабжения на нужды отопления жилья, где проживает льготник и его семья, в пределах социальной нормы жилья, установленной в соответствии с Постановлением Главы Администрации области от 17.01.2001 года №26.Начисление суммы, причитающейся к возмещению за центральное отопление и газ на нужды отопления производится исходя из ставки оплаты за центральное отопление, установленной в муниципальном образовании, розничной цены, установленной РЭК, на природный газ, предназначенный для отопления жилищного фонда, в расчете на социальную норму жилья 18 кв.м общей площади на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв.м – на семью из двух человек и 33 кв.м – на одиноко проживающего человека.
Данные Правила, утвержденные Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 02.08.2001 года № 381, были отменены в соответствии с пунктом 1 Распоряжения Главы Администрации Ростовской области от 27 марта 2002 года № 119.
Доводы представителя истца о том, что Постановление Главы Администрации Ростовской области от 02.08.2001 года № 381 и утвержденные им Правила являются действующими и подлежали применению ответчиком при расчете компенсации, подлежащей выплате Токаревой Л.В., по причине того, что Постановление Главы Администрации Ростовской области от 27 марта 2002 года № 119 отменено Распоряжением Главы Администрации Ростовской области от 27 марта 2002 года №119, суд признает необоснованными.
Распоряжением Главы Администрации Ростовской области от 16 мая 2002 года № 206 был признан утратившим пункт 2 распоряжения Администрации области от 27.03.2002 года №119, пункт 1 этого распоряжения, которым было отменено Постановление Главы Администрации области от 02.08.2001 года № 381, оставлен без изменения, т.е. на момент начисления ответчиком компенсации за коммунальные услуги Токаревой Л.В. нормы «Типового Положения о порядке предоставления льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках Ростовской области», утвержденного Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 02 августа 2001 года № 381, на которые при расчете суммы иска ссылается истец, не действовали и не могли быть применены ответчиком.
В соответствии с Областным законом Ростовской области от 29.12.2003 года № 75-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Возмещение расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Ростовской области, нормативов потребления коммунальных услуг, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области. Возмещение расходов на предоставление льгот производилось территориальными органами социальной защиты населения предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства на основании заключенных договоров на основании списков граждан, имеющих право на льготы. Списки граждан, имеющих право на льготы, составлялись соответствующими отраслевыми отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают граждане. Действие данного закона отменено в связи с введением в действие Областного Закона Ростовской области «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» от 17.01.2005 года № 274- ЗС.
Согласно ст.2 Областного Закона Ростовской области от 17.01.2005 года № 274 –ЗС возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Ростовской области; единого норматива потребления на одного человека в месяц: газа на отопление – 54 куб.м, электроэнергии – 32,8 кВт.час; нормативов потребления других коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством, и норматива потребления твердого топлива, утверждаемого Администрацией Ростовской области. В соответствии со ст. 3 названного закона возмещение расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства на предоставление мер социальной поддержки, указанных в статье 1 настоящего Закона, производится ежемесячно территориальными органами социальной защиты населения на основании заключенных договоров, списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с приложением актов сверки между организациями жилищно-коммунального хозяйства и территориальными органами социальной защиты населения. Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, образования, культуры и т.д., на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в территориальные органы социальной защиты населения.
Областным законом Ростовской области № 376-ЗС от 22.10.2005 года в Областной Закон Ростовской области от 17.01.2005 года № 274 –ЗС были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки предоставляются и пенсионерам из числа лиц, указанных в пунктах 1-4 и предложении первом пункта 5 настоящей части, - по оплате жилья, отопления и электроэнергии. Этим же законом предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, имеющих право на льготы, выплачиваются денежные компенсации за произведенные расходы по оплате жилья, отопления и электроэнергии за 2002-2005 годах.
Таким образом, установлено, что ответчик после указанных изменений в Областной Закон № 274-ЗС был обязан на основании списка, предоставленного отделом образования Администрации Песчанокопского района, начислить и выплатить компенсацию пенсионерам, являющимся бывшими педагогическими работниками, за произведенные расходы по оплате жилья, отопления и электроэнергии в 2002 и 2005 годах. При начислении данной компенсации подлежали применению правила статьи 2 Областного закона Ростовской области № 274-ЗС от 17.01.2005 года, в действующей на тот момент редакции, предусматривающей, что возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья, установленной в Ростовской области; единого норматива потребления на одного человека в месяц: газа на отопление – 54 куб.м, электроэнергии – 32,8 кВт.час; нормативов потребления других коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством, и норматива потребления твердого топлива, утверждаемого Администрацией Ростовской области.
Материалами дела подтверждается, что в спорный период с ... год Токарева Л.В. являлась пенсионером, бывшим ... работником, т.е. она имела право на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.
Из объяснений представителя истца и ответчика, а также из материалов дела следует, что в ... года на счет истца в Сберегательном банке России от ответчика в счет компенсации за оплату коммунальных услуг, выплата которой предусмотрена Законом Ростовской области № 274-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности», поступила сумма ... рублей ... копеек, из которых компенсация за оплату электроснабжения – ... рублей ... копеек; газоснабжение – ... рублей ... копеек.
Согласно справке, представленной ответчиком, расчет суммы компенсации за период с ... год, выплаченной Токаревой Л.В. в сумме ... рублей ... копеек, произведен с учетом норматива расхода электроэнергии в месяц на одного человека – 32,8 кВТ час и газа на отопление – 54 куб.м на одного человека и тарифа на электроэнергию и газ по состоянию на период с ... год. (л.д. 12)
Данный расчет произведен в соответствии с положениями Закона Ростовской области № 274-ЗС «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности».
Ответчиком представлены справки, которые подтверждают, что тарифы на электроэнергию и природный газ, примененные при расчете компенсации, соответствовали тарифам, действующим по состоянию на ... годы.
Доводы представителя истца о том, что ответчик виновен в несвоевременной выплате компенсации, предусмотренной законом и что в связи с этим УЗСН обязано было при расчете компенсации в ... году, применять тарифы не менее, чем ... года, и незаконно применены тарифы ... года, не могут быть приняты судом.
Материалами дел подтверждено, что в списке пенсионеров ... ..., представленном ... в УСЗН для начисления компенсации, в числе лиц, имеющих право на получение льгот, указана Токарева ...
Из письма начальника УСЗН от ..., адресованного Токаревой ... в ответ на обращение от ..., следует, что в УСЗН не зарегистрировано обращений Токаревой Л.В. в ... года, зарегистрировано обращение Токарева П.М. от ... по вопросу невыплаченной компенсации, после чего была установлена ошибка в списке, представленном ... ....
Согласно заявлению, представленному ответчиком, Токарева Л.В. ... обратилась в УСЗН с заявлением с просьбой произвести начисление и выплату денежной компенсации за произведенные расходы в ... г.н. за газоснабжение и электроэнергию, указав, что проживает на жилой площади ... и, указав номер лицевого счета, на который подлежат зачислению денежные средства.
Из копии сберегательной книжки истца следует, что денежные средства в сумме ... рублей ... копеек поступили на ее счет ....
Поскольку обязанность по составлению списков лиц, имеющих право на получение компенсации оплаты за коммунальные услуги, также как и обязанность предоставить эти списки в Управление социальной защиты населения в соответствии с законом возложена на отдел органов местного самоуправления в сфере образования, в данном случае ответчик не несет ответственность за задержку начисления и выплаты Токаревой Л.В. компенсации за ... годы, так как в списке, представленном в ... году была допущена ошибка, препятствующая начислению компенсации, после установления этой ошибки компенсация была начислена и выплачена истцу.
В связи с тем, что расчет компенсации за произведенные расходы в ... годах по газоснабжению и электроэнергии, выплаченной Токаревой Л.В., произведен в соответствии с законодательством Ростовской области, действующим на момент осуществления расчета, оснований для расчета компенсации, подлежащей выплате Токаревой Л.В., с применением иных нормативов расхода электроэнергии и газа, а также для применения иного тарифа у ответчика не было, исковые требования Токаревой Л.В. суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 12,15 ГК РФ, ст. 12, 56, 195-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Токаревой ... к Управлению социальной защиты населения Администрации Песчанокопского района Ростовской области о взыскании задолженности по коммунальным платежам отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Песчанокопский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 февраля 2011 года.
Судья Н.Р.Толмачева