Дело 2-2402 /2010
Решение
Именем Российской Федерации
03 ноября-2010 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В.
при секретаре Транзалове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шазиянова Раиса Мударисовича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности 2 группы и выплате задолженности
установил:
с 09.08.1987 по 02.10.1987 Шазиянов Р.М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С 22.03.1995 Шазиянов Р.М. стал инвалидом 2 группы и ему была назначена пенсия по инвалидности, как пенсия вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
08.02.2006 Шазиянову Р.М. исполнилось 50 лет и была назначена пенсия по старости. Однако, при определении размера пенсии в общий трудовой стаж не был включен период нахождения Шазиянова Р.М.. на инвалидности 2 группы. Инвалидность вследствие Чернобыльской катастрофы считается профессиональным заболеванием и в соответствии с п.п.4-9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в общий трудовой стаж включатся период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Считает, что период нахождения на инвалидности с 22.03.1995 по 31.12.2001 должен быть включен в общий стаж.
Учитывая, что пенсия по старости ему была назначена в меньшем размере, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодека Российской Федерации просит взыскать образовавшуюся задолженность за последние 3 года, так как ему причинены убытки.
Истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствии, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области Фисенко Е.А., действующая по доверенности № 5 от 13.10.2010, требования истца считает незаконными и необоснованными. В обосновании своих доводов пояснила, Шазиянову Р.М.. 22.03.1995 была назначена пенсия по инвалидности. С 08.02.2006 назначена трудовая пенсия по старости. Исчисление данного вида пенсии производится по нормам Федерального Закона № 173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» В соответствии с п.п. 4 п. 4 ст. 30 Закона № 173-Ф3 в общий трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессиональным заболеванием.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обесмпечении в Российской Федерации» (далее Закон № 166-ФЗ) и п.п. 1, 2 ст. 8 Закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» признание гражданина инвалидом, установление времени наступления инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определение причин инвалидности возложено на Государственную службу медико-социальной экспертизы. Только органы медико-социальной экспертизы имеют право устанавливать гражданину причину инвалидности в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Никакому другому органу данное право не предоставлено. В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности граждан Министерством труда и социального развития Российской Федерации были издано разъяснение от 15.04.2003 № 1 «Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденное постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 № 17 Пунктом 2 указанного Разъяснения предусмотрен перечень формулировок причин инвалидности, определяемых Федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы («общее заболевание», «профессиональное заболевание», «трудовое увечье», «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» и иные причины инвалидности). Причина инвалидности указывается в акте освидетельствования гражданина Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, выписка из которого направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина (п.29, п.35 Правил от 20.02.2006 г. № 95). Указанная выписка является документом, на основании которого лицу, признаному инвалидом, предоставляются меры социальной поддержки и пенсионное обеспечение.
Согласно выписке из акта освидетельствования <данные изъяты> причина инвалидности указана как «заболевание, полученное при ликвидации аварии на ЧАЭС»,
Учитывая изложенное, правовых оснований для включения Шазиянову Р.М. в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности II группы вследствие заболевания, связанного с аварией на ЧАЭС не имеется, поскольку установленная истцу причина инвалидности не предусмотрена п.п.. 4 п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которым в общий трудовой стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Для включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности необходимо, чтобы истцу была установлена органами МСЭ причинная связь его инвалидности с профессиональным заболеванием либо с увечьем, связанным с производством. Гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС, такие причины инвалидности не устанавливаются (за исключением лиц, состоявшим в штате ЧАЭС).
Шазиянов Р.М. не состоял в штате (трудовых отношениях) и не был направлен в командировку на данное предприятие, а был призван Первоуральским горвоенкоматом на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и относится к категории военнослужащих, что и дает ему право на получение двух пенсий.
Основанием для установления государственными учреждениями медико- социальной экспертизы указанных причин инвалидности согласно п. 26 постановления Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для рассмотрения и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", и пункту 30 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, являются акт о несчастном случае на производстве по форме 2 или акт о случае профессионального заболевания. Указанный порядок установления причин инвалидности распространяется и на граждан, ставших инвалидами вследствие аварии на ЧАЭС. В зависимости от формулировки причин инвалидности инвалиду предоставляются различные меры социальной поддержки, в том числе льготы по пенсионному обеспечению.
Причина инвалидности Шазиянова Р.М. - « заболевание, полученное при ликвидации аварии на ЧАЭС», дает ему право наряду с трудовой пенсией по старости, установленной в соответствии с Законом № 173-Ф3, получать пенсию по инвалидности в соответствии с п. 2 ст.8 Закона № 166-ФЗ, но не является основанием для включения периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж.
Согласно п.1 ст. Закона 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшими инвалидами вследствие военной трамвы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности государственная и трудовая пенсия но старости, что и получает Шазиянов Р.М.
Однако, если истцу будет установлена причинная связь инвалидности с профессиональным заболеванием либо увечьем, связанным с производством, Шазиянов Р.М. приобретет право на включение периода нахождения на инвалидности в общий трудовой стаж, но право на получение одновременно двух пенсий (трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности) истцом будет утрачено.
Кроме того, заявленные требования истца - обязать Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области произвести перерасчет трудовой пенсии за последние три года с учетом периода пребывания на инвалидности являются необоснованными в связи с тем, что истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика Фисенко Е.А., исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, действие настоящего Закона распространяется на инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировалось назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Федеральным законом от 18.07.2006 № 112-ФЗ в часть первую данной статьи внесены изменения, данной категории граждан пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, назначаются по желанию граждан в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
На основании Закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 20.11.1990 № 240-1 с 22.03.1995 Шазиянову Р.М. была назначена пенсия как инвалиду 2 группы вследствие трудового увечья (профессионального заболевания).
На основании пункта 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 08.02.2006 Шазиянову Р.М. назначена трудовая пенсия по старости.
При этом в общий трудовой стаж не был включен период нахождения на инвалидности с 22.03.1995 по 31.12.2001. В обоснование отказа удовлетворения требований Шазиноыв Р.М. ответчик ссылается на то, что в трудовой стаж наравне с работой включается инвалидность 1 и 2 группы вследствие увечья, связанного с производственным или профессиональным заболеванием, а Шазиянову Р.М. группа инвалидности была установлена вследствие заболевания, полученного при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Данный отказ суд признает неправомерным.
Согласно выписке из акта освидетельствования <данные изъяты> причина инвалидности истца Шазиянова Р.М. указана как «заболевание, полученное при ликвидации аварии на ЧАЭС»,
Статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулируется оценка пенсионных прав застрахованных лиц
Частью 4 вышеназванной статьи определено понятие общего трудового стажа как суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности граждан до 1 января 2002 года и определены периоды, которые включаются в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц. Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит
Согласно п.4 ч..4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в суммарную продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности включаются периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
В соответствии с пунктами 4, 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в общий трудовой стаж включается период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Период инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы может быть зачтен в общий трудовой стаж при условии подтверждения в установленном порядке причинной связи этой инвалидности у конкретного гражданина с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ вступил в силу с 01.01.2002.
На 31.12.2001 Шазиянов Р.М. получал пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), полученного на Чернобыльской АЭС, что подтверждается представленным отзывом, согласно которому Шазиянову Р.М с 22.03.1995 была назначена пенсия по Закону от 20.11.1990 № 340-1 «О государственном пенсионном обеспечении» по 2 группе инвалидности вследствие трудового увечья (проф.заболевания). С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не предусматривает различий в установлении размера пенсий по инвалидности в зависимости от причины инвалидности, то есть этот закон не предусматривает каких-либо особенностей установления пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Пенсия по инвалидности рассчитывается одинаково при любой причине инвалидности.
Поскольку инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС до 01.01.2002 считалась пенсией вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), требования истца о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности с с 22.03.1995 по 31.12.2001 являются правомерными и подлежат удовлетворению.
При назначении трудовой пенсии по старости 08.02.206 в нарушение закона Шазиянову Р.М.. в общий трудовой стаж не был зачтен период нахождения на инвалидности с 22.03.1995 по 31.12.2001.
Это повлекло назначение пенсии истцу в меньшем размере, чем должно было быть. Неправильный подсчет стажа привел к нарушению его прав и охраняемых законом интересов, в результате чего он недополучал положенную ему пенсию.
Поскольку право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ему был причинен ущерб, то он имеет право на возмещение убытков в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно данной статье, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Истцом заявлены требования о перерасчете пенсии за последние три года перед обращением в суд.
Ответчиком заявлено о процессуальных сроках.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К требованиям, заявленным истцом Шазияновым Р.М. общий срок исковой давности, который в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Суд считает, что требования Шазиянова Р.М. подлежат удовлетворению в полном объеме за период с 28.09.2007, учитывая дату обращения в суд с иском - 28.09.2010.
При таких обстоятельствах необходимо обязать Управление пенсионного фонда произвести Шазиянову Р.М. перерасчет трудовой пенсии по старости и выплатить задолженность за период с 28.09.2007 по 28.09.2010.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шазиянова Раиса Мударисовича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности и выплате задолжности - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области
принять к зачету в общий трудовой стаж Шазиянова Раиса Мударисовича период нахождения на инвалидности 2 группы с 22.03.1995 по 31.12.2001,
произвести Шазиянову Раису Мударисовичу перерасчет трудовой пенсии по старости и выплатить задолженность за период с 28.09.2007 по 28.09.2010.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08 ноября 2010 года.
Судья: подпись Е.В. Карапетян
Копия верна. Судья Е.В. Карапетян
Решение вступило в законную силу 19 ноября 2010 года
Судья Е.В. Карапетян
Секретарь: