Дело 2-2710/2010
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2010 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В.
при секретаре Транзалове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаловой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
установил:
с 1978 года по настоящее время Чалова Т.Н. работает библиотекарем (затем заведующей библиотекой) <данные изъяты>. Считая, что она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, 29.09.2010, Чалова Т.Н. обратилась в Управление пенсионного фонда в городе Первоуральске за назначением пенсии по старости по статье 27 пункта 1 п.п.19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Решением № 2455/189517 от 04.10.2010 в назначении пенсии ей отказано, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Данный отказ считает незаконным, в связи с чем, обратилась в суд.
В ходе судебного заседания представитель истца Чаловой Т.Н. - Колотилина Л.В. по существу спора пояснила, что в период трудоустройства 07.12.1978 и до 01.10.1993, то есть свыше 14 лет действовало Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959, согласно которому работа в должности библиотекаря (заведующей библиотекой) давала право на назначение пенсии за выслугу лет, то есть пенсия назначалась по количеству лет стажа работы по определенной специальности, а не в зависимости от возраста. С 01.10.1993 должность библиотекаря в последующие Списки педагогических работников, имеющих право выхода на пенсию досрочно, не была включена. Несмотря на это Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на невозможность придания обратной силы закона, ухудшающего положение граждан и означающему, по существу, отмену для лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими конкретных правоотношений. У гражданина сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, то есть на момент поступления на работу. За истцом Чаловой Т.Н. на протяжении 14 лет с 1978 по 1993 год государство признавало право на назначении пенсии досрочно. Поступая на работу, истец понимала, что сможет рассчитывать на довольно ограниченную заработную плату, однако ее устраивало право выйти на пенсию досрочно. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ранее приобретенные пенсионные права не могут исчезнуть у гражданина, что должен существовать переходный механизм, и должны быть введены определенные компенсации. Однако, в отношении библиотекарей школ эта проведено не было и единственным решением, при котором не нарушаются права истца, является назначение ей пенсии в соответствии с правовым механизмом, действовавшим до отмены ее прав. У Чаловой Т.Н. в соответствии с пунктом 2 приложения к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, статьи 80 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п.п.19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для назначения пенсии необходим стаж в педагогической деятельности не менее 25 лет, у истца Чаловой Т.Н. он имеется. Ответчик даже в период до 1993 года исключил периоды, когда она работала в должности старшего библиотекаря. По существу библиотекарь и старший библиотекарь имел одни и те же обязанности, а присутствие в наименовании должности слова «старший» предполагало лишь дополнительную обязанность в виде возложения на нее материальной ответственности.
Истец Чалова Т.Н. доводы своего представителя поддержала.
Представитель ответчика Фисенко Е.А. исковые требования Чаловой Т.Н. не признала в полном объеме. По существу пояснила, что на момент трудоустройства в 1978 году действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое утратило свою силу в 1993 году. Кроме того, просит учесть, что с 1990 года действует закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а с 01.01.2002 - Федеральный закон «О трудовых пенсиях Российской Федерации». Для назначения пенсии необходимо выполнение двух условий: это работа в учреждениях, предусмотренных Списком, а также в определенной должности. Общеобразовательная школа, в которой работает истец, это общеобразовательное учреждение, однако, должность библиотекаря с 1993 года исключена из Списка. Соответственно, Чаловой Т.Н. период после 1993 года не может быть включен в специальный педагогический стаж.
Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, суд находит требования Чаловой Т.Н. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона от 17.12.2001г. “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173 трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного ст. 7 вышеназванного закона возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;
Согласно п.3 ст.28 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма устанавливает общее правило распределения бремени доказывания, которое применяется, если иное не предусмотрено федеральным законом
На момент трудоустройства истца 07.12.1978 и до 01.10.1993 действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959, согласно которому работа в должности библиотекаря (заведующей библиотекой) давала право на назначение пенсии за выслугу лет, то есть пенсия назначалась по количеству лет стажа работы по определенной специальности, вне зависимости от возраста. С 01.10.1993 должность библиотекаря в последующие Списки педагогических работников, имеющих право выхода на пенсию досрочно, включена не была.
Право определенных категорий педагогических работников на льготное пенсионное обеспечение - досрочную трудовую пенсию предусмотрено п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ. Согласно этой статье закона лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, имеют право на досрочную трудовую пенсию независимо от возраста.
В соответствии с п. 2. ст. 27 вышеназванного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, может производиться по условиям и нормам, установленным в следующих нормативных правовых актах:
в Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» - до 06 сентября 1991 года,
в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет",.
в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, которым утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
В трех последних Списках отсутствует наименование должности «библиотекарь» и «заведующая библиотекой».
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Перечень учреждений, организация и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров ССР от 17.12.1959 года № 1397, содержит такое наименование должности как «библиотекарь» и такое наименование учреждений как « школа»
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 963 с 01.10.1993 постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории Российской Федерации.
Согласно записи в трудовой книжке истец с 30.08.1976 принята в <данные изъяты>. С 07.12.1978 Чалова Т.Н. переведена на должность старшего библиотекаря <данные изъяты>, с 07.09.1981 переведена на должность библиотекаря, с 19.08.1982 - вновь старший библиотекарь. С 01.01.1987 - должность старший библиотекарь переименована на должность «заведующий библиотекой»
С 07.12.1978 по 30.09.1993 Чалова Т.Н. работала в школе библиотекарем, старшим библиотекарем, заведующей библиотекой. Данный период подлежит включению в специальный педагогический стаж в полном объеме, в том числе и периоды работы 07.12.1978 по 06.09.1981, с 19.08.1982 по 31.12.1986 в должности старшего библиотекаря. Наименование такой должности как «старший» библиотекарь никакими нормативными документами не предусмотрено. Суд в данном случае соглашается с доводами истца, что такое наименование должности появилось после того, как на ее была возложена материальная ответственность. В календарном исчислении 2 непринятых периода составляют 07 лет 01 месяц 22 дня ( 02 года 09 месяцев и 04 года 04 месяца 22 дня)
Учитывая стаж, установленный Управлением пенсионного фонда 07 лет 08 месяцев 12 дней,, и принятый судом 07 лет 01 месяц 22 дня, общий специальный стаж истца составляет 14 лет 10 месяцев 04 дня, что не дает оснований говорить о наличии у Чаловой Т.Н. права на назначение пенсии с момента обращения, то есть с 29.09.2010
Суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части включения в специальный стаж периодов ее работы в должности заведующей библиотекой начиная с 01.10.1993
В силу п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, перечисленных в п.1 раздела “Наименование должностей” Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п.п. 1.1-1.14 раздела “Наименование учреждений” Списка, а работа в должностях, приведенных в п.2 раздела “наименование должностей” Списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела “Наименование учреждений” Списка.
Занимаемая истицей должность не включена в п.1 раздела “Наименование должностей” названного выше Списка, несмотря на то, что раздела “Наименование учреждений” данного Списка содержит указания на такое наименование учреждения как “ школа”.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 года № 197-О “ Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е.С. на нарушение их конституционных прав положениями п. 3 ст. 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” указано, “ что в соответствии с ФЗ “ О трудовых пенсиях в РФ” лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей ( в последствии в данной части Конституционным судом внесены изменения) имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста ( п.п. 10 п.1 ст. 28). В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости ( так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту права риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждении для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагополучному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, учитываются также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом ( ст. 19 ч. 1 Конституции Российской Федерации) либо как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение ( ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации).”
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Чаловой Татьяны Николаевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Решение Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области» об отказе в установлении Чаловой Татьяне Николаевне пенсии № 2455/189517 от 04.10.2010 признать частично незаконным в оспариваемой части.
Обязать Государственное учреждение «Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области»:
- принять Чаловой Татьяне Николаевне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды с 07.12.1978 по 06.09.1981, с 19.08.1982 по 31.12.1986
Исковые требования Чаловой Татьяны Николаевны о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периода с 01.10.1993 по 29.09.2010, а также в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, с момента обращения, то есть с 29.09.2010 оставить без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010 года.
Судья: подпись Е.В.Карапетян
Копия верна. Судья Е.В. Карапетян
Секретарь: