Дело 2-361/2011
Решение
Именем Российской Федерации
28 февраля 2011 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В.
при секретаре Кукушкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумихиной Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
установил:
длительное время Шумихина Л.А. работает в учреждениях здравоохранения города Первоуральска. Считая, что она имеет право на пенсию как медицинский работник, 13.09.2010 Шумихина Л.А. обратилась в Управление пенсионного фонда города Первоуральска за назначением пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы, о чем имеется решение об отказе в установлении пенсии от 25.10.2010 № 2300/186613.
Считая данный отказ не законным, Шумихина Л.А. обратилась в суд с иском. Просит включить из исключенного стажа ряд периодов, которые по ее доводам подлежат включению в стаж:
с 17.03.1992 по 09.12.1992 в должности лаборанта <данные изъяты>, который исключен в виду того, что она находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет,
С 25.09.1995 по 27.04.1999 в Санатории-профилактории <данные изъяты> в должности медсестры кабинета грязелечения, исключенный в виду того, что наименование учреждения не поименовано Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
С 16.02.2005 по 15.03.2005, с 15.01.2007 по 16.01.2007, 16.12.2008, с 05.11.2009 по 02.12.2009 в муниципальном учреждении «Городская поликлиника № 2» в должности медсестры по физиотерапии, ввиду того, что в системе индивидуального (персонифицированного) учета данные периоды по индивидуальному лицевому счету указаны без кода льготной профессии.
На период предоставления отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет действующее на то время законодательство включало данные отпуска в льготный стаж. Периоды прохождения стажировок, курсов усовершенствования является трудовыми обязанностями работника, так как в случае отказа не подтверждается квалификация. На включении в стаж донорских дней и дней без сохранения заработной платы не настаивает.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда в г. Первоуральске Новикова Е.С. исковые требования Шумихиной Л.А. не признала. Суду пояснила, что истцу не приняты к зачету в специальный трудовой стаж периоды работы в санатории-профилактории <данные изъяты>, так как не была представлена уточняющая справка о переименовании санатория-профилактория. В периоды с 25.09.1995 по 27.04.1999 санаторий-профилакторий не являлся юридическим лицом, являлся структурным подразделением <данные изъяты>. Такое наименование организации не предусмотрено Списками, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, от 29.10.2002 № 781. В медицинский стаж включается работа в учреждении, а не в обществе с ограниченной ответственностью. В Списках поименованы только такие учреждения здравоохранения как санатории (курорты) для лечения больных туберкулезом либо опорно-двигательного аппарата. Также обязательным является лечение больных людей, а не просто проведение профилактических оздоровительных мероприятий. Отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет предоставлялся без сохранения заработной платы, в связи с чем не подлежит включению в специальный стаж Периоды с 16.02.2005 по 15.03.2005, с 15.01.2007 по 16.01.2007, 16.12.2008, с 05.11.2009 по 02.12.2009 самим работодателем МУ «Городская поликлиника №2» в системе индивидуального (персонифицированного) указаны без кода льготной профессии.
Третье лицо без самостоятельных требований, привлеченное судом Муниципальное учреждение «Городская поликлиника №2» в судебное заседание не явилось, представив в материалы дела приказы по оспариваемым периодам.
Выслушав пояснения сторон, и исследовав материалы дела, суд находит требования Шумихиной Л.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного закона, Списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со статьями 27, 28 вышеназванного закона, порядок исчисления периодов их работы устанавливается определенными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В качестве обязательного условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости медицинским работникам Закон называет «осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения».
В период с 25.09.1995 по 27.04.1999 истец Шумихина Л.А. работала в Санатории-профилактории завода <данные изъяты> в должности медсестры кабинета грязелечения <данные изъяты>
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 3 квартал 2006 года в части вопросов, применения законодательства в сфере пенсионных и социальных правоотношений (вопрос № 17) указано, что силу п. 3 вышеназванных Правил работа в любой должности, указанной в разделе «Наименование должностей», включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе «Наименование учреждений» Списка.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп.20 п.1 ст.27 в редакции от 30.12.2008 № 319-ФЗ), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, содержит такое наименование учреждения как «санатории (курорты) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические».
Во всех представленных документах учреждение поименовано как «санаторий-профилакторий».
Различная трактовка наименований учреждения не может служить основанием для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.
Суд считает установленным, что работа истца была связана с лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения.
На основании свидетельства серии № присвоен статус юридического лица и переименован <данные изъяты> Согласно записи в трудовой книжке с 25.09.1995 по 27.04.1999 истец Шумихина Л.А. работала в должности медсестры кабинета грязелечения, то есть осуществляла медицинскую деятельность.
Это означает, что работа в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Следовательно, истец Шумихина Л.А., работая медицинской сестрой в многопрофильном санатории, осуществляющем лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям.
Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается исследованными в ходе судебного заседания документами, санаторий-профилакторий <данные изъяты> является многопрофильным.
Из Положения о санатории-профилактории <данные изъяты>», утвержденного 18.06.1996 (л.д.19-21), следует, что санаторий-профилакторий <данные изъяты> является лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначен для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих (и их детей) <данные изъяты> а также населения Свердловской области на основе договоров.
На осуществление медицинской деятельности <данные изъяты> была выдана лицензия (л.д.24).
Имеется сертификат, выданный структурному подразделению «физиотерапевтическое отделение» <данные изъяты> о присвоении квалификационной категории «третья Б» (л.д.28).
Согласно протоколу № 1 к сертификату, санаторию-профилакторию <данные изъяты> разрешены следующие виды медицинской деятельности: «Санаторно-курортная помощь» - терапия, в том числе: болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни опорно-двигательного аппарата, болезни периферической нервной системы; педиатрия, в том числе болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни опорно-двигательного аппарата (л.д.29).
Суд считает, что период работы истицы в данном учреждении должен быть включен в специальный трудовой стаж независимо от того, как формально называлось учреждение, так как наименование учреждения не меняет вида деятельности и не может быть основанием невключения данного периода в специальный стаж.
Приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации № 395 от 03.11.1999, № 627 от 07.10.2005 утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, куда включены и санатории-профилактории.
Законодатель, сохраняя при переходе на новую (страховую) систему пенсионного обеспечения льготные условия назначения пенсии для отдельных категорий работников, исходил из полезности, а в некоторых случаях и необходимости для государства (гражданского общества) их профессиональной деятельности, связанной, как правило, с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, а не наименованием, юридическим статусом и организационно – правовой формой организации, в которой она осуществлялась.
Управлением пенсионного фонда в г. Первоуральске ограничительно истолковывается употребляемый в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» термин «учреждение» исключительно в значении, в котором он используется в гражданском законодательстве (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации), что является недопустимым. На это же указано и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
В календарном исчислении период работы истца в должности медицинской сестры в санатории—профилактории <данные изъяты> с 25.09.1995 по 27.04.1999 составляют – 03 года 07 месяцев 03 дня.
Учитывая, что <адрес>, где расположен санаторий—профилакторий <данные изъяты>, отнесен к сельской местности, что не оспаривается сторонами и подтверждено представленными справками ( л.д. 88-89), подлежит подсчету в льготном исчислении 1 год работы считается за 1 год 03 месяца, соответственно, оспариваемый период составляет 04 года 05 месяцев 27 дней (03 года 07 месяцев 03 дня + 10 месяцев 24 дня).
Относительно первого оспариваемого периода с 17.03.1992 по 09.12.1992, который исключен в виду того, что Шумихина Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет, суд согласиться не может. Дата рождения ребенка истца 16.09.1990.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Соответственно период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3лет с 17.03.1992 до 06.10.1992 подлежит включению в специальный стаж, что в календарном исчислении составляет 06 месяцев 20 дней
Периоды работы истца с 16.02.2005 по 15.03.2005, с 05.11.2009 по 02.12.2009 в муниципальном учреждении «Городская поликлиника № 2» в должности медсестры по физиотерапии исключены ввиду того, что в системе индивидуального (персонифицированного) учета данные периоды по индивидуальному лицевому счету указаны без кода льготной профессии
Как установлено в ходе судебного заседания представленными в материалы дела доказательствами: табелями учета рабочего времени, приказами о направлении в командировку, в данные периоды Шумихина Л.А. находилась на курсах усовершенствования по «Физиотерапии». В соответствии с должностными обязанностями, занимаясь лечебной деятельностью, на медицинскую сестру возложена обязанность, и она имеет право на повышение своей квалификации на курсах усовершенствования не реже 1 раза в 5 лет.
Соответственно, данные периоды подлежат включению в специальный стаж. В календарном исчислении эти 2 периода составляют 01 месяц 28 дней
Для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Шумихиной Л.А. необходимо не менее 30 лет специального стажа, поскольку ее трудовая деятельность протекала как в городе, так и в сельской местности и поселках городского типа.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым признать незаконным в оспариваемой части решение Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Шумихиной Л.А. в установлении пенсии от 25.10.2010 № 2300/186613.
Стаж истца Шумихиной Л.А. на момент обращения 13.09.2010 составил 30 лет 10 месяцев 23 дня из них, установленный в ходе судебного заседания - 05 лет 02 месяца 15 дней, и принятый Управлением пенсионного фонда 25 лет 08 месяцев 08 дней, что дает основания говорить о наличии у истца права на назначение досрочной трудовой пенсии с момента обращения, то есть с 13.09.2010.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил:исковые требования Шумихиной Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Решение Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе ФИО2 в установлении пенсии от 25.10.2010 № 2300/186613 признать незаконным в оспариваемой части.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области:
-принять Шумихиной Людмиле Анатольевне к зачету в стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой в медицинских учреждениях, периоды:
с 17.03.1992 по 06.10.1992, с 25.09.1995 по 27.04.1999, с 16.02.2005 по 15.03.2005, с 05.11.2009 по 02.12.2009, из них с 25.09.1995 по 27.04.1999 с применением льготы 1 год работы за 1 год 3 месяца.
-назначить Шумихиной Людмиле Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с работой в медицинских учреждениях с момента обращения, то есть с 13.09.2010.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2011 года.
Судья: Е.В.Карапетян