Мотивированное решение изготовлено 31.03.2011.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года город Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд
в составе председательствующего судьи Опалевой Т.А.,
при секретаре Масленниковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-813 по иску Лясик Юлии Олеговны к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязании назначить пенсию,
У С Т А Н О В И Л:Лясик Ю.О., считая, что ее специальный медицинский стаж составляет более 30 лет, 11.11.2010 обратилась в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области (далее - УПФ) с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако в назначение пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы.Считая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, Лясик Ю.О. обратилась в суд с исковыми требованиями о признании за ней права на получение пенсии в соответствии со ст. 28 п. 1 пп. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»); обязании ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть с 11.11.2010.
В обоснование заявленных требований истец в своем заявлении указала, что ответчик принял к зачету для определения права на пенсию стаж только 27 лет 03 месяца 19 дней, не включив в этот стаж периоды:
- работы в должности фельдшера-диспетчера на <...> с 04.04.1984 по 13.08.1984,
- работы в должности фельдшера выездной бригады на <...> с 14.06.1989 по 31.07.1991, что в общем составляет 02 года 05 месяцев 28 дней.
Также не принят к зачету в стаж период нахождение на курсах повышения квалификации в качестве врача акушера-гинеколога с 05.11.2008 по 27.12.2008, который подлежит зачету в полуторном размере, то есть 02 месяца 18 дней.
Она - истец - не согласна с исключением из ее специального стажа вышеуказанных периодов, поскольку учеба на курсах повышения квалификации фактически является командировкой; должность фельдшера-диспетчера относилась к среднему медицинскому персоналу и по нормам ранее действовавшего законодательства период работы в этой должности должен засчитываться в специальный трудовой стаж; станция скорой помощи города Первоуральск, несмотря на отсутствие в наименовании слова «медицинская», всегда являлась государственным лечебным учреждением.
В ходе судебного заседания истец Лясик Ю.О. настаивала на заявленных требованиях о включении в специальный трудовой стаж периодов работы фельдшером-диспетчером и фельдшером бригады <...>, то есть 02 лет 05 месяцев 26 дней, а также дополнительно представив заявление об обязании ответчика зачесть в ее специальный трудовой стаж период работы с 05.11.2008 по 27.12.2008 (01 месяц 23 дня), определить дату назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с полученным стажем, согласившись с тем, что этот период не может быть принят к зачету в полуторном размере, пояснив, что продолжает работать акушером-гинекологом, курсы повышения квалификации фактически являются командировкой, обязательной каждые пять лет. В противном случае это отражается на подтверждении права медицинского учреждения заниматься медицинской деятельностью. Во время работы в выездной бригаде <...>, как и впоследствии после переименования учреждения, ее – истца – функции, место и график работы не менялись.
Представитель ответчика УПФ Новикова Е.А., действующая на основании доверенности (л.д. 27), иск не признала, представила отзыв (л.д. 30-31), в котором указала, что в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Стаж истца на соответствующих видах работ составил 27 лет 03 месяца 19 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии. Заключение по определению продолжительности стажа истца было подготовлено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, которым утвержден Список, не предусматривающий наименования должности фельдшер-диспетчер и наименования организации <...> Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации не включаются в специальный стаж, так как не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516). Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца период нахождения ее на курсах указан без кода льготной профессии, в связи с чем не может исчисляться как льготный стаж в полуторном размере. Сведения предоставлены работодателем.
Представитель третьего лица Управления здравоохранения городского округа Первоуральск Куминова Ю.М., действующая на основании доверенности (л.д. 26), в судебном заседании поддержала требования Лясик Ю.О., представила отзыв (л.д. 28-29), в котором указала, что согласно действовавшему до 01.11.1999 правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 № 464) работа истца в должности фельдшера по приему вызовов <...>фельдшер-диспетчер) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. В этом Списке предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. Должность фельдшера относится к должностям среднего медицинского персонала. Деятельность <...>, находившейся в ведении органов здравоохранения, является медицинской. Станция с момента создания находилась в ведомственной подчиненности Первоуральского горздравотдела, являлась лечебным учреждением и оказывала профильную медицинскую помощь жителям города. Периоды нахождения врача на курсах повышения квалификации или усовершенствования должны включаться в специальный стаж, так как такая учеба входит в должностные обязанности врача, на время такой учебы за врачом сохраняется средняя заработная плата, повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является обязательным условием получения медицинским учреждением лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с п. 5 пп. «д» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.
Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, суд находит исковые требования Лясик Ю.О. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», порядок исчисления периодов их работы устанавливается определенными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В качестве обязательного условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости медицинским работникам Закон называет «осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения».
В соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» установлены лишь виды социально-полезной деятельности, которая дает право на назначение пенсии на льготных условиях. Диспозиция пункта 2 статьи 27 этого Закона не свидетельствует о том, что установленные Правительством Российской Федерации перечни являются исчерпывающими по своему содержанию. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации как подзаконным актом в принципе не может ограничиваться, а равным образом произвольно истолковываться предусмотренное Федеральным законом право. Данные Списки являются лишь примерными и типовыми.
Станция скорой помощи являлась учреждением здравоохранения, так как оказывала медицинскую помощь населению и находилась в подчинении Первоуральского горздравотдела.
В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Факт осуществления истцом медицинской деятельности в должности фельдшера-диспетчера <...> с 04.04.1984 по 13.08.1984, фельдшера выездной бригады <...> с 14.06.1989 до 31.07.1991 подтверждается имеющейся в деле копией трудовой книжки истца (л.д. 21-24).
В трудовой книжке истца место работы в период со 02.08.1982 по 31.07.1994 указано как <...> (л.д. 21, 22). Из-за непредусмотренного Списком такого названия указанный период не включен в специальный стаж истца. Однако, различная трактовка наименований учреждения не может служить основанием для отказа истцу в назначении досрочной трудовой пенсии. Также не может являться основанием для отказа отсутствие в Списке наименования должности «фельдшер-диспетчер», так как в соответствии со Списком, утверждавшимся Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В пункте 1 Списка значились врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно уточняющей справке <...>, выданной 16.11.2010 за № <...> (л.д. 25), должность фельдшера-диспетчера относилась к должности среднего медицинского персонала. Период с 05.11.2008 по 27.12.2008, когда истец находилась на курсах повышения квалификации, подлежит зачету. Суд соглашается с доводами истца и представителя 3 лица о необходимости зачета этих периодов. Однако, исходя из того, что этот период по выписке из лицевого счета истца (л.д. 32-33) указан без кода льготной профессии, он не может исчисляться как льготный стаж в полуторном размере, то есть подлежит зачету как 01 месяц 22 дня.
Суд считает установленным, что работа истца была связана с лечебной деятельность и деятельностью по охране здоровья.
В календарном исчислении периоды составят:
с 04.04.1984 по 13.08.1984 - 04 месяца 09 дней,
с 14.06.1989 по 31.07.1991 – 02 года 01 месяц 17 дней,
с 05.11.2008 по 27.12.2008 – 01 месяц 22 дня. Всего 02 года 07 месяцев 20 дней.
В сумме со стажем, принятым к зачету для определения права на пенсию 27 лет 03 месяца 19 дней, на день обращения истца к ответчику за назначением пенсии, то есть 11.11.2010, ее стаж составит 29 лет 11 месяцев 07 дней, что менее требуемого стажа 30 лет (разница составляет 23 дня).
В связи с этим истец просит определить дату назначения ей пенсии исходя из того, что она продолжает работать врачом акушером-гинекологом в перинатальном центре (л.д. 24). Таким образом, датой назначения пенсии истцу будет являться 11.12.2010.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Лясик Ю.О. в установлении пенсии признать незаконным в оспариваемой части.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Лясик Юлии Олеговны удовлетворить.
Признать незаконным в части Решение начальника Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области от 29.12.2010 за № 2521/193104 об отказе в установлении пенсии Лясик Юлии Олеговне.
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области включить в специальный стаж Лясик Юлии Олеговны, учитываемый при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с 04.04.1984 по 13.08.1984,
- с 14.06.1989 по 31.07.1991,
- с 05.11.2008 по 27.12.2008.
Признать за Лясик Юлией Олеговной с 11.12.2010 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области назначить пенсию Лясик Юлии Олеговне с момента возникновения на это права, то есть с 11.12.2010.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Опалева Т.А.