14 июня 2011 года Первоуральский суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В. при секретаре Шиховой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бубновой Елены Германовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установил: длительное время Бубнова Е.Г. работает в образовательных учреждениях. 02.12.2010, считая, что ее специальный стаж составляет более 25 лет и она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии как педагогический работник, обратилась в Управление пенсионного фонда в г.Первоуральске с заявлением. Однако в назначении пенсии было отказано, о чем имеется решение № № от 16.02.2011. Считая данный отказ незаконным, Бубнова Е.Г. обратилась в суд с иском, просит обязать Управление пенсионного фонда назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с 02.12.2010. В ходе судебного заседания истец Бубнова Е.Г. на заявленных требованиях настаивает. Суду пояснила, что по образованию она клубный работник, окончила Свердловское культурно –просветительское училище. С 1975 года по настоящее время она работает в образовательных учреждениях на педагогических должностях. 02.12.2010 она обратилась с заявлением в Управление пенсионного фонда, но в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По подсчетам ответчика специальный стаж составил 06 лет 02 месяца 08 дней. Оспаривает периоды с 01.09.1975 по 11.09.1983 в должности аккомпаниатора в <данные изъяты>, с 12.09.1983 по 03.09.1984 в должности руководителя детского танцевального коллектива в <данные изъяты>, с 12.09.1990 по 31.01.1992 в должности балетмейстера <данные изъяты>, так как в педагогический стаж должна засчитываться деятельность в детских музыкальных, хореографических, хоровых студиях, которые создаются предприятиями, учреждениями и организациями на основе самоокупаемости. В эти периоды она работала с детьми 12-13 лет, обучала их танцам. Периоды с 01.09.1996 по 08.10.1997 в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> с 01.09.1998 по 16.03.1999 в должности педагог дополнительного образования в <данные изъяты> с 17.03.1999 по 02.12.2010 в должности педагог дополнительного образования в <данные изъяты> также подлежат зачету в специальный трудовой стаж, так как неверное наименование должности не должно лишать работника права на назначение льготной пенсии. Исходя из должностных обязанностей, ее должность должна именоваться организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, которая предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Представитель ответчика Управления пенсионного фонда в г.Первоуральске Новикова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Бубновой Е.Г. не признала. Суду пояснила, что по их подсчетам специальный трудовой стаж истца составил 06 лет 02 месяца 08 дней, что является недостаточным для назначения пенсии. Не были приняты к зачету в стаж периоды работы истца в должности аккомпаниатора в <данные изъяты>, руководителя детского танцевального коллектива в <данные изъяты>, балетмейстера в <данные изъяты> так как наименование должности и наименование учреждения не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Кроме того, документально не доказано, что это учреждение дополнительного образования детей. Периоды работы истца в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> также исключены из специального стажа, так как необходима работа в учреждениях, указанных в п.2 раздела «наименование учреждений» вышеуказанного Списка, что предусмотрено п.3 Правил от 29.10.2002 № 781. Представитель третьего лица Управления образования г.Первоуральска Калинина Е.А. требования истца поддержала в полном объеме, считает их законными и обоснованными. Исследовав материалы по делу, выслушав участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Бубновой Е.Г. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 вышеназванного закона возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2004 № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е.С. на нарушение их конституционных прав положениями п. 3 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что «в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (впоследствии в данной части Конституционным Судом Российской Федерации внесены изменения) имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста (подп.10 п.1 ст.28). В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (также как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту права риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждении для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагополучному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, учитываются также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам учреждениях и организациях. Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) либо как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации)». Судом установлено, что Бубнова Е.Г. работала в периоды с 01.09.1975 по 11.09.1983 в должности аккомпаниатора в <данные изъяты>, с 12.09.1983 по 03.09.1984 в должности руководителя детского танцевального коллектива в <данные изъяты>, с 12.09.1990 по 31.01.1992 в должности балетмейстера <данные изъяты>. Между тем, в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, а также в ранее действовавших Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, отсутствуют наименования указанных должностей. В данном случае отсутствует тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности в должностях аккомпаниатора в балетной студии, руководителя детского танцевального коллектива, балетмейстера Народной балетной студии и должности «педагог дополнительного образования». Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.01.1993 № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования. Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, а также в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. Как установлено в ходе судебного заседания имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истицы, которые не содержатся в нормативно-правовых актах. Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, наряду с должностью «педагог дополнительного образования» сохранено и прежнее название должности «руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)». Истцом также оспариваются периоды работы с 01.09.1996 по 08.10.1997 в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты>, с 01.09.1998 по 16.03.1999 в должности педагог дополнительного образования в <данные изъяты> с 17.03.1999 по 02.12.2010 в должности педагог дополнительного образования в <данные изъяты> Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, вступившим в силу с 01.11.1999, до указанной даты должность «педагог дополнительного образования» ранее действующими Списками предусмотрена не была. Таким образом, период работы Бубновой Е.Г. в должности «педагог дополнительного образования» мог быть включен в специальный стаж только с 01.11.1999. Однако, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка. Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067. Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности педагога дополнительного образования могла быть зачтена в специальный стаж работы Бубновой Е.Г. только в том случае, если бы на указанную дату истец имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. При таких обстоятельствах нет оснований для включения в специальный стаж оспариваемых периодов работы истца. В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» права на указанную пенсию у Бубновой Е.Г. не имеется. решил: исковые требования Бубновой Елены Германовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года. Судья: Е.В.Карапетян