Дело № 2-1194/2011 Решение Именем Российской Федерации 10 июня 2011 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Карапетян Е.В., с участием представителя прокуратуры города Первоуральск Андриянова Е.В., при секретаре Шиховой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Первоуральск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» об устранении нарушений в сфере обеспечения безопасного функционирования гидротехнических сооружений, установил: прокурора города Первоуральск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск (далее по тексту УЖКХ г.Первоуральска), Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее по тексту ППМУП «Водоканал») об устранении нарушений в сфере обеспечения безопасного функционирования гидротехнических сооружений – ГТС Верхне - Шайтанского водохранилища. В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой г.Первоуральска была проведена проверка исполнения законов в сфере обеспечения безопасного функционирования гидротехнических сооружений, в том числе – ГТС Верхне- Шайтанского водохранилища, класс II, объемом 2, 98 млн.куб метров, длиной 245 метров, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником сооружения является администрация городского округа Первоуральск, сооружение передано в хозяйственное ведение ПМУП «Водоканал» по распоряжению комитета по управлению имуществом от 22.09.1997 №. В ходе проверки были выявлено, что в нарушение ст.ст. 9, 10 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - ФЗ № 117) и Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации ГТС» ППМУП «Водоканал», осуществляя фактическую эксплуатацию ГТС Верхне-Шайтанского водохранилища, не имеет декларацию безопасности, разрешение на эксплуатацию; отсутствует государственная охрана данного ГТС. Невыполнение требований закона, регламентирующих правила безопасности при эксплуатации ГТС в городском округе Первоуральск нарушает конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную среду, право на здоровье, на жизнь, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением требований в области окружающей среды. Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что ответственность за вышеуказанные нарушения законодательства должна нести администрация городского округа Первоуральск, которая выражает интересы собственника ГТС, то есть городского округа. Просит обязать ответчика в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия: -разработать и представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище, соответствующую требованиям Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в редакции Закона от 27.12.2009; -представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище; -обеспечить государственную охрану гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище. Представитель ответчика администрации городского округа Первоуральск Проскурякова Ю.В., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что администрация городского округа Первоуральск не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, так как собственником ГТС Верхне-Шайтанского водохранилища является городской округ Первоуральск. Управление имуществом осуществляет функциональный орган местного самоуправления Комитет по управлению имуществом городского округа Первоуральск. Администрация городского округа Первоуральск никогда не владела ГТС и не занималась его эксплуатацией. Реализуя свои полномочия в части управления муниципальным имуществом, Комитет по управлению имуществом Распоряжением от 22.09.1997 №-а передал ГТС на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал». Представитель ответчика УЖКХ г.Первоуральска Лумпова К.М., действующая на основании доверенности № от 23.09.2010, иск не признала, представив отзыв в письменном виде. Суду пояснила, что фактически эксплуатация указанного гидротехнического сооружения осуществляется ППМУП «Водоканал». В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 «О безопасности гидротехнических сооружений», являясь эксплуатирующей организацией, ППМУП «Водоканал» обязано финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечить его безопасность. Следовательно, ППМУП «Водоканал» несет ответственность за соблюдение гидротехнических правил и норм при эксплуатации гидротехнического сооружения. Представитель ответчика ППМУП «Водоканал» Чернопятова Е.Н., действующая на основании доверенности № от 11.01.2011, иск не признала, представила отзыв в письменном виде. Пояснила суду, что бремя содержания имущества лежит на собственнике этого имущества. ПМУП «Водоканал» собственником спорного объекта Верхне-Шайтанского ГТС не является, данный объект предан им на праве хозяйственного ведения. В тарифе на услуги водоснабжения на 2011 год затраты на содержание ГТС отсутствуют, то есть в настоящее время ППМУП «Водоканал» не имеет возможности производить какие-либо работы по плотине за счет тарифа. Возможное наступление негативных последствий вследствие ненадлежащей эксплуатации гидротехнического сооружения может затронуть права и законные интересы всего городского округа, а мероприятия по обеспечению безопасности функционирования гидротехнического сооружения являются дорогостоящими и включают в себя как единовременные разовые затраты на разработку нормативно-технической документации и организации охраны, так и ежегодные на страховые взносы и содержание охраны, а ППМУП «Водоканал» не имеет самостоятельной возможности по урегулированию данного вопроса. Учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств является УЖКХ г.Первоуральска, ответственность должна быть возложена на УЖКХ г.Первоуральска. Представитель третьего лица Межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился. О дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица Финансовое Управление администрации городского округа Первоуральск Горожанкина Н.В., действующая на основании доверенности № от 25.04.2011, пояснила суду, что Финансовое управление Администрации городского округа Первоуральск - функциональный орган Администрации городского округа Первоуральск, выполняющий функции по формированию и исполнению бюджета городского округа Первоуральск и осуществлению других полномочий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Первоуральской городской Думы от 30.09.2010 № 251 «Об учреждении финансового управления Администрации городского округа Первоуральск и утверждении Положения о финансовом управлении Администрации городского округа Первоуральск». В соответствии с решением Первоуральской городской Думы от 16.12.2010 № 301 «О бюджете городского округа Первоуральск на 2011 год» финансирование водохозяйственных мероприятий по содержанию гидротехнических сооружений, в частности на Верхне-Шайтанском водохранилище, не предусмотрено. Главным распорядителем бюджетных средств по данному разделу является Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Верхне-Шайтанское водохранилище передано ППМУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения в 1997 году. ППМУП «Водоканал» является муниципальным унитарным предприятием, созданным с целью обеспечения устойчивого водоснабжения и водоотведения; получения прибыли. Поскольку использование гидротехнических сооружений, (переданной в хозяйственное ведение ППМУП «Водоканал» плотины Верхне-Шайтанского водохранилища») невозможно без декларации безопасности, обязанность по оформлению декларации лежит на ППМУП «Водоканал», как на эксплуатирующей организации. Суд, выслушав стороны, третьих лиц, исследовав представленные материалы, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что ГТС Верхне-Шайтанского водохранилища, расположенное на реке <адрес>, зарегистрировано в качестве собственности городского округа Первоуральск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от 26.07.2004. Данное ГТС передано в хозяйственное ведение ПМУП «Водоканал», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № <адрес> от 26.07.2004. В ходе прокурорской проверки исполнения законов в сфере обеспечения безопасного функционирования ГТС Верхне-Шайтанского водохранилища были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: отсутствуют декларация, разрешение на эксплуатацию, государственная охрана данного ГТС. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природоиспользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 1 того же Закона под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ) статьей 39, регламентирующей права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при использовании водных объектов: собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: -не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; -содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; -своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. В соответствии со ст.ст. 9, 15, 16, 17 ФЗ № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник ГТС и эксплуатирующая организация должны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС; развивать системы контроля за состоянием ГТС; систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварии ГТС; обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии ГТС; организовывать эксплуатацию ГТС и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС; финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС. В соответствии со ст. 19 ФЗ № 117 нарушениями законодательства о безопасности ГТС являются строительство и эксплуатация ГТС, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности ГТС или проведения государственной экспертизы проектной документации ГТС или государственной экспертизы декларации безопасности ГТС; невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью ГТС; нарушение норм и правил безопасности ГТС при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации; непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены ГТС, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения ГТС и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 117 на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации ГТС, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник ГТС или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности ГТС, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии ГТС критериям безопасности. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация представляют декларацию безопасности ГТС в орган надзора за безопасностью ГТС. Поступление декларации в такой орган является основанием для внесения ГТС в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации ГТС либо его восстановление или консервацию. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительством Российской Федерации от 06.11.1998 № 1303 утверждено Положение «О декларировании безопасности гидротехнических сооружений», которым определено содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется - декларация безопасности) и осуществления ее государственной экспертизы. В соответствии с данным Положением: п. 2. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации; п.3. Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации. Собственником ГТС Верхне-Шайтанское водохранилище является городской округ Первоуральск. Одним из органов местного самоуправления городского округа Первоуральск в соответствии с его Уставом является его администрация, в компетенцию которой не входят действия в отношении эксплуатации муниципального имущества, к каковым относится ГТС Верхне-Шайтанское водохранилище. Данное имущество в 2008 году передано на праве хозяйственного ведения ППМУП «Водоканал», которое осуществляет непосредственную эксплуатацию данного ГТС. Данный факт сторонами не оспорен. Таким образом, ответственность по данным исковым требованиям должно нести ППМУП «Водоканал». Еще одним органом местного самоуправления является УЖКХ г.Первоуральск, в ведомственном подчинении которого в части осуществления расходных полномочий по бюджетным средствам, направляемым на финансирование жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, находится ППМУП «Водоканал» (пункт 14 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, пункт 4 Приложения № 1). Поэтому данный орган местного самоуправления также должен нести ответственность по иску в рамках данного дела. Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и обязать ППМУП «Водоканал» и УЖКХ г.Первоуральска: -разработать и представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище, соответствующую требованиям Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в редакции Закона от 27.12.2009; -представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище; -обеспечить государственную охрану гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора города Первоуральск в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, Первоуральскому производственному муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» об устранении нарушений в сфере обеспечения безопасного функционирования гидротехнических сооружений - удовлетворить. Обязать Первоуральское производственное муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: -разработать и представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора декларацию безопасности гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище, соответствующую требованиям Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в редакции Закона от 27.12.2009; -представить в надзорный орган Уральское Управление Ростехнадзора документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище; -обеспечить государственную охрану гидротехнического сооружения Верхне-Шайтанское водохранилище. Исковые требования к администрации городского округа Первоуральск оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2011 года. Судья - Е.В.Карапетян