Гражданское дело по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства го Первоуральск Гайдукова С.С.



Дело №2-2087/2011

Мотивированное решение составлено 22 августа 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Первоуральск 16 августа 2011 г

Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Кормильцевой И.И.,

при секретаре Азаровой О.Г.,

с участием представителя заявителя Лумповой К.М., представителя заинтересованного лица Черноголова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2087/2011 по заявлению начальника Управления Жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Гайдукова С.С. о признании незаконных действий (предписания) Главного государственного санитарного врача по городу Первоуральску, Шалинскому району и поселку Староуткинск начальника Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Бусырева С.А. об устранении нарушений санитарных правил,

установил:

08.07.2011 Главным государственным врачом по городу Первоуральску, Шалинскому району и поселку Староукинск Начальником Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области С.А. Бусаревым по результатам рассмотрения информации Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.05.2011 № 03\2149 с жалобой жителей многоквартирного дома в <адрес> начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил. Предписано:

- оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора в районе жилого дома <адрес> в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения» в срок до 27.07.2011;

- оборудовать площадку перед подъездом № <данные изъяты> жилого дома № <адрес> в соответствии с п.2.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» в срок до 27.07.2011.

Не согласившись с указанным предписанием, начальник УЖКХ и С Гайдуков С.С. обратился в суд с заявлением о признании предписания незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя Лумпова К. М. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просила признать вынесенное предписание от 08.07.2011 незаконным и отменить его по следующим основаниям.

Согласно пункта 3.1. Решения Первоуральской городской Думы от 04.06.2009 года № 89 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск» должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от правового статуса, формы хозяйственной деятельности в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить:

-устройство контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, размещаемых в соответствии с действующими нормами и требованиями на специально отведенных площадках, соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции.

-своевременный вывоз с закрепленной территории отходов производства и потребления, не допуская сжигания отходов во дворах на территориях жилых кварталов, строительных площадках и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз, размещение и переработку отходов производства и потребления с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

-регулярную уборку закрепленной уличной, дворовой, внутриквартальной и другой территории, мест общего пользования жилых и общественных зданий и сооружений, очистку территории от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенения, при этом организация рациональной системы сбора, временного хранения, обезвреживания отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям действующих нормативно-технических документов (Правил, СанПиН и др.).

Согласно пункта 4 Положения об УЖКХиС является юридическим лицом – бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из бюджета городского округа Первоуральск в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

В бюджете городского округа Первоуральск (решение Первоуральской городской Думы № 301 от 16.12.2010 года «О бюджете городского округа Первоуральск на 2011 года») для УЖКХиС не предусмотрено финансирование на проведение мероприятий по оборудованию контейнерный площадок.

Предпринимательской деятельностью УЖКХиС не занимается, самостоятельной прибыли не имеет, в связи с чем, лишено возможности оказывать финансирование мероприятий, не предусмотренных бюджетом городского округа Первоуральск.

В соответствии со статьей 38 Устава городского округа Первоуральск к компетенции УЖКХиС относится реализация муниципальной политики в сфере организации сбора, вывоза, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с Положением об УЖКХиС, утвержденном Постановлением Главы МО «Город Первоуральск» № 4165 от 30.12.2005, УЖКХиС осуществляет функции контроля за размещением отходов производства и потребления, контроля за соблюдением санитарно - экологического законодательства.

В соответствии с пунктом 6.3. САнПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» - учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.

Указанные правила на органы местного самоуправления, в частности на УЖКХиС, не распространяются. Ответственность за выполнение мероприятий (то есть выполнение контрольной функции) возлагается на Начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Гайдукова С.С. Оборудование площадки перед подъездом также входит в обязанности исполнителя коммунальной услуги «содержание и ремонт многоквартирного дома», так как площадь входит в «придомовую территорию», и в данном случае не имеет значения отмежован или нет земельный участок. Полномочия по контролю по вопросам благоустройства, уборки мусора, состояния внутриквартальных городских дорог возложены в июне 2011 года на Муниципальное коммунальное управление городского хозяйства.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Черноголова О.Н. считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, поскольку УЖКХиС является основным координатором действий управляющих компаний, на УЖКХиС возложены работы по сбору и вывозу ТБО. Земля под контейнерами находится в муниципальной собственности, контейнерные площадки не оборудованы, управляющие компании не могут их оборудовать. Управляющей организацией в отношении многоквартирного дома <адрес> является по их сведениям ООО «Первоуральская жилищная компания». УЖКХ и С должны скоординировать действия управляющей компании, вынести приказ. Представитель заинтересованного лица пояснила также, что контейнеры у многоквартирного дома <адрес> есть, но площадка не оборудована в соответствии с санитарными нормами и правилами, какие конкретно требования п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 нарушены, не могла пояснить, так как акт обследования объекта отсутствует. По второму пункту предписания пояснила, что УЖКХиС должно сделать твердое покрытие перед подъездом дома, которого сейчас нет, основания предъявления такого требования к УЖКХиС пояснить не могла.

Суд, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица считает заявление начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, при рассмотрении поступившей информации из Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 16.05.2011, с жалобой жителей жилого многоквартирного дома <адрес>, выявлены нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно:

- не оборудована площадка для установки контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора;

- перед подъездом № <данные изъяты> жилого дома № <адрес> у площадки отсутствует твердое покрытие.

Требования к оборудованию площадки перед домом и контейнерной площадки предусмотрены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствии п.2.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия.

Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно ст. Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Из совокупности указанных норм следует, что осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора входит в компетенцию органов Роспотребнадзора, которые имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, таким образом, предписание внесено заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий.

При этом суд отмечает, что требования предписания от 08.07.2011 сформулированы крайне некорректно, не указано какие именно положения пункта 8.2.5 санитарных норм и правил не выполняются при оборудовании контейнерной площадки, в судебном заседании представитель заинтересованного лица также не могла пояснить, что должен был сделать заявитель, акт обследования объектов отсутствует.

Суд считает, что предписание от 08.07.2011, вынесенное начальнику УЖКХиС незаконно, так как данный орган местного самоуправления не является субъектом исполнения этого предписания по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.7.1 и 3.7.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Сбор бытовых отходов следует производить в:

переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.;

контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более.

В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм.

При обустройстве контейнерных площадок должны быть выполнены требования ст. ст. 12, 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункты 3.1.1. и 3.1.2. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от 04.06.2009.

Согласно Уставу го Первоуральск, Положению об УЖКХ и С го Первоуральск, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным самостоятельными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 16.15 и 16.16 Положения об УЖКХ и С, утвержденном Постановлением Главы МО « Город Первоуральск» № 4165 от 30.12.2005, УЖКХ и С осуществляет функции контроля за размещением отходов производства и потребления и контроля за соблюдением санитарно - экологического законодательства (л.д.10).

Согласно пункта 3.1. Решения Первоуральской городской Думы от 04.06.2009 года № 89 «Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Первоуральск» должностные лица предприятий, учреждений, организаций, независимо от правового статуса, формы хозяйственной деятельности в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить:

3.1.1. Устройство контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, размещаемых в соответствии с действующими нормами и требованиями на специально отведенных площадках, соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции.

3.1.2. Своевременный вывоз с закрепленной территории отходов производства и потребления, не допуская сжигания отходов во дворах на территориях жилых кварталов, строительных площадках и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз, размещение и переработку отходов производства и потребления с организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В нарушение требований ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не могло обосновать, на чем основано требование к УЖКХ и С об устройстве твердого покрытия у подъезда жилого многоквартирного дома. Суд считает возможным согласиться с доводами заявителя, что данная площадка находится на земельном участке придомовой территории, привести данную площадку в соответствие с требованиями санитарных правил обязаны собственники многоквартирного дома либо организация, с которой собственники заключили договор на обслуживание и ремонт многоквартирного дома.

Из анализа данных норм следует, что субъектом данного предписания может быть организация по обслуживанию жилищного фонда, к которым УЖКХ и С не относится. Суд считает, что предписание от 08.07.2011, вынесенное начальнику УЖКХ и С го Первоуральск незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление начальника Управления Жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Гайдукова Сергея Сергеевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Главного государственного санитарного врача по городу Первоуральску, Шалинскому району и поселку Староуткинск начальника Первоуральского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Бусырева С.А. об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 08.07.2011 №01-22-01-04/1/2528.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Свердловском областном суде в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательном виде через Первоуральский городской суд.

Судья: И.И.Кормильцева