Гражданское дело по иску прокурора г. Первоуральска к администрации ГО Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск, Новоуткинскому сельскому территориальному управлению ГО Первоуральск.



Дело № 2-1180/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Свердловская область, г. Первоуральск

20 июня 2011 года

Первоуральский городской суд в составе судьи Коренева А.С.,

при секретаре Верещагиной Э.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г. Первоуральска к Администрации ГО Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск, Новоуткинскому сельскому территориальному управлению ГО Первоуральск

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Первоуральска обратился в суд с иском к администрации городского округа Первоуральск с иском, в котором указал, что прокуратурой г.Первоуральска была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасного функционирования гидротехнического сооружения (далее – ГТС) Новоуткниского пруда по адресу г. Первоуральск, р. Сухая Утка. Собственником данного имущества является администрация городского округа Первоуральск.

В ходе проверки были установлены и выявлены следующие нарушения законодательства:

В нарушение ст.ст.9,10 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ и постановления Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации ГТС" администрация городского округа Первоуральск, являясь собственником ГТС, не имеет декларацию безопасности гидротехнических сооружений, разрешение на его эксплуатацию, персонал, эксплуатирующий ГТС не проходил обучение и не аттестован в области безопасной эксплуатации ГТС, отсутствует государственная охрана данного ГТС. Не имеется договора страхования гражданско-правовой ответственности в результате аварии ГТС на время эксплуатации, что противоречит требованиям ст.ст.15, 17 ФЗ N 117-ФЗ. Не имеется договора на государственную охрану. Данные нарушения указаны в письме администрации ГО Первоуральск от 28.03.2011 № 01-1250.

Исполнение закона о безопасности ГТС, финансирование данных мероприятий, в том числе разработки и согласования декларации безопасности ГТС, заключение договоров страхования, договоров на государственную охрану должны осуществляться собственником ГТС. При невыполнении требований закона, регламентирующих правила безопасности при эксплуатации ГТС в городском округе Первоуральск, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь, так как возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области окружающей среды.

Просил обязать администрацию городского округа Первоуральск в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и представить в надзорный орган - Уральское Управление Ростехнадзора по УрФО декларацию безопасности гидротехнического сооружения Новоуткинского пруда, представить в надзорный орган - Уральское Управление Ростехнадзора по УрФО документы для получения разрешения на эксплуатацию ГТС Новоуткинского пруда, заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности в результате аварий на время эксплуатации ГТС Новоуткинского пруда, обеспечить государственную физическую охрану ГТС Новоуткинского пруда (л.д.5-6).

В ходе судебного разбирательства к участию в деле по ходатайству прокурора в качестве соответчика было привлечено Новоуткинское сельское территориальное управление, а в качестве третьего лица Управление ЖКХ и строительства г. Первоуральск (л.д. 32).

В судебном заседании от 02.06.2011 по ходатайству прокурора в качестве соответчика было привлечено УЖКХ и строительства ГО Первоуральск.

В судебном заседании прокурор – старший помощник прокурора г. Первоуральска поддержал доводы иска в полном объёме, дополнительно пояснил, что настаивает на удовлетворении исковых требований к обоим ответчикам. Физическая охрана означает необходимость заключения договора на охрану объекта с вневедомственной охраной. Положения постановления Правительства РФ распространяются на данное сооружение, поскольку плотина расположена в пос. Новоуткинск, который входит в состав городского округа Первоуральск, а поскольку г. Первоуральск является городом областного подчинения, соответственно, и пос. Новоуткинск следует рассматривать как населенный пункт краевого, областного подчинения.

Представитель Администрации ГО Первоуральск в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Ранее был представлен отзыв, в соответствии с которым Администрация указала, что исковые требования не признает, поскольку является ненадлежащим ответчиком, Администрация ГО Первоуральск является не единственным органом местного самоуправления. Управлением муниципальным имуществом занимается Комитет по управлению имуществом ГО Первоуральск, Администрация ГО Первоуральск никогда не владела ГТС и не занималась его эксплуатацией. Комитет по управлению имуществом передал плотину в оперативное управление Новоуткинскому сельскому территориальному управлению, которое и является эксплуатирующей организацией.

Представитель Новоуткинского сельского территориального управления – начальник СТУ – Кукаркин Е.В. в судебном заседании пояснил, что Новоуткинское СТУ является правопреемником Администрации пос. Новоуткинск. На балансе Новоуткинского СТУ находится плотина. Данную плотину какая-либо организация не обслуживает, наблюдением за состоянием плотины занимается лично он, либо его заместитель. При эксплуатации плотины: поднятии и опускании шлюзов затвора, нуждаемости в ремонте плотины, они руководствуются своим личным опытом. У них нет специальной подготовки для эксплуатации плотины, также такое лицо не предусмотрено в структуре СТУ. На плотину выделяются денежные средства, необходимые при выполнении работ в период паводка. Последний раз это было <данные изъяты> рублей. Иных денежных средств не выделяется. Вопросами финансирования занимается УЖКХ г. Первоуральска.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управление ЖКХ и строительства в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что надлежащим ответчиком является эксплуатирующая организация, такой организацией является Новоуткинское СТУ, у которой данная плотина находится в оперативном управлении. В компетенции УЖКХ отсутствуют полномочия по эксплуатации ГТС.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Собственником гидротехнического сооружения – плотины Новоуткинского пруда на р. Сухая Утка, протяженностью <данные изъяты> метров, расположенной по адресу г.Первоуральск, п.Пильная является городской округ Первоуральск, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2005 (л.д. 22).

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом Муниципального образования г. Первоуральск от 05.04.1999 № 193 указанная плотина закреплена на праве оперативного управления за Администрацией пос. Новоуткинск (л.д. 21). Новоуткинское сельское территориальное управление является правопреемником Администрации пос. Новоуткинск, что подтверждается копией постановления от 28.12.2005 № 4075 (л.д. 25).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относят в том числе плотины. Эксплуатирующей организацией может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В силу ст.9 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ (в ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация кроме прочего обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" в обязанности собственника гидротехнического сооружения входит составление декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности, и представление ее в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Такая декларация в силу указанной нормы является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Ответчики не оспаривают тот факт, что ни одно из тех требований, на выполнении которых настаивает прокурор, в отношении плотины не выполнено. Это подтверждается также пояснительной запиской в адрес Свердловского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 7 – оборот), копией постановления по делу об административном правонарушении, которым заместитель главы городского округа Первоуральск привлечен к административной ответственности за невыполнение требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

Спор возник о том, какой именно орган местного самоуправления обязан выполнять мероприятия, предусмотренные законом.

При решении вопроса о субъектном составе лиц, которые привлечены в качестве ответчиков суд исходит из следующего и конкретных обязанностей, которые необходимо возлагать на того или иного ответчика суд исходит из следующего.

По смыслу Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", а также из характера назначения данного сооружения плотина как одно из гидротехнических сооружений является источником повышенной опасности. В связи с данным обстоятельством, вопросам регулирования безопасности при эксплуатации плотины посвящен специальный закон. Вместе с тем, вопросы об обеспечении безопасности непосредственно связаны с несением бремя собственности, т.е. регулируется общими положениями законодательства РФ о собственности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Собственником плотины является муниципальное образование – городской округ Первоуральск, который в гражданском обороте и в отношениях с третьими лицами выступает в лице органов местного самоуправления, на которые возложены те или иные функции. Вопрос о распределении полномочий и компетенции разрешается Уставом Городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94.

01.04.1999 плотина была передана в муниципальную собственность от ОАО «Искра», что подтверждается информацией, содержащейся в свидетельстве о государственной регистрации (л.д. 22). 05.04.1999 плотина была передана в оперативное управление администрации пос. Новоуткинск, правопреемником которой в настоящее время является Новоуткинское сельское территориальное управление. Как пояснил в судебном заседании начальник Новоалексеевского СТУ Кукаркин Е.В. в составе территориального управления отсутствуют какие-либо специалисты по обслуживанию плотины, контроль за плотиной осуществляет непосредственно он, либо его заместители на основе личных наблюдений и своего жизненного опыта. Финансированием СТУ занимается Управление ЖКХ и строительства Администрации ГО Первоуральск.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 6 Устава городского округа Первоуральск к вопросам местного значения городского округа среди прочего относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Устава ГО Первоуральск администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава.

В компетенцию Администрации ГО Первоуральск входит также в соответствии с пдп. 13 п. 1 ст. 31 Устава: организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

В соответствии с пдп. 17 п. 1 ст. 31 Устава Администрация проводит также осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Новоуткинское сельское территориальное управление является территориальным органом местного самоуправления, обеспечивающего комплексное управление территорией, на которой оно осуществляет свою деятельность, полномочия и компетенция предусмотрена соответствующим Положением (л.д. 26-30). В соответствии с Уставом ГО Первоуральск (ст. 40 п. 4) к полномочиям территориальных органов относятся: 1) организация благоустройства и озеленения на подведомственной территории; 2) осуществление контроля за использованием земель на подведомственной территории; 3) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов на подведомственной территории; 4) осуществление иных полномочий в соответствии с Положениями о территориальных органах, действующим законодательством и настоящим Уставом.

В соответствии с п. 7 ст. 40 Устава расходы на осуществление деятельности территориальных органов осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов.

Полномочия и компетенция Новоуткинского сельского территориального управления свидетельствует о том, что данный орган не является организацией, эксплуатирующей плотину, передача в оперативное управление не отвечает, в первую очередь, такому требованию как обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Кроме того, право оперативного управления за Новоуткинским СТУ в установленном порядке не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах выполнение требований действующего законодательства в части обеспечения безопасности плотины следует возложить на Городской округ Первоуральск в лице Администрации ГО Первоуральск.

При решении вопроса о возложении такой обязанности, как обеспечение охраны объекта, суд учитывает следующее.

В соответствии с п. 14 «Перечня объектов, подлежащих государственной охране», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587, гидротехнические сооружения, коллекторы водохранилищ, водопроводные станции и объекты водоподготовки в крупных промышленных центрах, в населенных пунктах краевого и областного подчинения должны обеспечиваться государственной охраной.

Вопрос об отнесении населенного пункта к уровню подчинения на 1992 год регламентировался Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. "О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР". В соответствии с п. 8 Положения, утвержденным Указом от 17.08.1982, к категории городов республиканского (АССР), краевого и областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов республиканского (АССР), краевого и областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Плотина находится в пос. Новоуткинск, посёлок действительно входит в состав городского округа Первоуральск, однако является самостоятельным населенным пунктом, что подтверждается ст. 3 Устава ГО Первоуральск, численность населения 5600 человек, населенный пункт с очевидностью не отвечает требованиям, указанным в п. 8 Положения.

При таких обстоятельствах ГТС нельзя рассматривать как расположенную в населенном пункте краевого или областного подчинения, соответственно, отсутствуют основания для возложения в судебном порядке на собственника такой обязанности как обеспечение государственной охраны.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Первоуральска удовлетворить частично.

Обязать собственника гидротехнического сооружения плотины Новоуткинского пруда - Городской округ Первоуральск в лице Администрации ГО Первоуральск:

- разработать и представить в надзорный орган – Уральское управление Ростехнадзора по УрФО декларацию безопасности ГТС Новоуткинского пруда;

- представить в Уральское Управление Ростехнадзора по УрФО документы для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения плотнины Новоуткинского пруда;

- заключить договор страхования гражданско-правовой ответственности в результате аварий на время эксплуатации гидротехнического сооружения плотины Новоуткинского пруда.

В удовлетворении требования об обязании заключить договор на охрану гидротехнического сооружения – плотины Новоуткинского пруда – отказать.

Отказать в удовлетворении требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск, к Новоуткинскому сельскому территориальному управлению.

Решение может быть обжаловано в Свердловском областном суде путем подачи кассационной жалобы через Первоуральский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме..

Мотивированное решение составлено 27.06.2011.

Судья: подпись. А.С. Коренев

Копия верна. Судья - А.С.Коренев

Секретарь -