Решение именем Российской Федерации 11 октября 2011 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В. при секретаре Кузьминой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старковой Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, установил: имея специальное педагогическое образование, начиная с 15.08.1979, Старкова С.В. работает в образовательных учреждениях для детей. 09.11.2010 она обратилась в Управление пенсионного фонда в городе Первоуральске за назначением пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Решением от 13.01.2011 № в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия специального педагогического стажа. К зачету Управлением пенсионного фонда принят стаж 13 лет 07 месяцев 15 дней, при этом не были приняты периоды работы: - с 01.07.1979 по 02.07.1980 в должности освобожденного секретаря <данные изъяты>; - с 27.09.1983 по 30.11.1987 в должности освобожденного секретаря <данные изъяты>; - с 01.12.1987 по 02.04.1993 в должности председателя профкома учащихся <данные изъяты>; - с 03.01.1997 по 06.12.1998 в должности методиста в <данные изъяты>»; - с 10.05.1993 по 27.06.1993, с 03.01.1994 по 23.01.1994, с 10.05.1994 по 26.06.1994 в должности мастера производственного обучения в связи с нахождением в учебных отпусках, - с 04.01.1995 по 18.058.1995 в должности заместителя директора по социально-воспитательной работе в виду нахождения в учебных отпусках; - с 31.03.1997 по 12.04.1997, с 12.05.1997 по 17.05.1997 в должности методиста в связи с нахождением на курсах повышения квалификации; - с 01.07.1988 по 03.07.1988, 07.02.2008 по 08.02.2008 в связи с нахождением в командировке. 23.06.2011 Первоуральским городским судом было принято решение, которым Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области обязано включить в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды: с 01.07.1988 по 03.07.1988; с 10.05.1993 по 27.06.1993; с 03.01.1994 по 23.01.1994; с 10.05.1994 по 25.06.1994; с 04.01.1995 по 18.05.1995; с 15.06.2007 по 31.12.2007; с 07.02.2008 по 08.02.2008. В остальной части иск оставлен без удовлетворения. Определением <данные изъяты> от 30.08.2011 решение <данные изъяты> от 23.06.2011 в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено, и дело в этой части направлено на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Решением Первоуральского городского суда от 23.06.2011 установлено, что в календарном исчислении спорный период, подлежащий, по мнению суда, включению в специальный стаж истца, составляет 1 год 3 месяца 4 дня (признанный ответчиком период, периоды учебных отпусков, командировок). В сумме со стажем, принятым Управлением Пенсионного фонда 13 лет 7 месяцев 5 дней, специальный стаж составил 14 лет 10 месяцев 9 дней. В настоящий момент предметом спора по требованиям Старковой С.В. являются периоды, которые Управлением пенсионного фонда не включены в специальный педагогический стаж : с 01.09.1979 по 02.07.1980 в должности освобожденного секретаря в <данные изъяты>, так как наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, с 27.09.1983 по 31.11.1987 в должности секретаря комитета <данные изъяты>, так как наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, с 01.12.1987 по 02.04.1993 в должности председателя профкома учащихся <данные изъяты>, так как наименование должности не предусмотрено Списком, (кроме дней с 01.07.1988 по 03.07.1988 нахождения в командировке, так как данный период включен в педагогический стаж по решению суда от 26.06.2011), С 03.01.1997 по 06.12.1998 в должности методиста в <данные изъяты> так как наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Кроме того, в период с 31.03.1997 по 12.04.1997 с 12.05.1997 по 17.05.1997 заявительница находилась на курсах повышения квалификации. В ходе судебного заседания истец Старкова С.В. настаивает на заявленных требованиях, по существу спора пояснила, что в период с 01.12.1987 по 02.07.1993 она была председателем профкома учащихся <данные изъяты> На данную должность она была избрана. С 05.04.1993 она работала мастером производственного обучения. В период с 08.10.1992 по день увольнения 02.04.1993 она преподавала учащимся биологию на условиях совместительства, что подтверждается приказом по училищу. В последствии она была назначена на должность заместителя директора по социально-педагогическим и воспитательным вопросам. С 25.09.1995 была назначена заместителем директора по методическим вопросам. В данный период времени она занималась преподавательской деятельностью. На период 1997-1998 г.г. ей была установлена педагогическая нагрузка учителя экологии 240 часов. С 03.01.1997 она была переведена методистом, при этом педагогическая нагрузка, установленная с начала учебного года, за ней сохранилась.. На 1998-1999 г.г. ей была вновь установлена педнагрузка учителя экологии 240 часов. Кроме того, просит учесть, что период работы в должности освобожденного секретаря ВЛКСМ и профкома подлежит включению в специальный педагогический стаж, так как 16 лет 8 месяцев специального педагогического стажа у нее есть. Представитель истца Ляшенко Е.В. в судебном заседании настаивает на требованиях истца. По существу иска пояснила, что в специальный стаж истца в нарушение Конституции Российской Федерации не были включены ряд периодов, которые оспариваются. Относительно периодов работы истца с 01.09.1992 по 31.08.1993, с 01.09.1996 по 31.08.1997, с 01.09.1997 по 31.08.1998 в должности преподавателя на условиях почасовой оплаты, то указанные периоды в настоящее время частично зачтены, поэтому спорным остается период 2 года 26 дней. Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 было отменено в 2002 году, кроме того, в п. 4 Постановления № 781 указано, что такие периоды включаются в стаж независимо от нагрузки. Фактически имело место совмещение, так как у педагогов не предусмотрено совместительство, поэтому период, указанный в пункте 10 раздела 2 решения ГУ УПФ, подлежит включению в специальный стаж полностью, что составляет 1 год 11 месяцев 24 дня. Поскольку данный период работы имел место до 2000 года, то выполнение нормы педагогической нагрузки не требовалось в соответствии с Постановлением Правительства № 781, то есть данный стаж рассматривается в соответствии со Списками и Правилами. Истцу зачтен стаж 14 лет 1 месяц 21 день; при принятии судом решения о включении в специальный стаж периодов учебных отпусков продолжительностью 8 месяцев 06 дней и периодов работы истца с почасовой оплатой непосредственно преподавательской деятельности стаж истца составит более 2/3 от педагогического, поэтому можно засчитать стаж работы в ВЛКСМ (5 лет 3 дня) и профсоюзе (5 лет 4 месяца 1 день), в связи с чем у истца на момент обращения будет необходимый педагогический стаж 25 лет и, соответственно, она имеет право на назначение пенсии с момента обращения. Представитель ответчика ГУ УПФ Новикова Е.С., действующая на основании доверенности (л.д. 32), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям изложенным в отзыве (л.д. 33-35), указав, что все пояснения были даны неоднократно. Все возражения отражены в отзывах. У истца отсутствует на момент обращения в ГУ УПФ на 09.11.2010 с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании ст. 27 п. 1 п.п. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 25 лет педагогического стажа. Работа в должности секретаря ВЛКСМ не предусмотрена как Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, так и Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Постановлением Правительства от 22.09.1999 № 1067. Периоды работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах могли быть включены в специальный стаж, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. То есть, такие периоды работы истца могли быть включены в ее специальный стаж при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа (25 лет) на соответствующих видах работ на день отмены Постановления № 1397, а именно, не было 16 лет 8 месяцев на 01.10.1993, когда было принято Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953. На 01.10.1993 у истца отсутствует требуемый стаж. Работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ, в должности председателя профкома учащихся не включается в специальный стаж, так как такое наименование этих должностей не предусмотрено Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463. Период работы методистом в <данные изъяты> мог быть зачтен в специальный стаж при условии выполнения Старковой С.В., проводившей уроки на условиях почасовой оплаты, нормы педагогической нагрузки, так как Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 предусматривался зачет в специальный стаж периодов работы, в том числе и без занятия штатной должности, при условии выполнения нормы рабочего времени. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена 720 часов в год. Такая же норма предусматривается в письме Министерства образования Российской Федерации № 20-58-196/20-5, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16.01.2001 № 7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений». Исходя из документов, представленных истцом, ею такая норма не выполнялась. Суд, выслушав лиц, участвующих деле, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 вышеназванного закона возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Согласно пункту 2 статьи 27 вышеуказанного закона, Списки соответствующих работ, профессий, специальностей и учреждений (организаций), Правила исчисления периода работы (деятельности) и назначения пенсий при пониженном возрасте утверждаются Правительством Российской Федерации. С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, может производиться по условиям и нормам, установленным в следующих нормативных правовых актах: в Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» - до 06 сентября 1991 года, в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет",. в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, которым утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…» Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 963 с 01.10.1993 постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории Российской Федерации. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Как установлено в ходе судебного заседания в период с 01.12.1987 по 02.04.1993 она была председателем профкома учащихся <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке ( л.д. 15-16). На данную должность она была избрана. В период с 08.10.1992 по день увольнения 02.04.1993 Старкова <данные изъяты> преподавала учащимся биологию на условиях совместительства, что подтверждается приказом по училищу ( л.д. 52). С 05.04.1993 истец стала работать мастером производственного обучения. С 25.09.1995 Старкова <данные изъяты> была назначена заместителем директора по методическим вопросам. В данный период времени она занималась преподавательской деятельностью. На период 1997-1998 учебного года ей была установлена педагогическая нагрузка преподавателя экологии 240 часов., что подтверждается приказом от 18.09.1997 № ( л.д. 43) С 03.01.1997 она была переведена методистом, при этом педагогическая нагрузка, установленная с начала учебного года, за ней сохранилась. На 1998-1999 г.г. ей была вновь установлена педнагрузка преподавателя экологии 240 часов. – приказ от 24.09.1998 № ( л.д. 41) С 07.12.1998 истец была переведена на должность заместителя директора по соцально -воспитательной работе. Исследовав период работы истца в должности методиста с 03.01.1997 по 06.12.1998, что в календарном исчислении составляет 01 год 11 месяцев 04 дня, учитывая, что в данный период времени истец работала в условиях внутреннего совмещения учителем, при котором не требуется заключение трудового договора. В соответствии со ст. 87 Кодекса законов о труде РСФСР, действующего на период трудовых отношений, работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются администрацией предприятия, учреждения, организации по соглашению сторон. Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 утверждены «Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В силу п.4 вышеуказанных Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. В ходе судебного заседания установлено, что Старкова С.В. в спорный период занимала должности методиста (основная) и преподавателя экологии (по совместительству), заработная плата ей начислялась как учителю, с которой отчислялись страховые взносы. Соответственно, период с 03.01.1997 по 06.12.1998, что в календарном исчислении составляет 01 год 11 месяцев 04 дня подлежит включению в специальный стаж, поскольку в соответствии со ст. 87 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшим в спорный период времени, истица занимала должность преподавателя экологии, включенную в Списки, не требующую обязательной педагогической нагрузки не менее 18 часов в неделю. Учитывая общий педагогический стаж (засчитанный УПФ и установленный решением Первоуральского городского суда ) 14 лет 10 месяцев 9 дней, а также стаж 01 год 11 месяцев 04 дня, получаем 16 лет 09 месяцев 13 дней Учитывая, что периоды работы: с 01.09.1979 по 02.07.1980 в должности освобожденного секретаря в <данные изъяты>,, с 27.09.1983 по 31.11.1987 в должности секретаря комитета <данные изъяты>,, с 01.12.1987 по 02.04.1993 в должности председателя профкома учащихся <данные изъяты>, (кроме дней с 01.07.1988 по 03.07.1988 нахождения в командировке, так как данный период включен в педагогический стаж по решению суда от 26.06.2011), приходятся на период действия Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», которое действовало с 01.10.1993, суд руководствуется Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно которому учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; Согласно п. 4 данного Положения время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Учитывая, что из необходимых 25 лет педагогического стажа истца Старковой С.В. на момент обращения, 2/3, а именно 16 лет 09 месяцев 13 дней, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Соответственно все вышеуказанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, в настоящее время согласно абз. 3 ст. 375 Трудового кодекса Российской Федерации время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Аналогичное положение содержится также в ч. 3 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Таким образом, отсутствие в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных им требований. Нормы Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж, требующийся для назначения пенсии на льготных основаниях. В календарном исчислении эти периоды составят: с 01.09.1979 по 02.07.1980 - 10 месяцев 02 дня, с 27.09.1983 по 31.11.1987 – 04 года 02 месяца 03 дня, с 01.12.1987 по 02.04.1993 - 05 лет 04 месяца 02 дня, учитывая, что период с 01.07.1988 по 03.07.1988 - 3 дня календарно включен в педагогический стаж по решению суда от 23.06.2011, к зачету подлежит стаж 05 лет 03 месяца 29 дней. Суммарно данные периоды составят в календарном исчислении 10 лет 04 месяца 04 дня. Учитывая стаж, который уже был подтвержден решением Первоуральского городского суда от 23.06.2011, 14 лет 10 месяцев 09 дней (период, включенный по решению суда 01 год 03 месяца 04 дня в сумме со стажем, принятым Управлением Пенсионного фонда 13 лет 07 месяцев 05 дней), а также установленный в ходе данного судебного заседания 12 лет 03 месяца 08 дней (10 лет 04 месяца 04 дня + 01 год 11 месяцев 04 дня), получаем 27 лет 01 месяц 17 дней - специальный педагогический стаж истца Старковой С.В., что дает основания для назначения истцу пенсии с момента обращения, то есть с 09.11.2010. Таким образом, суд находит решением Управления Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области об отказе в установлении пенсии Старковой С.В. от 13.01.2011 № в оспариваемой части незаконным. Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Старковой Светланы Викторовны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить.. Решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в городе Первоуральске об отказе в установлении пенсии Старковой Светлане Викторовне от 13.01.2011 № признать незаконным в оспариваемой части. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области: -принять Старковой Светлане Викторовне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижение общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды с 01.09.1979 по 02.07.1980, с 27.09.1983 по 31.11.1987, с 01.12.1987 по 30.06.1988, с 04.07.1988 по 02.04.1993 и с 03.01.1997 по 06.12.1998, назначить Старковой Светлане Викторовне трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, с момента обращения с 09.11.2010. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года. Судья: Е.В.Карапетян