Дело № 2-2373/2011 Мотивированное решение изготовлено 31.10.2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего Майоровой Н.В., при секретаре Дмитриевой Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело за № 2-2373/2011 по иску Злобиной Веры Алексеевны к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное жилищно-коммунальное управление п. Динас» о защите прав потребителя, возложении на ответчика обязанности организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, обязании довести до сведения потребителя о местах для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, УСТАНОВИЛ: Злобина В.А. обратилась в суд с иском Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное жилищно-коммунальное управление п. Динас» о защите прав потребителя, возложении на ответчика обязанности организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, обязании довести до сведения потребителя о местах для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Истец Злобина В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. В судебном заседании представитель истца Руднев Э.В. исковые требования поддержал, в обоснование иска суду пояснил, что Злобина В.А., являясь членом семьи нанимателя <адрес> в <адрес>, является потребителем услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, оказываемых ответчиком. Согласно Постановлению Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") внесены изменения по вопросам предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу по истечении 7 дней с момента официального опубликования Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (01.06.2011 в «Российской газете»). То есть это Постановление в целом, и внесенные им изменения вступили в силу 09.06.2011. Одним из изменений, внесённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, является дополнение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме пп. д (1) п. 11, который также вступил в силу 09.06.2011. Согласно п.п. д(1) пункта 11 Правил ответчик обязан организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. Указанная обязанность ответчиком не исполняется, что нарушает права Злобиной В.А. как потребителя заказанных и оплачиваемых ею услуг, а также право на благоприятную окружающую среду. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, действительно в настоящее время в силу не вступили. Также не утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", и не внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Но для разрешения настоящего спора эти обстоятельства никакого правового значения не имеют. Считает, что иск предъявлен надлежащим истцом, что подтверждается решением Первоуральского городского суда от 23.05.2011, которым установлены правоотношения между сторонами, указано что истец является потребителем в связи с чем требует исполнение услуг, в том числе по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а ответчик является исполнителем. Иск предъявлен к надлежащему ответчику, так как согласно Постановлению Главы МО «город Первоуральск» № 2480 от 15.09.2004 функции наймодателя муниципального жилищного фонда муниципального образования «ГО Первоуральск» поручены управляющим компаниям. Просил суд заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Данилова Н.А. иск не признала, суду пояснила, что требования Злобиной В.А. заявлены преждевременно. Подпункт д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, исполнение которого требует истец, не вступил в силу. Согласно пп «в» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 оговорен срок вступления в силу данного постановления, а именно по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абз. 4 пп. «б» п. 4 настоящего Постановления. В настоящее время не определены тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг. Доводы представителя истца о том, что Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 является дополнением Постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан» необоснованны, поскольку они относятся к правилам разного содержания. Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 излагает вопросы связанные регулированием отношений между собственниками многоквартирного дома, у которых квартиры находятся в муниципальной собственности с другими собственниками, а Постановление Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг граждан» определяет порядок предоставления коммунальных услуг. Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности, поэтому считает, что истцу необходимо обратиться в Администрацию ГО Первоуральск по данному вопросу. Не оспаривала, что Постановлением Главы ГО Первоуральск ПМУП «ПЖКУ пос. Динас» было переданы функции наймодателя муниципального жилищного фонда муниципального образования «ГО Первоуральск». Считает, что Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 должно исполняться на уровне муниципалитета. По решению муниципалитета исполняется пп. д (1) данного Постановления. Ответчик приступит к соблюдению данных Правил, а конкретно пп. д (1), исполнение которого требует истец, со дня вступления его в силу. На данный момент Администрация городского округа Первоуральск согласовывает проект организации мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для всех управляющих компаний, находящихся на территории городского округа Первоуральск на территории завода по переработке твердых бытовых отходов. Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск Злобиной В.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение. На основании п. 5 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. В соответствии с. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно ответу на судебный запрос из Администрации городского округа Первоуральск от 15.09.2011 № 376 квартира по адресу <адрес> в <адрес> находится в муниципальной собственности (л.д.9). Как установлено в судебном заседании Злобина В.А. вселена в жилое помещение по адресу <адрес> в <адрес>, соответственно пользуется равными с ними правами, что подтверждается поквартирной карточкой л.д. 12. При данных обстоятельствах Злобина В.А. вправе от управляющей компании, ответственной за содержание общего имущества и ремонт общего имущества, предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме по <адрес>, требовать оказания надлежащих услуг по содержанию общего имущества, качество которых соответствует договору, в соответствии с требованиями ст. ст. 4, Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что ПМУП «Производственное жилищно-коммунальное управление п.Динас» является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку согласно Постановлению Главы МО «город Первоуральск» от 15.09.2004 № 2480 ПМУП «Производственное жилищно-коммунальное управление п.Динас» с 01.09.2004 осуществляет функции наймодателя жилищного фонда муниципального образования «Город Первоуральск» (л.д. 41). Согласно квитанции (л.д. 42) плату за коммунальные услуги в отношении квартиру по <адрес> получает ответчик. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491(в (ред. от 06.05.2011), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Предметом данного судебного разбирательства является уклонение ответчика от исполнения обязательств по исполнению подпункта "д(1)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 помимо Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены изменения, которые вносятся в акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг; в том числе внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в частности п. 11 указанных Правил дополнен подпунктом «д(1)», в соответствии с которым содержание общего имущества включает в себя: организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности. С 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Таким образом, изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 30.05.2011, в "Российской газете" - 01.06.2011). Таким образом, суд не может согласиться с позицией ответчика, что в настоящее время подпункт д(1) п. 11 Правил не вступил в законную силу. Установленный подпунктом «в» п. 2 Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 двухмесячный срок вступления в силу со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 настоящего Постановления (на настоящий момент данные изменения не приняты), касаются Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а не изменений, внесенных указанным Постановлением в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг. В то же время, истцом преждевременно заявлены требования о возложении на ответчика обязательств исполнения п.п. г (1) п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которыми установлен порядок обращения с указанными отходами производства и потребления. Согласно п. 4 вышеуказанных Правил потребители ртутьсодержащих ламп, то есть юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. При этом в силу п. 8 указанных Правил органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. По п. 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. Как указала представитель ответчика, в настоящее время в городском округе Первоуральск на муниципальном уровне не решен вопрос в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не организован ни один пункт приема опасных отходов. Ее пояснения в данной части подтверждаются отсутствием каких-либо принятых решений на муниципальном уровне в отношении организации сбора ртутьсодержащих ламп во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681. Действия ответчика по накоплению ртутьсодержащих ламп до принятия соответствующих решений органом местного самоуправления на территории городского округа Первоуральска по организации сбора, хранения, использования, обезвреживания, транспортировки, перемещения, захоронения, переработки ртутьсодержащих ламп, относящихся к опасным отходам, определения специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, могут нанести вред окружающей среде, здоровью человека. Учитывая изложенное, исковые требования Злобиной В.А. о возложении на ответчика обязанности организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также проинформировать истца удовлетворению не подлежат. руководствуясь ст. ст. 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Злобиной Веры Алексеевны к Первоуральскому муниципальному унитарному предприятию «Производственное жилищно-коммунальное управление п. Динас» о защите прав потребителя, возложении на ответчика обязанности организовать места для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, обязании довести до сведения потребителя о местах для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда. Судья: подпись Копия верна. Судья: Н.В. Майорова Секретарь: