Гражданское дело по иску Кочевой Т.А. к Управлениею пенсионного фонда



Дело 2-2536/2011

Решение

именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В.

при секретаре Таировой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочевой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии,

установил:

23.03.2011 Кочева Татьяна Анатольевна обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7 и согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Однако в назначении пенсии и ей было отказано, о чем имеется решение об отказе в установлении пенсии от 06.05.2011 . Учитывая, что в добровольном порядке урегулировать спор не удалось, Кочева Т.А. обратилась в суд с иском.

В обоснование заявленных требований истец указала, что после окончания <данные изъяты>, начиная с 02.03.1986 по настоящее время, она работает в детских дошкольных учреждениях педагогическим работником в должности воспитатель, учитель, инструктор по физкультуре. Считая, что ее специальный педагогический стаж составляет более 25 лет, она обратилась за назначением пенсии. Однако решением от 06.05.2011 ей было отказано в досрочном назначении пенсии в виду отсутствия необходимого стажа. Ответчиком не принято в зачет ряд периодов, из которых истец оспаривает:

с 22.07.1992 по 17.02.1997 в детском саду в должности инструктора по физкультуре, так как наименование должности не предусмотрено Сиском, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781,

с 18.02.1997 по 09.09.1997 в детском саду в должности воспитателя-инструктора, так как наименование должности не предусмотрено Списком,

с 07.02.2011 по 11.02.2011 в должности учителя в <данные изъяты>, так как заявительница находилась на курсах повышения квалификации.

В 1986 г. она была принята на должность воспитателя, потом ушла в декретный отпуск. После выхода на работу ей была предложена новая должность в новом деском саду. Она была одной из самых молодых среди воспитателей, которые там работали. В оспариваемый период с 22.07.1992 по 17.02.1997 в детском саду ее должность была инструктор по физической культуре. Такое наименование должности предусматривает непосредственный контакт с детьми, воспитание в детях навыков здорового образа жизни, укрепление физического здоровья детей, является педагогической деятельностью, что подтверждается должностными инструкциями. Ее должность тождественна должности «воспитатель» или «руководитель физического воспитания». С 07.02.2011 она была переведена на должность воспитателя и работала по 09.09.1997. Почему должность указана как воспитатель-инструктор ей неизвестно. Также не может согласить с тем, что 5 дней нахождения на курсах повышения квалификации с 07.02.2011 по 11.02.2011 исключены из специального педагогического стажа. В данный период времени она была направлена работодателем на обучение, за ней сохранялась заработная плата, из которой были сделаны все отчисления в пенсионный фонд.

Представитель ответчика Управления пенсионного фонда в г.Первоуральске Новикова Е.С. исковые требования Кочевой Т.А. не признала, суду пояснила, что по подсчетам УПФ специальный трудовой стаж истца составил менее 25 лет, что является недостаточным для назначения пенсии. Не были приняты к зачету в стаж периоды работы истца в должности инструктора по физической культуре в детском саду так как наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002. Должности инструктора по физическому воспитанию нет, есть только руководитель по физическому воспитанию. Период с 07.02.2011 по 11.02.2011 в должности учителя в <данные изъяты> исключен, так как заявительница находилась на курсах повышения квалификации и по выписке из индивидуального лицевого счета период указан без кода льготной профессии.

Представитель третьего лица Управления образования г.Первоуральска Присекарь И.А. требования истца поддержала в полном объеме, представив в материалы дела отзыв.

Исследовав материалы по делу, выслушав участников процесса, суд находит требования истца Кочевой Т.А. подлежащими удовлетворению в части.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 вышеназванного закона возраста (для женщин 55 лет) устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 2 статьи 27 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, может производиться по условиям и нормам, установленным в следующих нормативных правовых актах:

в Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» - до 06 сентября 1991 года,

в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет",.

в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, которым утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»

а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…»

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанном Списке и в ранее действовавших Списках должность инструктора по физической культуре не предусмотрена.

Требования о включении указанных периодов в педагогический стаж основаны истицей на тождественности выполняемой ею работы в должности "инструктора по физической культуре" работе в должностях "руководителя по физическому воспитанию" либо "воспитателя", то есть в должностях, предусмотренных в Списках от 29.10.2002 N 781 и от 22.09.1999 N 1067.

В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. N 197-О, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 г. N 81-О возможно установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы.

Аналогичная правовая позиция изложена и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.05 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о включении ее в подсчет льготного стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судом, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Таким образом, тождественность выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могла быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих неправильное наименование должности работодателем, а также то обстоятельство, что функции, должностные обязанности, характер работ в должности "инструктор физического воспитания" были аналогичны работам в должности "руководитель физического воспитания", "воспитателя" истицей не представлены.

Так, наименование должности, указанное в трудовой книжке истицы, в приказах работодателя и других документах - "инструктора по физической культуре" соответствует Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 367, вступившим в действие с 1.01.1996 г. Таким образом, нет оснований для вывода о неправильном наименовании работодателем должности "инструктор по физической культуре".

Имеется в данном классификаторе указание на должность "руководителя физического воспитания" и "воспитателя". Должности "инструктора по физической культуре", "руководитель физического воспитания" и "воспитатель" являются различными должностями, что отражено как в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, так и в Общероссийском классификаторе занятий, утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 года N 298 и приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 года N 593 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования".

В соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования Российской Федерации" предусмотрены тарифно-квалификационные характеристики должностей "руководитель физического воспитания" и "инструктор по физической культуре", эти должности выделены в отдельные категории должностей с различной оплатой труда по разрядам, и с разными тарифно-квалификационными характеристиками.

Руководитель по физическому воспитанию может иметь разряды с 8 по 14, а инструктор по физической культуре с 6 по 13.

Кроме того, к указанным должностям предъявляются разные квалификационные требования. Так, руководитель физического воспитания планирует и организует проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий, а инструктор по физической культуре организует активный отдых обучающихся в режиме учебного и внеучебного времени. К этим должностям предъявляются разные квалификационные требования при присвоении разрядов.

При таких обстоятельствах нет оснований говорить о тождестве двух должностей, на что указывала истец. Суд, являясь правоприменительным органом, не вправе расширять перечень должностей, имеющих право на пенсию по выслуге лет, по ранее действовавшему пенсионному законодательству и на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ".

Право устанавливать перечень должностей, работа в которых предоставляет право на досрочное назначение пенсии, имеет, в соответствии с п. 2 ст. 27-1 вышеназванного Федерального закона, только Правительство Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Аналогичным образом реализовывалось и право работников образования на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 80 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации").

Соответственно, у суда отсутствуют основания для включения в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 22.07.1992 по 17.02.1997 в должности инструктора по физической культуре. Выполнение работы в должности инструктора по физической культуре, хотя и связано с воспитательными функциями, однако само по себе это обстоятельство не может означать выполнение функций воспитателя, и не влечет признание тождественности этих должностей.

При этом период с 18.02.1997 по 09.09.1997 работы истца Кочевой Т.А. в детском саду в должности воспитателя-инструктора подлежит включению в педагогический стаж, так как наименование должности «воспитатель» предусмотрено Списком. В календарном исчислении данный период составит 06 месяцев 22 дня.

Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика в части не включения периода с 07.02.2011 по 11.02.2011 в должности учителя в <данные изъяты>, когда Кочева Т.А. находилась на курсах повышения квалификации.

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФ.

в соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно которому, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, период нахождения Кочевой Т.А. на курсах повышения квалификации с 07.02.2011 по 11.02.2011 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что в календарном исчислении составит 05 дней..

В календарном исчислении принятый судом стаж составит 06 месяцев 27 дней.

Соответственно, решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Кочевой Т.А. в установлении пенсии от 06.05.2011 следует признать незаконным в части.

Учитывая стаж, установленный судом – 06 месяцев 27 дней, и принятый Управлением пенсионного фонда – 19 лет 11 месяцев 03 дня, получается – 20 лет 06 месяцев, что не дает основания говорить о наличии у истца права на назначение пенсии с момента обращения в Управление пенсионного фонда 23.03.2011.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Кочевой Татьяны Анатольевны к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение пенсии, удовлетворить частично.

Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области об отказе Кочевой Татьяне Анатольевне в установлении пенсии от 06.05.2011 признать частично незаконным в оспариваемой части.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области принять Кочевой Татьяне Анатольевне в стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды с 18.02.1997 по 09.09.1997, с 07.02.2011 по 11.02.2011.

Отказать Кочевой Татьяне Анатольевне:

во включении в стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период с 22.07.1992 по 17.02.1997,

в назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 вышеназванного закона возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, с момента обращения, то есть с 23.03.2011.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Первоуральский городской суд в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2011 года.

Судья: Е.В.Карапетян