Решение именем Российской Федерации 16 мая 2012 года Первоуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Карапетян Е.В. при секретаре Кукушкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмич Натальи Владимировны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установил: с 09.10.1985 по настоящее время Кузьмич Н.В. работает в общеобразовательных учреждениях. Считая, что ее специальный стаж составляет более 25 лет, и она имеет право на пенсию ранее установленного возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, 24.10.2011 она обратилась в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии. Однако решением от 30.12.2011 № ей было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия специального педагогического стажа, который по подсчету ответчика составил 23 года 07 месяцев 22 дня. Учитывая, что урегулировать спор в досудебном порядке не удалось, Кузьмич Н.В. обратилась в суд с иском. Оспаривает периоды, которые Управлением пенсионного фонда не приняты к зачету: 1. С 02.01.1989 по 11.01.1989, с 12.06.1989 по 01.07.1989, с 02.01.1990 по 11.01.1990, с 11.06.1990 по 30.06.1990 в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №, так как заявительница находилась в учебных отпусках. 2. С 30.07.1992 по 31.08.1992 в должности старшей пионерской вожатой в средней школе №, так как в данный период у учреждения отсутствовал статус юридического лица. 3. С 06.10.1992 по 31.08.1993 в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе №, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком, имевшим место после 06.10.1992. 4. С 10.01.1994 по 18.02.1994 в должности учителя в средней школе №, так как находилась в учебном отпуске. 5. 14.12.2001, с 12.02.2003 по 13.02.2003, 06.11.2003, с 27.03.2007 по 29.03.2007, с 05.05.2007 по 07.05.2007, с 25.09.2007 по 27.09.2007, с 29.11.2007 по 30.11.2007, с 06.04.2009 по 09.04.2009, с 16.06.2009 по 23.06.2009 в МОУ средняя образовательная школа № ввиду отсутствия в выписке индивидуального лицевого счета кода льготной профессии. В ходе судебного заседания на заявленных требованиях Кузьмич Н.В. настаивает, суду пояснила, что данные периоды должны быть включены в специальный педагогический стаж, так как в период с 1989 года по 1994 год она работала в должности старшей пионерской вожатой в школе № и учителем истории в средней школе № и одновременно обучалась в педагогическом институте заочно. Оспариваемые периоды – это периоды нахождения ее в учебных отпусках участия в сессиях. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился ребенок в связи с чем ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. В июне 1991 года она ушла в отпуск до полутора лет, в сентябре 1992 года она вышла на работу и, отработав менее месяца, ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, отпуск был оформлен на период с 01.10.1992 по 01.04.1994. Приказ о предоставлении ей отпуска был издан 23.09.1992 на основании заявления. Фактически к работе она приступила раньше с 01.09.1993. Также для назначения пенсии не имеет значение наличия статуса юридического лица. В оспариваемый период она работала в режиме полной рабочей недели в течение полного рабочего дня. Периоды, указанные в пункте 5, это дни когда она была направлена в командировку <адрес>, так как в данный период времени была включена в состав комиссии по проверке ЕГЭ. Представитель ответчика Новикова Е.С. исковые требования не признала в полном объеме, предоставив в материалы гражданского дела отзыв (л.д.36-38). У истца отсутствует необходимый для назначения пенсии 25-летний педагогический стаж ста При назначении дела к слушанию в порядке подготовки в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Управление образования города Первоуральска. Представитель третьего лица Присекарь И.А. доводы истца Кузьмич Н.В. поддержала в полном объеме, предоставив отзыв (л.д.41-43) и дополнение к отзыву (л.д.76) Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, третье лицо, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме. Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста в соответствии со Списками соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организация), а в необходимых случаях - с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), утвержденных Правительством РФ. С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам, может производиться по условиям и нормам, установленным в следующих нормативных правовых актах: в Постановлении Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «Об утверждении Списка учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет» - до 06 сентября 1991 года, в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет",. в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, которым утверждены Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, где утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…» Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 963 с 01.10.1993 постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» не применяется на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, п. 3 Приложения N 6 к Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников просвещения", утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года N 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему предшествовала и следовала за ним педагогическая деятельность. Как установлено в ходе судебного заседания, Кузьмич Н.В. в период 1988 – 1994 г.г. получала высшее педагогическое образование в <данные изъяты>, и как студент - заочник, успешно обучающийся в высшем учебном заведении, пользовалась правом на предоставление оплачиваемых учебных отпусков. Периоду обучения предшествовала и после него истец работала в образовательных учреждениях. Кроме того, в указанные периоды нахождения в учебных отпусках за Кузьмич Н.В. в соответствии со ст. 198 Кодекса законов о труде РСФСР сохранялись место работы и средний заработок. Включение данных периодов в специальный трудовой стаж предусматривалось как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время законодательством: согласно ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР рабочим и служащим, обучавшимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, предоставлялись оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы; в соответствии со ст. ст. 174 - 177 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются дополнительные отпуска, которые по согласованию между работником и работодателем могут присоединяться к ежегодным отпускам. Возможность присоединения учебного отпуска к ежегодному оплачиваемому отпуску позволяет отнести учебные отпуска по своему правовому режиму при реализации права на пенсию к ежегодным оплачиваемым отпускам, включение которых в специальный стаж предусмотрено законодательством. Соответственно, периоды учебных отпусков с 02.01.1989 по 11.01.1989, с 12.06.1989 по 01.07.1989, с 02.01.1990 по 11.01.1990, с 11.06.1990 по 30.06.1990, с 10.01.1994 по 18.02.1994, что в календарном исчислении составляет 03 месяца 09 дней, подлежат включению в специальный стаж. Период отсутствия юридического статуса у средней школы № в период с 30.07.1992 года по 31.08.1992 года подлежит включению в стаж для назначения трудовой пенсии в соответствии с пп.19 ч. 1 ст. 27 от 17.12.2001 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ. Частью 2 ст. 27 вышеуказанного закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей.. .», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, сказанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка. В указанных документах нет ссылок на то, что перечисленные в Списке учреждения должны быть юридическими лицами. Досрочная трудовая пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения, в котором истец осуществлял трудовую деятельность. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данное положение подтверждено определением Верховного суда Российской Федерации от 27.03.2001 №9-В01 пр-1. Соответственно, период с 30.07.1992 по 31.08.1992 подлежит включению в специальный педагогический стаж, что в календарном исчислении составит 01 месяц 02 дня Относительно периода с 06.10.1992 по 31.08.1993 работы истца в должности воспитателя группы продленного дня в средней школе №, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, имевшим место после 06.10.1992, суд исходит из следующего: до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Как установлено в ходе судебного заседания согласно приказу № 140 от 23.09.1992 (л.д.71) Кузьмич Н.В. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет без сохранения заработной платы на период с 01.10.1992 по 01.04.1994. Основание – заявление сотрудника, то есть он был оформлен до издания изменений в КЗоТ. При этом не имеет значение, что фактически имел место после 06.10.1992. В календарном исчислении данный период составит 10 месяцев 26 дней. В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Периоды работы 14.12.2001, с 12.02.2003 по 13.02.2003, 06.11.2003, с 27.03.2007 по 29.03.2007, с 05.05.2007 по 07.05.2007, с 25.09.2007 по 27.09.2007, с 29.11.2007 по 30.11.2007, с 06.04.2009 по 09.04.2009, с 16.06.2009 по 23.06.2009 в МОУ средняя образовательная школа № были исключены ответчиком по той причине, что в выписке из индивидуального лицевого счета указаны без кода льготной профессии. Как было установлено в ходе судебного заседания, истец в данные периоды, что в календарном исчислении составляет 27 дней, находилась на курсах повышения квалификации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утратившего силу с 1 февраля 2002 года. Согласно ст. 112 Кодекса законов о руде Российской Федерации при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Учитывая стаж, подтвержденный в ходе судебного заседания, который в календарном исчислении составил 01 год 04 месяца 04 дня ( 03 месяца 09 дней + 10 месяцев 26 дней +27 дней + 01 месяц 02 дня), а также принятый Управлением Пенсионного фонда стаж 23 года 07 месяцев 29 дней, общий специальный педагогический стаж истца Кузьмич Н.В. составляет 25 лет 03 дня, что дает основание для назначения истцу пенсии с момента обращения, то есть с 24.10.2011. Таким образом, суд находит решение Управления Пенсионного фонда в городе Первоуральске Свердловской области об отказе в установлении пенсии Кузьмич Н.В. от 30.12.2011 № незаконным. Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Кузьмич Наталии Владимировны к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить. Решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области» об отказе в установлении Кузьмич Наталии Владимировне пенсии от 30.12.2011 № признать незаконным. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Первоуральске Свердловской области: - принять Кузьмич Наталии Владимировне в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей периоды с 02.01.1989 по 11.01.1989, с 12.06.1989 по 01.07.1989, с 02.01.1990 по 11.01.1990, с 11.06.1990 по 30.06.1990, с 30.07.1992 по 31.08.1992, с 06.10.1992 по 31.08. 1993, с 10.01.1994 по 18.02.1994, с 14.12.2001, с 12.02.2003 по 13.02.2003, 06.11.2003, с 27.03.2007 по 29.03.2007, с 05.05.2007 по 07.05.2007, с 25.09.2007 по 27.09.2007, с 29.11.2007 по 30.11.2007, с 06.04.2009 по 09.04.2009, с 16.06.2009 по 23.06.2009 с 10.03.1991 по 02.02.1992 и с 11.10.1995 по 09.12.1998 - назначить Кузьмич Наталии Владимировне трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, с момента обращения, то есть с 24.10.2011. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2012 года. Судья: Е.В.Карапетян