Гражданское дело по иску прокурора г. Первоуральска в защиту интересов Ахметзяновой А.Р. к Министерству строительства и развития инфраструктуры СО



Дело № 2-1922/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Свердловская область, г. Первоуральск

16 августа 2012 года

Первоуральский городской суд в составе судьи Сорокиной С.В.,

при секретаре Пшевалковской Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Первоуральска, обращающегося в защиту интересов Ахметзяновой Анастасии Ринатовны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (Министерству строительства и архитектуры Свердловской области) о возложении обязанности приобрести жилое помещение и распределить его Ахметзяновой А.Р., обязании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области безвозмездно передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск, обязании администрации городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Ахметзяновой А.Р. на основании договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Первоуральска обратился в суд в защиту интересов Ахметзяновой А.Р. с иском, в котором с учетом принятого судом уточнения просил суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) приобрести жилое помещение и распределить его Ахметзяновой А.Р. обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск, обязать администрацию городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Ахметзяновой А.Р. на основании договора социального найма

В обоснование заявленных требований указал, что Ахметзянова А.Р. на основании Постановления № 1279 от 18.09.1995 «О назначении опеки» имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы городского округа Первоуральск № 1232 от 05.06.2007 Ахметзянова А.Р. признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные категории детей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ахметзянова А.Р. не имеет какого-либо жилого помещения, с 2007 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма предоставлено ей не было.

В судебное заседание прокурор не явился, в своем ходатайстве просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования поддержал (л.д.96).

Ахметзянова А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она нигде не обучается, в каких-либо государственных учреждениях не находится, собственного жилья не имеет. Проживает по адресу: <адрес> в доме своей бабушки, являвшейся ее опекуном, либо у знакомых.

Представитель ответчика - администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил решение на усмотрение суда (л.д.42).

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд отзыв на иск в письменном виде. В отзыве указал, что из ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса, а также данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП. В соответствии с данным порядком приобретение и предоставление истцу жилого помещения возможно только после предоставления органом местного самоуправления предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Требование истца об обязании Министерства приобрести и распределить жилое помещение истцу является требованием о возложении на Министерство обязанности дополнительной к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Истец просит предоставить истцу дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Что касается требования истца о возложении на Министерства обязанности по передаче жилого помещения в муниципальную собственность, то Министерство не наделено данными полномочиями.

Представитель ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на иск в письменном виде. В отзыве оказал, что Министерство в силу своего правового положения не наделено полномочиями по приобретению, строительству объектов недвижимости, распределению и предоставлению жилых помещений гражданам. К компетенции Министерства относится зачисление в казну Свердловской области построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и их передача в муниципальную собственность для предоставления органами местного самоуправления гражданам по договорам социального найма. Указанные действия Министерство осуществляет во внесудебном порядке.

Представители третьих лиц – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области- Управление социальной политики по г.Первоуральску в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из обстоятельств дела, Ахметзянова А.Р. относится к числу лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Ахметзяновой А.Р. – ФИО3, ФИО4 решением Первоуральского городского суда от 04.09.1997 лишены родительских прав (л.д.25).

Постановлением главы администрации г.Первоуральск от 18.09.1995 № 1279 опекуном несовершеннолетней Ахметзяновой А.Р. назначена ФИО5 Постановлением Главы городского округа Первоуральск от 05.06.2007 № 1232 Ахметзянова А.Р. признана малоимущей и принята на учет очередности в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Как пояснила в судебном заседании Ахметзянова А.Р. в настоящее время она нигде не обучается, в каких-либо государственных учреждениях не находится.

До настоящего времени Ахметзянова А.Р. жилым помещением не обеспечена, фактически проживает в жилом доме опекуна по адресу <адрес>.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения на условиях договора социального найма предоставляются как малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, так и иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях.

Порядок предоставления жилых помещений малоимущим гражданам предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации.

Основания признания нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, могут быть определены федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ст. 49 ч. 3 Жилищного кодекса РФ).

К иным категориям граждан относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Ахметзянова А.Р. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 57 ч. 2 п/п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей вправе претендовать на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан устанавливается Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 8 п.2 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При этом, в силу ст. 8 п.1 Федерального закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 57 ч.3 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.3 данного Постановления получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства".

В силу п.п. 4,5 данного Постановления средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.

Пунктом 12 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.

Судом установлено и не оспорено ответчиками, что Ахметзянова А.Р., 29.06.1989 года рождения имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней не закреплялось какое-либо жилое помещение. Впоследствии у нее также не возникло право на какое-либо жилое помещение. Соответственно Ахметзянова А.Р. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения, по договору социального найма. Однако до настоящего времени она не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам.

Соответственно суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора г. Первоуральска о предоставлении Ахметзяновой А.Р. благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами, установленными законодательством, так как она в настоящее время не имеет какого-либо жилого помещения, а также материальных средств для его приобретения.

Доводы ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области), приведенные в отзыве на иск, являются несостоятельными, поскольку именно Министерство в соответствии с полномочиями представленными Правительством Свердловской области осуществляет направление денежных средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам. После распределения жилых помещений детям-сиротам данные жилые помещения передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Довод ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (Министерства строительства и архитектуры Свердловской области) о том, что срок предоставления жилого помещения Ахметязновой А.Р. с момента приобретения ею статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не является конкретно определенным, а также мнение ответчика о том, что обеспечение жильем Ахметзяновой А.Р. зависит от порядка очередности, исходя из времени принятия Ахметзяновой А.Р. на учет является несостоятельными, поскольку для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане указанной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ст.57 ч.1 ЖК РФ) и обеспечиваются жильем вне очереди (ст.57 ч.2 ЖК РФ).

Доводы ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенные в представленном им отзыве, суд также находит несостоятельными, поскольку исполнение обязанности по передаче жилого помещения из собственности Свердловской области в собственность ГО Первоуральск должно быть осуществлено согласно действующему правовому регулированию ответчиком наряду со всеми участниками «цепочки», осуществляющими предоставление жилого помещения в пределах полномочий. Какой-либо дополнительной обязанности на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области судом не возложено.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Первоуральска, обращающегося в защиту интересов Ахметзяновой Анастасии Ринатовны удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления ГО Первоуральск и распределить Ахметзяновой Анастасии Ринатовне.

Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области безвозмездно передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск.

Обязать администрацию городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Ахметзяновой Анастасии Ринатовне на основании договора социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловском областном суде через суд г.Первоуральска.

Мотивированное решение составлено 21.08.2012.

Судья: подпись

Копия верна. Судья - С.В.Сорокина