Дело № 2-1978/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации Свердловская область, г. Первоуральск 31 июля 2012 года Первоуральский городской суд в составе судьи Сорокиной С.В., при секретаре Пшевалковской Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Первоуральска, обращающегося в защиту интересов Хорошевой Ксении Анатольевны к Министерству строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерству строительства и архитектуры Свердловской области) о возложении обязанности приобрести жилое помещение и распределить его Хорошевой К.А., обязании Министерства по управлению государственной собственностью Свердловской области безвозмездно передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск, обязании администрации городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Хорошевой К.А. на основании договора социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Первоуральска обратился в суд в защиту интересов Хорошевой К.А. с иском, в котором с учетом принятого судом уточнения просил суд обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) приобрести жилое помещение и распределить его Хорошевой К.А., обязать Министерство по управлению государственной собственностью Свердловской области передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск, обязать администрацию городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Хорошевой К.А. на основании договора социального найма В обоснование заявленных требований указал, что Хорошева К.А. на основании Постановления главы администрации города Первоуральск № 1139 от 15.08.1995 «О назначении опеки», Приказа Управления социальной защиты населения г.Первоуральск № 216 от 23.04.2008 «О назначении опеки» имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В соответствии с Постановлением главы городского округа Первоуральск № 2543 от 25.11.2008 Хорошева К.А. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные категории детей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Хорошева К.А. не имеет какого-либо жилого помещения, с 2008 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма предоставлено ей не было. В судебном заседании прокурор просил суд удовлетворить заявленные исковые требования. Хорошева К.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что в настоящее время она нигде не обучается, в каких-либо государственных учреждениях не находится. Неоднократно она обращалась в администрацию ГО Первоуральск по вопросу предоставления ей жилого помещения, однако до настоящего времени данный вопрос так и не решился. В настоящее время она проживает в квартире которая принадлежит ее молодому человеку, собственного жилья не имеет. Представитель ответчика - администрации городского округа Первоуральск в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, оставил решение на усмотрение суда (л.д.25). Представитель ответчика Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил в суд отзыв на иск в письменном виде. В отзыве указал, что из ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ не следует, что гражданину, относящемуся к категории детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, жилое помещение должно быть предоставлено в течение определенного срока с момента получения им соответствующего статуса, а также данной норме не противоречит предоставление жилых помещений детям-сиротам в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предусмотрена «Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП. В соответствии с данным порядком приобретение и предоставление истцу жилого помещения возможно только после предоставления органом местного самоуправления предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам. Требование истца об обязании Министерства приобрести и распределить жилое помещение истцу является требованием о возложении на Министерство обязанности дополнительной к обязанности обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Истец просит предоставить истцу дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Что касается требования истца о возложении на Министерства обязанности по передаче жилого помещения в муниципальную собственность, то Министерство не наделено данными полномочиями. Представитель ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворение исковых требований возражает (л.д.62). Отзыв на иск с обоснованием своих возражений в письменном виде не представил. Представитель третьего лица – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем с учетом мнения участвующих в деле лиц суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из обстоятельств дела, Хорошева К.А. относится к числу лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Хорошевой К.А. – ФИО3 решением Первоуральского городского суда от 15.12.1997 лишен родительских прав (л.д.16). Мать Хорошевой К.А. – ФИО4 решением Первоуральского городского суда от25.04.1995 лишена родительских прав (л.д.15). Постановлением Главы администрации г.Первоуральск от 15.08.1995 № 1139 Хорошавина назначена опекуном несовершеннолетней Хорошевой К.А. (л.д.12). Приказом Управления социальной защиты населения г.Первоуральска от 23.04.2008 № 216 несовершеннолетняя Хорошева К.А. передана на воспитание опекуну ФИО5 (л.д.11). Хорошева К.А. признана малоимущей и принята на учет очередности в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.17-18). Как пояснила в судебном заседании Хорошева К.А., в настоящее время она нигде не обучается, в каких-либо государственных учреждениях не находится. До настоящего времени Хорошева К.А. жилым помещением не обеспечена, фактически проживает в квартире знакомого по адресу <адрес>. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения на условиях договора социального найма предоставляются как малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, так и иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях. Порядок предоставления жилых помещений малоимущим гражданам предусмотрен Жилищным кодексом Российской Федерации. Основания признания нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, нуждающимся в жилых помещениях, могут быть определены федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ст. 49 ч. 3 Жилищного кодекса РФ). К иным категориям граждан относятся, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Хорошева К.А. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 57 ч. 2 п/п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей вправе претендовать на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма. Порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан устанавливается Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу ст. 8 п.2 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При этом, в силу ст. 8 п.1 Федерального закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 57 ч.3 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. В соответствии с п.2 Постановления Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.3 данного Постановления получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства". В силу п.п. 4,5 данного Постановления средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из общей площади жилого помещения до 45 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, но не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области. Пунктом 12 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений. Судом установлено и не оспорено ответчиками, что Хорошева К.А., 19.11.1992 года рождения имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней не закреплялось какое-либо жилое помещение. Впоследствии у нее также не возникло право на какое-либо жилое помещение. Соответственно Хорошева К.А. обладает правом на предоставление вне очереди жилого помещения, по договору социального найма. Однако до настоящего времени она не обеспечена благоустроенным жильем, отвечающим санитарным и техническим требованиям, соответствующим установленным социальным нормам. Соответственно суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора г. Первоуральска о предоставлении Хорошевой К.А. благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормами, установленными законодательством, так как она в настоящее время не имеет какого-либо жилого помещения, а также материальных средств для его приобретения. Доводы ответчика - Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области), приведенные в отзыве на иск, являются несостоятельными, поскольку именно Министерство в соответствии с полномочиями представленными Правительством Свердловской области осуществляет направление денежных средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам. После распределения жилых помещений детям-сиротам данные жилые помещения передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Довод ответчика - Министерства строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерства строительства и архитектуры Свердловской области) о том, что срок предоставления жилого помещения Хорошевой К.А. с момента приобретения ею статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, не является конкретно определенным, а также мнение ответчика о том, что обеспечение жильем Хорошевой К.А. зависит от порядка очередности, исходя из времени принятия Хорошевой К.А. на учет является несостоятельными, поскольку для данной категории граждан закон не связывает предоставление жилого помещения с постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане указанной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности (ст.57 ч.1 ЖК РФ) и обеспечиваются жильем вне очереди (ст.57 ч.2 ЖК РФ). Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г.Первоуральска, обращающегося в защиту интересов Хорошевой Ксении Анатольевны удовлетворить. Обязать Министерство строительства, развития инфраструктуры и транспорта Свердловской области (Министерство строительства и архитектуры Свердловской области) приобрести жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленного органом местного самоуправления ГО Первоуральск и распределить его Хорошевой Ксении Анатольевне. Обязать Министерство по управлению государственной собственностью Свердловской области безвозмездно передать приобретенное жилое помещение из собственности Свердловской области в собственность городского округа Первоуральск. Обязать администрацию городского округа Первоуральск предоставить переданное из собственности Свердловской области жилое помещение Хорошевой Ксении Анатольевне на основании договора социального найма. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловском областном суде через суд г.Первоуральска. Мотивированное решение составлено 06.08.2012. Судья: подпись Копия верна. Судья- С.В.Сорокина