Приговор по делу № 1-75/10



дело № 1-75/2010П Р И Г О В О РИменем Российской Федерацииг. Владивосток 13 апреля 2010 года

Первореченский районный суд г.Владивостока, в составе:

Председательствующего судьи А.Л. Сабашнюка,

при секретарях Е.А. Кущевой, Н.П. Клюевой,

с участием государственных обвинителей - помощников прокурора Первореченского района

г. Владивостока А.А. Лебедевой, Е.В. Бабушкиной, Н.Б. Ражевой,

подсудимого А.В. Смирных,

защитника – адвоката В.Б. Долгова, предоставившего ордер № 56 и удостоверение №1189,

представителя потерпевшей – адвоката С.П. Рубанова, предоставившего ордер № и удостоверение Номер обезличен,

а также с участием потерпевшей ФИО21,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Смирных Александра Владимировича, ...

в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч.4 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимый А.В. Смирных, 11.07.2009 года, в 09 часов 45 минут, в г. Владивостоке, управлял на основании выписанной, в простой форме рукописной доверенности технически исправным автомобилем «Toyota Chaser», государственный транзитный знак «НВ 2414/25 RUS» и двигался по автомобильной дороге с двусторонним движением, имеющей четыре полосы со стороны ул. Руднева в направлении ул. Русской.

При движении в районе дома №44, расположенного по ул. Выселковой, в г. Владивостоке, водитель А.В. Смирных, проявив преступную небрежность, в нарушении п.п. 1.4; 2.7; 9.1; 9.2; 10.1; 10.2 Правил дорожного движения РФ, Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ – горизонтальной разметки 1.3, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения - находясь в состоянии алкогольного опьянения, вёл транспортное средство со скоростью примерно 100 км/ч, превышающей разрешённую в населенных пунктах скорость движения транспортных средств не более 60 км/ч, не обеспечивавшей ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, для выполнения требований Правил, пересёк горизонтальную дорожную разметку 1.3, пересекать которую запрещается, выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигающимся во встречном направлении автомобилем «Mazda Familia», государственный регистрационный знак «Р 966 ХК/25 RUS», под управлением ФИО10. В результате данного дорожно-транспортного происшествия пассажир автомобиля «Mazda Familia», ФИО9 от полученных травм скончался на месте ДТП.

Согласно заключения эксперта № 1401 от 12.10.2009г., при судебно-медицинском исследовании трупа обнаружены следующие повреждения: в области головы: закрытый перелом свода и основания черепа (через среднюю черепную ямку) с повреждением твёрдой и мягко мозговых оболочек, с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области справа, ушибленная рана верхнего века правого глаза, ссадины в области правой брови (1), наружного угла правого глаза (1), правой щеки (1); в области грудной клетки: переломы 3-6 рёбер справа по средне-ключичной линии и 3-8 рёбер слева по лопаточной линии с повреждением пристеночной плевры, массивными кровоизлияниями под плевру, межрёберные мышцы, мягкие ткани груди и спины, ушиб и разрыв передних стенок правого и левого желудочков сердца, разрыв переднего отдела сердечной сорочки, ушиб и разрыв плевры и ткани правого и левого лёгких, кровоизлияние в левую и правую плевральные полости (300 мл. справа и 2000 мл. слева); в области живота: разрыв капсулы и паренхимы нижней (висцеральной) поверхности правой доли печени; множественные ушибы и разрывы брыжейки кишечника и стенки тонкого кишечника; кровоизлияние в брюшную полость (500 мл); в области конечностей: открытый оскольчатый перелом нижней трети правой больше- и малоберцовых костей; рвано-ушибленная рана передней поверхности нижней трети правой голени; рвано-ушибленная рана тыльной поверхности правой стопы в проекции 1 и 2 плюсно-фаланговых суставов. Общность механизма и времени образования повреждений груди, живота, таза и конечностей делает целесообразным их квалифицировать по степени тяжести в едином комплексе, образующим тяжёлую сочетанную травмы головы, груди, живота, конечностей как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения. Между ними и смертью пострадавшего имеется причинно-следственная связь. Смерть А.А. ФИО9 наступила от травматического шока, развившегося в результате тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, конечностей, сопровождавшейся множественными повреждениями костей скелета и внутренних органов.

Причиной данного дорожно-транспортного происшествия явилось нарушение водителем А.В. Смирных требований п.п. 1.4; 2.7; 9.1; 9.2; 10.1; 10.2 Правил дорожного движения РФ, Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ – горизонтальной разметки 1.3, а именно:

п. 1.4 – на дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

п. 2.7 – водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомлённом состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

п. 9.1 – количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учётом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъём, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

п. 9.2 – на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения.

п. 10.1 - водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и стояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

п. 10.2 – в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Приложение 2 к ПДД РФ – горизонтальная разметка 1.3 – «разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более»;

«Линию 1.3 пересекать запрещается».

Допрошенный в судебном заседании подсудимый А.В. Смирных вину в инкриминируемом преступлении признал частично и показал, что 10.07.2009г., в вечернее время, на своём автомобиле «Toyota Chaser» он приехал из г. Находки в г. Владивосток, по рабочим делам. С ним поехала коллега по работе ФИО13. В г. Владивосток они приехали к знакомому ФИО12, который выступал посредником строительного заказа за городом. Вечером, они поехали в кафе, где употребляли спиртное, продолжили его употребление дома у ФИО12. 11.07.2009г., около 09 часов, они проснулись, взяли с автостоянки автомобиль, которым управлял он, а ФИО12 и ФИО13, сели на заднее пассажирское сиденье. За ним находилась ФИО13, а за передним пассажирским сиденьем ФИО12. Они поднялись со стороны ул.Луговой на Баляевскую дорожную «развязку» и поехали в направлении Рудневского моста, он двигался по крайнему левому ряду своей полосы движения, со скоростью около 70 км/час. В районе ул. Выселковой на большой скорости его обогнал спортивный автомобиль и резко принял на его полосу движения, подрезав его. Он вывернул руль влево чтобы не столкнуться с этим автомобилем и оказался на полосе встречного движения. Как произошло ДТП и при каких обстоятельствах, он не помнит. Несмотря на то, что всё время он находился в сознании, память вернулась к нему, когда он уже находился на стационарном лечении в ГКБ г. Находки. Не отрицает того, что столкновение произошло из-за его выхода на полосу встречного движения, однако считает, что скорость не превышал и в состоянии алкогольного опьянения не находился. Готов в дальнейшем помогать потерпевшей и возмещать ущерб.

Допрошенная в судебном заседании потерпевшая ФИО21 показала, что ФИО9, являлся её мужем. 11.07.2009г., от Т. Крутских ей стало известно о том, что её муж погиб в результате ДТП, происшедшего на дороге, проходящей по ул. Выселковой, в г. Владивостоке. Ей известно, что муж ехал в качестве пассажира на переднем сиденье в автомобиле «Mazda Familia» ФИО10. Управлял автомобилем сам ФИО10. Они двигались со стороны ул. Русской в направлении ул. Руднева, в г. Владивостоке. Во время движения на их полосу выехал встречный автомобиль «Toyota Chaser», под управлением жителя г. Находки – А.В. Смирных, и произошло столкновение указанных автомобилей. Более никаких подробностей этого происшествия она не знает. В результате смерти её мужа ей причинён как моральный, так и материальный ущерб. Кроме того, на её иждивении остался малолетний сын от совместного с ФИО9 брака. Просит суд взыскать с подсудимого 2 000.000 рублей морального вреда и 30000 материального ущерба. Пояснила, также что подсудимый возместил в добровольном порядке 54000 рублей.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 показал, что 11.07.2009 года, в утреннее время, на своём автомобиле «MAZDA FAMILIA", он с ФИО9, который сидел на переднем пассажирском сиденье двигался по ул. Выселковой со стороны ул. Русской в направлении ул. Руднева, в г. Вла­дивостоке. При движении в районе д.№44 по ул. Выселковой, в г. Владивостоке, произошло ДТП с его участием. До столкнове­ния он двигался по своей полосе, ближе к середине дороги со скоростью около 40 км/ч.. Впереди по ходу его движения находился закрытый пологий левый поворот. Поднимаясь в подъём, он увидел, как из-за этого поворота на большой скорости «вылетел» легковой, автомобиль, марки «HONDA», при этом указанный автомобиль двигался уже по его полосе движения, ближе к осевой линии. «Хонда» уже находилась на его полосе дви­жения, он сразу принял вправо и притормозил. Как только они разъехались с автомобилем «HONDA», из-за поворота появился ещё один встречный автомобиль марки «Toyota CHASER», белого цвета. Этот автомобиль также полностью двигался по его полосе, однако не ближе к осевой линии, как а/м «HONDA», а по центру его полосы, то есть прямо ему «в лоб». Ско­рость его движения также была высокой, «Чайзер» «летел» прямо на него. Увидев его, он ещё принял правее к обочине, однако, так как расстояние до «Чайзера» было небольшим, и скорость его движения была высокая, от удара он уйти не смог, в ходе чего, произош­ло столкновение левой стороной передней части его автомобиля, с левой стороной передней части автомобиля «Toyota CHASER». После удара его автомобиль отброси­ло вправо на обочину, после чего, передней частью автомобиль столкнулся с ограни­чивающим обочину справа забором, выполненным из гофрированных металлических листов, а автомобиль «Toyota CHASER», проехав ещё некоторое расстояние вперёд, остановился на его полосе, ближе к середине дороги. После удара он на некоторое время потерял сознание. Пришёл в себя, когда его вытаскивали из автомобиля. Пет­раков был зажат деформированными частями автомобиля на переднем пассажирском сиденье. Он был без сознания. Помнит, что рядом с его дверью стоял врач, который пояснил, что ФИО9 мёртв. С места ДТП он был доставлен в ГКБ-2 г. Владивостока, где в приёмном отделении он увидел водителя автомобиля «Toyota CHASER», на него ему указали врачи скорой помощи. Он то засыпал, то просыпался, от него исходил запах алкоголя, по его внешнему виду было явно заметно, что он на­ходится в состоянии опьянения. Пояснил, что на момент ДТП он был трезв, спирт­ного в тот день и до этого не употреблял.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14 показал, что11.07.2009 года, в утреннее время, на своём автомобиле двигался по автодороге, проходящей по ул. Выселковой со стороны ул. Руднева в направлении ул. Русской, в г. Владивостоке. В ходе движения по указанной дороге он стал очевидцем ДТП, происшедшего около 09 часов 45 минут. Он двигался по указанной дороге в указанном направлении со скоростью около 40 км/ч. По его полосе движения в два ряда двигался плотный поток попутных автомобилей. Во встречном направлении движение автомобилей было мало интенсивным. Встречные автомобили двигались в один ряд на большой дистанции. Он двигался по спуску в крайнем левом ряду. Впе­реди него находился правый пологий закрытый поворот. В зеркало заднего вида он увидел, что ему светом фар мигает двигающийся сзади попутный автомобиль, показывая, что его необходимо пропустить. Он перестроился в крайний правый ряд. В этот момент по крайней левой полосе его объехали несколько легковых автомобилей. Од­ним из этих автомобилей был автомобиль «Toyota CHASER», белого цвета. После обгона автомобили резко стали набирать скорость, двигаясь при этом по крайней левой полосе. Однако, разогнаться по их полосе им не удалось, так как впереди них по обоим рядам полосы двигались попутные автомобили. Вследствие чего, не снижая скорости, легковые автомобили выехали на полосу встречного движения, так как на тот мо­мент была свободна. Выезд на встречную полосу он видел достаточно отчётливо, так как разделительная осевая двойная сплошная линия была ярко выражена. Выезд на встречную полосу они совершили непосредственно перед закрытым правым поворотом, так как при его прохождении они двигались уже по встречной по­лосе. Когда он начал проходить этот поворот, то сразу увидел, что дви­гающийся на большой скорости первый легковой автомобиль проехал беспрепятст­венно вниз по спуску, а двигающийся за ним второй автомобиль «Toyota CHASER» сразу же столкнулся с двигающимся по встречной полосе легковым автомобилем бе­лого цвета «Mazda FAMILIA». Где произошёл удар относительно ширины встречной полосы, точно сказать не может, но он точно видел, что удар произошёл передними частями обоих автомобилей на встречной для «Toyota CHASER» полосе. Он остановился на правой обочине. Выйдя из автомобиля, увидел, что автомобиль «Mazda FAMILIA» находится за пределами проезжей части слева на обочине. Автомобиль «Toyota CHASER» остановился почти полностью на встречной полосе. Передние части обоих автомобилей были сильно повреждены. Может сказать, что скорость движения автомобиля «Toyota CHASER» визуально была не менее 80-100 км/ч.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12 показал, что 10.07.2009 года, в вечернее время, к нему из г. Находки по делам приехали его знакомые А.В. Смирных и ФИО13. Они приехали на автомобиле А.В. Смирных «Toyota CHASER». Вечером они заехали в кафе «Галакти­ка», где он и А.В. Смирных выпивали спиртное, после кафе они поехали ночевать к нему домой, где он со А.В. Смирных продолжил распивать спиртное. Утром 11.07.2009 года, они взяли со стоянки авто­мобиль и поехали по делам. Управлял автомобилем А.В. Смирных, а он и ФИО13 сели на заднее пассажирское сиденье. Он разговаривал по телефону, в районе ул. Выселковой он услышал как Смирных выругался и посмотрел в этот момент на спидометр, зафиксировав скорость 50-60 км/час., что происходило дальше он не помнит. Пришёл в себя уже сидя на левой обочине, рядом с ним сидел А.В. Смирных. На этой обочине сзади них стоял какой-то автомобиль. Также на этой обочине ближе к «Рудневскому» мосту стояла какая-то повреждённая белая легковая иномарка. Понял, что произошло ДТП с их уча­стием. Самого удара он не помнит, не помнит даже как его и ФИО13 вытаскивали из автомобиля. В дальнейшем от ФИО13 узнал, что ДТП произошло из-за того, что А.В. Смирных выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с дви­гающимся во встречном направлении автомобилем «MAZDA FAMILIA», в результате чего, пассажир этого автомобиля от полученных травм скончался на месте ДТП. Более об обстоятельствах этого происшествия ему ничего не известно.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО13 показала, что 10.07.2009 г., в вечернее время, она и подсудимый А.В. Смирных, на его автомобиле «Toyota CHASER», приехали из г. Находка в г. Владивосток, по работе. В г. Владивостоке они встретились со знакомым А.В. Смирных – ФИО12, который должен был показать им этот объект. После встречи, вечером, они поехали в кафе «Галактика», в г. Владивостоке, где А.В. Смирных и ФИО12 употребляли спиртное. На следующий день они поехали смотреть объект и в районе ул. Выселковой попали в ДТП, об обстоятельствах которого она ничего пояснить не может. Также не может пояснить с какой скоростью они двигались до ДТП.

По ходатайству государственного обвинителя, в связи с имеющимися существенными противоречиями, между показаниями, данными свидетелем ФИО13 в суде и в ходе предварительного следствия, был оглашен протокол допроса свидетеля ФИО13 от 09 октября 2009г. (т. 1л.д.169-170).

Согласно оглашенного протокола допроса свидетеля, ФИО13 на предварительном следствии пояснила, что 11.07.2009 г., около 09 часов, они проснулись, взяли со стоянки автомобиль А.В. Смирных и поехали по делам. Управлял автомобилем А.В. Смирных, она села на заднее пасса­жирское сиденье, за водителем, а ФИО12, за передним пассажиром. Утром А.В. Смирных спиртного не употреблял. Она помнит, как они двигались по дороге, про­ходящей по ул. Выселковой, со стороны Рудневского моста в направлении ул. Рус­ской, в г. Владивостоке. В этом направлении, в два ряда, двигался плотный поток автомобилей, во встречном им направлении движение автомобилей было мало интенсивным. Снача­ла они двигались в колонне в крайнем левом ряду своей полосы по спуску. Впереди них находился затяжной закрытый правый поворот. Перед этим поворотом по встречной полосе слева их обогнал легковой автомобиль спортивного типа, чёрного цвета, с высоким задним спойлером, возможно марки «Toyota SUPRA». Видимо этот факт задел А.В. Смирных, и он выехал на встречную полосу, где резко стал уве­личивать скорость. Водитель автомобиля «Toyota SUPRA» увидел автомобиль А.В. Смирных в зеркало заднего вида и тоже стал увеличивать скорость. Однако, авто­мобиль А.В. Смирных набирал скорость быстрее, и А.В. Смирных стал обгонять этот автомо­биль слева по встречной полосе, двигаясь уже почти по её середине. Все эти гонки происходили во время прохождения правого затяжного поворота. Когда автомобиль А.В. Смирных своей передней частью находился на уровне середины левого борта автомобиля «Toyota SUPRA», произошло очень сильное столкновение с встречным автомобилем белого цвета, что происходило дальше, она помнит плохо. Помнит, как её какие-то мужчины доставали из автомобиля. Затем помнит, как врачи осматривали её в больнице, куда она была госпитализирована. Ей был по­ставлен диагноз вывих правого плеча. Более, кроме этой больницы она нигде не лечилась, никакого лечения не проходила. Травма в ре­зультате ДТП ей причинена незначительная. Никаких претензий к водителю А.В. Смир­ных не имеет. Она отчётливо видела, что столкновение произошло именно на встречной полосе. Перед ударом, она посмотрела на спидометр, скорость их движе­ния составляла около 100 км/ч. На расположение автомобилей после удара, она внимания не обращала. В последствии она узнала, что пассажир автомобиля, с ко­торым они столкнулись, скончался на месте ДТП.

После оглашения показаний, ФИО13 пояснила, что не подтверждает ранее данные показания, не читала их и подписала уже готовый протокол, так как в момент допроса находилась в болезненном состоянии. Кроме того, время в протоколе допроса не соответствует фактическому времени её допроса, который происходил вечером, а не утром как указанно в протоколе.

В подтверждение доводов ФИО13 адвокатом ФИО6 приобщен протокол опроса гр. ФИО16, пояснившего, что в один из дней осени 2009г. он привозил ФИО13 в УВД г. Владивостока в вечернее время, где следователь прочитал ей протокол, она его подписала и они уехали, время было около 23 часов.

Оценивая показания свидетеля, данных ею в ходе предварительного следствия и в суде суд считает, что показания данные ФИО13 в ходе предварительного следствия более объективные, исчерпывающие, согласующиеся с материалами уголовного дела.

К доводам свидетеля ФИО13 о том, что протокол допроса составлен не с её слов и она не читала его суд относится критически, так как в протоколе указанно, что он составлен с её слов и ею прочитан, о чем имеются соответствующие подписи. Допрашивалась свидетель спустя почти три месяца после произошедшего ДТП и говорить о болезненности её состояния после ДТП, во время допроса неуместно.

Более того, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля следователь ФИО17 пояснил, что им проводился допрос ФИО13 в соответствии с нормами УПК РФ. В ходе допроса свидетель пояснила об обстоятельствах происшествия, он внес её показания в протокол, с которым свидетель ознакомилась и подписала его. Замечаний на протокол от неё не поступало, время составления протокола соответствует времени допроса свидетеля.

Судом не может быть принят во внимание протокол опроса гр. ФИО16, поскольку он не содержит точных сведений о дате и времени происходящих событий и защитой указанный гражданин не заявлялся в качестве свидетеля защиты, не смотря на то, что судом предоставлялось защите время для вызова указанных свидетелей.

Из оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ в судебном заседании показаний свидетеля ФИО18 следует, что 11.07.2009 года, в утреннее время, на своём автомобиле «Nissan WINGROAD", государственный регистрационный знак «Р 560 КН/25 RUS» двигалась по автодороге проходящей по ул. Выселковой со стороны ул. Русской в направлении ул. Руднева, в г. Владивостоке. В ходе движения, по указанной дороге она стала очевидцем ДТП, происшедшего около 09 часов 45 минут. Она двигалась со скоростью около 50 км/ч. Впереди неё, в попутном направлении по её полосе на дистанции не более 10 м. (примерно 5-7 м.) двигался автомобиль «Mazda FAMILIA», белого цвета. Скорость движения этого автомобиля была ещё меньше её, поэтому она решила объехать его справа, так как ширина их полосы позволяла это сделать. Они оба двигались в подъем, впереди на­ходился затяжной левый закрытый поворот, при подъезде к которому, она увидела, как из-за него на большой скорости выехал автомобиль «Toyota CHASER», белого цвета. Как ей показалось, скорость этого автомобиля была не менее 100 км/ч. Когда автомобиль «Тoyota CHASER» появился из-за поворота, он уже двигался по их полосе движения, то есть он был за двойной сплошной разделительной линией разметки полностью всем своим кузовом на их полосе, на её левой стороне. Этот автомобиль не вынесло на встречную полосу, а он именно до поворота двигался уже по их полосе, так как когда он появился из-за поворота, то уже чётко находился за разделительной линией на их полосе и двигался по ней прямолинейно, как будто это была его полоса. Увидев это, она сразу стала экстренно тормозить и принимать вправо к обочине. В этот же момент произошло столкновение встречных автомобилей «Mazda FAMILIA» и «Toyota CHASER». Столкновение произошло левыми сторонами их передних частей. Всё произошло на­столько быстро, что она даже не успела заметить, успел ли водитель автомобиля «Mazda FAMILIA» принять вправо. В тот момент она боялась, чтобы её автомобиль никто не задел. После столкновения она остановилась на правой обочине. Автомобиль «Mazda FAMILIA» от удара отбросило за пределы проезжей части вправо, и передней частью он столкнулся с ограничивающим правую обочину, синим металлическим забором, а автомобиль «Toyota CHASER» немного отбросило влево. Проехав некоторое расстояние вперед, он остановился в районе середины проезжей части, преимущественно на её полосе. Уточняет, что в тот момент, когда автомашина «Toyota CHASER» «вылетела» из-за поворота, уже двигаясь по встречной полосе, то есть попутной для него в два ряда двигалась колонна автомобилей. Сразу после остановки столкнувшихся автомобилей, стала дымиться передняя часть автомобиля «Mazda FAMILIA», из передней части са­лона валил густой чёрный дым. На месте сразу стали останавливаться водители про­езжающих мимо автомобилей. Они с помощью огнетушителей стали тушить этот ав­томобиль, разбили переднее правое стекло автомобиля, через которое вытащили его водителя. Водитель мог ходить самостоятельно. Пассажира этого автомобиля выта­щить было невозможно, он находился без сознания и был сильно зажат деформиро­ванными частями автомобиля, его смогли достать только спасатели с помощью спец. средств. Спасатели положили его на обочину рядом с автомобилем. Ещё до приезда спасателей на место прибыла бригада скорой медицинской помощи. Врачи констатировали смерть этого пассажира, ещё до того как его вытащили из машины. Тем временем, по­ка одни водители находились около автомобиля «Mazda FAMILIA», другие были ря­дом с автомобилем «Toyota CHASER», они помогли выбраться его пассажирам парню и девушке, ко­торые находились на заднем пассажирском сиденье. После этого вытащили водителя автомобиля. Всех их троих посадили на обочину рядом с её автомобилем. По состоянию парня - пассажира автомобиля «Toyota CHASER», и по состоянию водителя этого автомо­биля было явно заметно, что они находятся в неадекватном состоянии, схожим с алкогольным или наркотическим опьянением. У пассажира было такое состояние, как будто бы с ним ничего не произошло, а его просто вывели из машины. Он не понимал, что произошло, и никакого значения всему происходящему не придавал. Водитель этого автомобиля также вёл себя неадекватно, он грубил врачам скорой помощи, вёл себя нагло и вызывающе. Они с пассажиром о чём-то «шушукались». Вообще их поведение выглядело очень странным. Первыми на «скорой» увезли пассажиров автомашины «Toyota CHASER» - парня и девушку, следом увезли водителя автомашины «Mazda FAMILIA». Побыв на месте ещё некоторое время, оставив сотруднику ГАИ свои данные, она уехала домой. На момент ДТП было светлое время суток, видимость была хорошая, тумана не было, погода была пасмурной, дорожное покрытие асфальтированное и сухое. (т. 1л.д. 163-164)

Допрошенный в судебном заседании свидетель защиты ФИО19 пояснил, что 10 июля 2009г. он ехал по ул. Выселковой в г. Владивостоке и стал свидетелем ДТП, произошедшего с участием автомашин «Тойота Чайзер» и «Мазда Фамилия». До ДТП он двигался за «Чайзером» и видел как его «подрезала» спортивная машина черного цвета, вынудив водителя «Чайзера» выйти на полосу встречного движения, где и произошло ДТП.

Кроме показаний потерпевшей, свидетелей обвинения и защиты, в ходе судебного разбирательства были оглашены и изучены материалы уголовного дела, объективно подтверждающие вину Смирных в инкриминируемом ему преступлении: рапорт об обнаружении признаков преступления от 11.07.09 г. (т.1л.д.3); телефонограмма №607 от 11.07.09 г. СМП, согласно которой ФИО9 был доставлен в больницу с диагнозом: биологическая смерть (т.1л.д.4); рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения, в соответствии с которым установлен факт ДТП с участием водителей Смирных и ФИО10 л.д.6); телефонограмма № 607 от 11.07.09 г., согласно которой А.В. Смирных был доставлен в больницу, в алкогольном опьянении, с диагнозом: закрытый перелом предплечья (т.1л.д.7); телефонограмма № 607 от 11.07.09 г., согласно которой ФИО10 был доставлен в больницу, с диагнозом: ЧМТ, СГМ, ушиб грудной клетки л.д. 8); телефонограмма № 3927 от 11.07.09 г., согласно которой ФИО13 Е. была доставлена в больницу, с диагнозом: вывих правого плеча, правого предплечья (т. 1л.д. 9); справка о ДТП от 11.07.09 г., согласно которой водитель автомашины «Toyota Chaser» государственный транзитный знак «НВ 2414/25 RUS» - А.В. Смирных, при движении со стороны ул. Руднева в сторону ул. Русской, в г. Владивостоке, совершил выезд на сторону дороги, предназначенной для встречного движения, где совершил столкновение с автомашиной «Mazda Familia», государственный регистрационный знак Р 966 ХК 25 RUS, водитель – ФИО10 (т.1л.д.11-12); протокол осмотра дорожно-транспортного происшествия, согласно которому место ДТП расположено в г. Владивостоке, на проезжей части автомобиль­ной дороги, ведущей со стороны ул. Руднева в направлении ул. Русской, в районе д. №44 по ул. Выселковой, в г. Владивостоке. Время суток на момент осмотра светлое, погода ясная, без осадков. Дорожное покрытие на данном участке асфальтированное, в момент осмотра сухое, поперечного уклона не имеет, имеет продольный уклон - спуск в направлении ул. Русской, в г. Владивостоке, а также на данном участке дороги имеется затяжной закрытый правый поворот, в направлении ул. Русской, в г. Владивостоке. Ширина проезжей части 13,4 м., дорога имеет че­тыре полосы для движения - по две в каждом направлении. На проезжей части нане­сена горизонтальная дорожная разметка: 1.3. - двойная сплошная линия разделяет транспортные потоки противоположных направлений. В ходе осмотра на данном уча­стке дороги обнаружены два автомобиля с полностью деформированными передними частями преимущественно с левой стороны: автомобиль «MAZDA FAMILIA», гос. знак «Р966ХК/25RUS», белого цвета; автомобиль «Toyota CHASER», гос. транзитный знак «НВ 2414/25 RUS», белого цвета. Первый автомобиль почти полностью всем кузовом на­ходится за пределами проезжей части на левой обочине, передней частью развёрну­тый в направлении ул. Руднева, в г. Владивостоке, по ходу его движения, под углом к левому краю до­рожного покрытия. Левую обочину ограничивает забор, изготовленный из гофрирован­ных листов металла, окрашенных в синий цвет. Передней частью автомобиля «М.FAMILIA» был деформирован этот забор - отогнут лист металла, так что переднее правое колесо автомобиля находится за линией установки забора. Переднее левое колесо этого автомобиля находится на расстоянии 25,6 м. от ближнего к ул. Русской угла д. №44 по ул. Выселковой, в г. Владивостоке и на расстоянии 0,9 м. от левого края дорожного покрытия на левой обочине. Заднее левое колесо автомобиля находится на расстоя­нии 1,7 м. от переднего левого колеса на границе левой обочины и проезжей части. Автомобиль «Т.CHASER» почти всем своим кузовом находится на встречной полосе, предназначенной для движения в направлении ул. Руднева, в г. Владивостоке, передней частью развёр­нутый в направлении ул. Русской по ходу своего движения. Заднее левое колесо авто­мобиля находится на расстоянии 12,8 м. от заднего левого колеса автомобиля «M.FAMILIA» ближе к ул. Русской, в г. Владивостоке и на расстоянии 4,4 м. от левого края дорожного по­крытия, а переднее левое колесо находится на расстоянии 5,2 м. от левого края про­езжей части. Проекция расстояния между левыми колёсами этого автомобиля, опу­щенная на левый край проезжей части равна 2,4 м. Следы шин и торможения автомо­билей на месте ДТП не обнаружены. На левой полосе движения, предназначенной для движения в направлении ул. Русской, в г. Владивостоке, обнаружен участок осыпи осколков стекла и пла­стиковых кузовных деталей автомобилей диаметром 5,8 м. Этот участок захватывает часть левой обочины, его центр находится на расстоянии 4,2 м. от левого задне­го колеса автомобиля «M.FAMILIA» и на расстоянии 2,6 м. от левого края проезжей, части за автомобилем «M.FAMILIA» ближе к ул. Русской, в г. Владивостоке. Кроме этого, на левой обочи­не обнаружен труп гражданина ФИО9, 22.01.1971 г. рождения. Труп лежит на спине, головой ближе к правому краю проезжей части и рас­полагается на левой грунтовой обочине вплотную к левой стороне автомобиля «M.FAMILIA» (т.1л.д. 13-31); протокол осмотра места происшествия, согласно которому, в ходе осмотра территории автостоянки временного хранения транспортных средств, расположенной по ул. Героев Тихоокеанцев, 5-«А», в г. Владивостоке, был осмотрен автомобиль «Toyota CHASER», гос. транзитный знак «НВ 2414/25 RUS», белого цвета. В ходе осмотра на автомобиле были об­наружены следующие повреждения. Наибольшие повреждения расположены в перед­ней части автомобиля с левой стороны, в виде деформаций капота, передних попере­чен кузова, передней левой стойки кузова, крыши автомобиля, смещения узлов и де­талей подвески переднего левого колеса, которое зажато деформированны­ми частями автомобиля. Ветровое стекло имеет множественные деформации и тре­щины. Повреждения также получили детали расположенные в подкапотном простран­стве. Передние бампер автомобиля и осветительные приборы отсутствуют. С правой стороны деформировано переднее крыло. При осмотре ходовой части, рулевого управления и тормозной системы установлено, что все детали в наличии, соединены правильно, каких-либо признаков, указывающих на неработоспособность не обнаруже­но. Осмотренный автомобиль приобщен к материалам дела в качестве вещественного доказательства и хранится на территории автостоянки временного хранения транс­портных средств (т.1л.д. 36-44, 45); протокол осмотра места происшествия, согласно которому, осмотрена территория автостоянки временного хранения транспортных средств, расположенная по ул. Героев Тихоокеанцев, 5-«А», в г. Владивостоке, был осмотрен автомобиль «MAZDA FAMILIA», гос. регистрационный знак «Р966ХК/25RUS», белого цвета. В ходе осмотра на автомобиле были обнаружены следующие повреждения. Наибольшие повреждения расположены в передней части автомобиля с левой стороны, в виде деформаций капота, передних поперечен кузова, передней левой стойки кузова, крыши автомобиля, смещения узлов и деталей подвески переднего левого колеса. Указанное колесо зажато деформиро­ванными частями автомобиля. Ветровое стекло разрушено. Повреждения также полу­чили детали расположенные в подкапотном пространстве. Передние бампер автомо­биля и осветительные приборы отсутствуют. С правой стороны деформировано пе­реднее крыло. Отсутствуют двери левого борта. При осмотре ходовой части, рулевого управления и тормозной системы установлено, что все детали в наличии, соединены правильно, каких-либо признаков, указывающих на неработоспособность не обнаруже­но. Осмотренный автомобиль приобщён к материалам дела в качестве вещественного доказательства и хранится на дворовой территории частного жилого дома, располо­женного по ул. Макарова, 25, в г. Владивостоке (т.1л.д. 46-52, 53); акт судебно-медицинского исследования трупа №1401 (т.1л.д. 99-104); исковое заявление ФИО9 с обоснованием заявленных исковых требований и приложенными документами (т.1л.д. 113-120); постановление о признании гражданским истцом ФИО21 (т.1л.д. 121); заключение судебно-медицинской экспертизы №1401,согласно которого при исследовании трупа ФИО9, 1971 г.р., обнаружены следующие повреждения: В области головы: закрытый перелом свода и основания черепа (через сред­нюю черепную ямку) с повреждением твердой и мягкой мозговых оболочек, с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области справа, ушибленная рана верхнего века правого глаза, ссадины в области правой брови (1), наружного угла правого глаза (1), правой щеки (1); В области грудной клетки: переломы 3-6 ребер справа по средне-ключичной линии и 3-8 ребер слева по лопаточной линии с повреждением пристеночной плевры, массивными кровоизлияниями под плевру, межреберные мышцы, мягкие ткани груди и спины, ушиб и разрыв передних стенок правого и левого желудочков сердца, разрыв переднего отдела сердечной сорочки, ушиб и разрыв плевры и ткани правого и левого легких, кровоизлияние в левую и правую плевральные полости (300 мл справа и 2000 мл слева); В области живота: разрыв капсулы и паренхимы нижней (висцеральной) по­верхности правой доли печени; множественные ушибы и разрывы брыжейки кишечника и стенки тонкого кишечника; кровоизлияние в брюшную полость (500 мл); В области конечностей: открытый оскольчатый перелом нижней трети правой больше- и малоберцовых костей; рвано-ушибленная рана передней поверх­ности нижней трети правой голени; рвано-ушибленная рана тыльной поверх­ности правой стопы в проекции 1 и 2 плюсно-фаланговых суставов. Данные повреждения, образовались от ударного действия твердого тупого предмета или предметов, действовавшей со значительной силой. Данные телесные повреждения ФИО9 мог получить в условиях автодорожной травмы внутри салона автомобиля при столкновении последнего с препятствием. Общность механизма и времени образования повреждений груди, живота, таза и конечностей делает целесообразным их квалифицировать по степени тяжести в еди­ном комплексе, образующим тяжелую сочетанную травмы головы, груди, живота, ко­нечностей как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент при­чинения. Между ними и смертью пострадавшего имеется причинно-следственная связь. Смерть ФИО9 наступила от травматического шока, развившегося в ре­зультате тупой сочетанной травмы головы, груди, живота, конечностей, сопровождав­шейся множественными повреждениями костей скелета и внутренних органов. При судебно-химическом исследовании в крови и в моче от трупа ФИО9 обнаружен этиловый спирт в концентрации соответственно: 1.4 и 1.1 промилле, что применительно к живым лицам соответствует легкой степени алкогольного опьянения (т.1л.д. 187-192); заключение эксперта № 4981, согласно которому была произведена судебно-медицинская экспертиза Смирных А.В., из п. 4 выводов которой следует, что согласно медицинской карте № 6969 стационарного больного из ГКБ № 2 на имя Смирных А.В., в результатах анализа крови на алкоголь от 11.07.09г. «обнаружен алкоголь – 1,4%, что соответствует легкому опьянению (т.1л.д. 206-208).

Совокупность исследованных доказательств даёт суду основания полагать, что нарушив требования п.п. 1.4; 2.7; 9.1; 9.2; 10.1; 10.2 Правил дорожного движения РФ, Приложения 2 к Правилам дорожного движения РФ – горизонтальной разметки 1.3, А.В. Смирных своими действиями совершил преступление, предусмотренное ст. 264 ч.4 УК РФ по признаку нарушения лицом, управляющим автомобилем правил дорожного движения, находящегося в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Суд убежден о наличии между полученными повреждениями в результате ДТП и непосредственной смертью ФИО9 прямой причинной связи.

К версии подсудимого Смирных А.В. о том, что неустановленное автотранспортное средство вынудило его выехать на полосу встречного движения суд относится критически, поскольку никто из свидетелей обвинения не указывает на это обстоятельство, а напротив указывают, что Смирных А.В., начав гонку с обогнавшей его автомашиной сам выехал на полосу встречного движения. Более того, Правила дорожного движения прямо предписывают, что в случае возникновения опасности водитель должен снизить скорость транспортного средства вплоть до его остановки и не совершать каких – либо маневров.

К показаниям свидетеля защиты ФИО19 суд относится критически в части присутствия автомашины, вынудившей Смирных А.В. выехать на полосу встречного движения, поскольку свидетель хоть и пояснил, что хорошо запомнил обстоятельства ДТП, имевшего место быть 9 месяцев назад, но тем не менее не смог вспомнить события предшествовавшие этому дню, либо следующему.

Решая вопрос о виде и мере наказания, подлежащего назначению Смирных А.В., суд, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельств при которых оно совершено, а именно способ и обстановка совершения, отношение подсудимого к содеянному, его конкретные действия, последствия наступившие в результате преступления, влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, а так же данные о личности виновного.

Обстоятельством смягчающим наказание подсудимого в соответствии с ст. 61 УК РФ суд признаёт добровольное частичное возмещение имущественного ущерба, наличие на иждивении малолетнего ребенка.

Обстоятельств отягчающих наказание в соответствии со ст. 63 УК РФ суд не установил.

При определении вида и размера наказания суд учитывает, личность виновного, который на учетах в ПНД и КНД не состоит, положительно характеризуется по месту жительства и работы, ранее судим. Также суд учитывает мнение потерпевшей, просившей суд назначить наказание только связанное с реальным лишением свободы, а потому в целях предупреждения совершения новых преступлений и восстановления социальной справедливости, в целях исправления подсудимого в условиях изоляции от общества суд полагает назначить Смирных А.В. наказание в виде реального лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии-поселении, поскольку совершенное им преступление относится к неосторожному преступлению средней тяжести.

Потерпевшей ФИО21 заявлен гражданский иск о возмещении материального ущерба от преступления в размере 30000 рублей и 2.000.000 рублей компенсация морального вреда. Гражданский иск потерпевшей, в части возмещения материального ущерба, с учетом представленных суду документов, суд считает подлежащим удовлетворению, что касается взыскания морального вреда, то суд, с учетом принципа разумности и справедливости, с учетом материального и семейного положения как потерпевшей, так и подсудимого, считает, необходимым удовлетворить в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 303 - 309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Смирных Александра Владимировича, виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.264 ч.4 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок ПЯТЬ лет, с отбыванием наказания в колонии – поселении, с лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет.

В соответствии со ст. 75-1 ч.2 УИК РФ – Смирных А.В. направить в колонию поселения для отбытия наказания – самостоятельно. Срок наказания исчислять со дня прибытия Смирных А.В. в колонию поселения.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить прежней.

Гражданский иск потерпевшей ФИО21 удовлетворить частично.

Взыскать с Смирных Александра Владимировича в пользу ФИО21 в счет возмещения материального ущерба 30000 рублей и в счет компенсации морального вреда 500.000 рублей.

Вещественные доказательства, по вступлении приговора в законную силу: автомашину «Toyota Chaser» государственный транзитный знак «НВ 2414/25 RUS», находящуюся на территории стоянки временного хранения транспортных средств - возвратить по принадлежности её владельцу ФИО22; автомашину «MAZDA FAMILIA» государственный регистрационный знак Р 966 ХК/25 RUS, переданную на ответственное хранение его законному владельцу ФИО10, оставить в его распоряжении.

Приговор может быть обжалован в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы или представления осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Председательствующий: