Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» августа 2010 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи М.А. Розановой
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> (далее Департамента) о предоставлении земельного участка, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 2000 кв. м по <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ей направлен отказ в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на продажу земельных участков для ИЖС на аукционах. В дополнительном ответе от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городским лесов.
С таким отказом она не согласна, т.к. сотрудники Департамента не обладают необходимыми документами для принятия такого решения. Администрацией <адрес> не определены границы зон санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Законом предусмотрен 2-недельный срок для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка под ИЖС, однако этот срок нарушен. Просила признать незаконным рассмотрение ее заявления Департаментов свыше 1 месяца; признать незаконным отказ в части оформления и предоставления земельного участка; обязать Департамент в 10-дневный срок с момента принятия решения направить заявление и пакет документов для принятия решения о согласовании и утверждении границ земельного участка в администрацию <адрес>. Выдать исполнительный лист в отношении возложения обязанности по направлению документов в Администрацию <адрес>. Взыскать с Департамента уплаченную при подаче заявления госпошлину.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 настаивал на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне жилой застройки, в связи с чем не имеется оснований для отказа в предоставлении земельного участка. Срок на обжалование решения заявителем не пропущен, поскольку впервые ответ получен заявителем ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Департамента земельных отношений по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что по данным Управления лесным хозяйством <адрес> испрашиваемый земельный участок находится на землях Владивостокского лесничества, которыми Департамент не вправе распоряжаться. Ссылалась на пропуск заявителем срока на обращение в суд. Пояснила, что вся корреспонденция направляется гражданам простой почтой. Просила в удовлетворении заявления отказать, т.к. испрашиваемый земельный участок находится в зоне округа санитарной охраны (защитные леса).
Представитель Управления лесным хозяйством <адрес> по доверенности ФИО5 возражал против предоставления испрашиваемого земельного участка, ссылался на лесоустроительные материалы, согласно которым испрашиваемый заявителем земельный участок является лесным, несмотря на то, что его государственный кадастровый учет не осуществлен. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать, т.к. у Департамента нет полномочий на распоряжение лесными землями. Полагал, что в данном случае Генплан не действует, т.к. в силу ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности государства, существовавшее до введения в действие ФЗ №, сохраняется, а срок постановки участков на кадастровый учет продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Администрации <адрес> по доверенности ФИО6 поддержала позицию представителя Департамента земельных отношений.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду граждан, орган исполнительной власти <адрес> в 10-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 0,2 га для индивидуального жилищного строительства в районе <адрес> в <адрес> (кадастровый номер 25:28:050025).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем директора Департамента земельных отношений заявителю разъяснен порядок приобретения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство через аукцион.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 31, выдел 1,2 Седанкинского участкового лесничества, зоны округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Кроме того, сообщено об отсутствии у Департамента полномочий на распоряжение землями лесного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о неполучении в установленный законом срок ответа на свое заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлен ответ на ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в котором помимо изложенных ранее оснований для отказа указано на допущенную ранее ошибку в адресе заявителя, в связи с чем ею ответы от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не получены.
Поскольку в установленный законом срок ответ заявителю по указанному им адресу не дан, то обоснованны доводы заявления ФИО1 о нарушении срока рассмотрения поданного ею ДД.ММ.ГГГГ заявления.
При этом суд приходит к выводу, что срок обжалования принятых Департаментом решений по заявлению не пропущен, т.к. о принятых решениях заявитель узнала в апреле 2010 г.
Проверяя законность отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, суд приходит к выводу, что он не соответствует закону.
Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, если
в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участиотносятся к категории земель населенных пунктов. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), то он относится к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, сведения о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности. Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, ни Департаментом, ни Управлением лесным хозяйством <адрес> в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Настоящими Правилами на территории Владивостокского городского округа в числе территориальных зон установлены зона жилой застройки, рекреационные зоны, зоны особо охраняемых природных территорий (кодовое обозначений на карте - Ж, Р и ОО соответственно).
Ссылаясь на нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, заместитель руководителя Департамента земельных отношений исходил из письма КГУ «Приморское лесничество».
Однако приложенная к заявлению ФИО1 схема испрашиваемого земельного участка и выкопировка карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа свидетельствуют о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-1, где разрешено индивидуальное жилищное строительство.
Департамент земельных отношений не представил в суд доказательств расположения испрашиваемого земельного участка в границах зоны округа санитарной охраны курортной зоны <адрес>.
Поскольку заинтересованными лицами в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к зоне, указанной в обжалуемом ответе, то такой ответ нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении ФИО1 земельного участка, выполненный без учета Правил землепользования и застройки <адрес>, нельзя признать законным.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложения на Департамент земельных отношений обязанности по рассмотрению заявления ФИО1 в соответствии со ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ в установленный законом срок.
При этом суд не находит оснований для возложения на Департамент земельных отношений обязанности по направлению в Администрацию <адрес> документов ФИО1 для утверждения схемы границ испрашиваемого земельного участка, поскольку в таком виде судебное решение фактически подменяет собой решение Департамента земельных отношений по рассмотрению заявления ФИО1
Требование о выдаче исполнительного листа не подлежит удовлетворению, поскольку не является требованием, направленным на защиту нарушенного права заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Департамента в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина., уплаченная при подаче в суд заявления, пропорционально удовлетворенной части требований - в размере 100 р.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным рассмотрение Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ свыше установленного законом срока.
Признать незаконным решение Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка примерной площадью 2000 кв. м по <адрес> в <адрес> для индивидуального жилищного строительства (кадастровый номер квартала 25:28:050025) по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ в установленный законом срок.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 100 руб.
В остальной части отказать.
На решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в <адрес>вой суд через Первореченский районный суд <адрес>.
Председательствующий