Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» октября 2010 <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи М.А. Розановой
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> (далее Департамента) об отказе в предоставлении земельного участка. В обоснование указал, что ему на праве собственности принадлежит 3/4 доли в праве на <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он заключил с УМИГА договор аренды земельного участка, который действовал до ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 и 2009 годах он продолжал вносить арендную плату за предоставленный ему земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 600 кв. м по <адрес> в <адрес> для ведения дачного хозяйства. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка с уточненной площадью 741 кв. м, которая вместе с кадастровым паспортом земельного участка предоставлены в Департамент земельных отношений. ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав лесного фонда, следовательно, является федеральной собственностью, которой Департамент не вправе распоряжаться.
Полагал отказ незаконным, т.к. согласно Правил землепользования и застройки испрашиваемый земельный участок относится к функциональной зоне Ж-1, где могут располагаться участки, предназначенные для ведения дачного хозяйства. Поскольку доказательств нахождения участка на землях лесного фонда нет, то просил признать отказ Департамента земельных отношений незаконным, обязать Департамент предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок, направив в адрес заявителя договор аренды в течение 10 дней со дня принятия решения.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента земельных отношений по доверенности ФИО4 против удовлетворения заявления возражала по доводам отказа в предоставлении земельного участка.
Представитель Управления лесным хозяйством <адрес> по доверенности ФИО5 представил письменные возражения, в которых ссылался на лесоустроительные материалы, согласно которым испрашиваемый заявителем земельный участок является лесным, несмотря на то, что его государственный кадастровый учет не осуществлен. Лесной кодекс РФ устанавливает, что земли лесного фонда являются федеральным имуществом. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать, т.к. ответ Департамента законный.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду граждан, орган исполнительной власти <адрес> в 10-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Заявителю в установленный законом срок ответ об отказе в удовлетворении заявления не направлен.
Доводы заявления подтверждаются представленными копиями документов.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Департамента земельных отношений отказано ФИО1 в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 49 выдел 5,8 Садгородского участкового лесничества и отсутствие у Департамента полномочий на распоряжение землями лесного фонда.
В соответствии с лица, государственного или муниципального служащего" target="blank" data-id="13106">ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), то он относится к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, ни Департаментом, ни Управлением лесным хозяйством <адрес> в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Настоящими Правилами на территории Владивостокского городского округа установлены рекреационные зоны, в том числе, зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначений на карте - Р-1).
Согласно п. 44 указанных Правил в зоне городских лесов и городских лесопарков такой вид разрешенного использования земельного участка как ведение дачного хозяйства не предусмотрен.
Однако представителем Департамента земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков, в пределах которых не разрешается предоставление земель для ведения дачного хозяйства.
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка, выполненный без учета Правил землепользования и застройки <адрес>, нельзя признать законным.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложения на Департамент земельных отношений обязанности по рассмотрению заявления ФИО1 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд не находит оснований для возложения на Департамент обязанности по направлению в адрес заявителя договора аренды испрашиваемого земельного участка, поскольку в таком виде судебное решение фактически подменяет собой решение Департамента земельных отношений по рассмотрению заявления ФИО1 в отсутствие данные об отнесении земельного участка к какой-либо функциональной зоне.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 741 кв. м в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> рассмотреть заявление ФИО1. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:28:05:0026:848 в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части отказать.
На решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в <адрес>вой суд через Первореченский районный суд <адрес>.
Председательствующий