Дело №Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Первореченский районный суд в составе
Председательствующего судьи Каленского С.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, ФИО1 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
у с т а н о в и л:
Заявители обратились в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.
ФИО3, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратились Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлениями о предоставлении в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства земельных участков, площадью 650 кв.м, 40 кв.м., и 1046 кв.м., в районе <адрес> соответственно.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал всем заявителям в предоставлении земельных участков, по тем основаниям, что испрашиваемые земельные участки входят в границы лесов земель лесного фонда Владивостокского лесничества, <адрес>
По мнению заявителей отказ Департамента не основан на законе. При обращении в Департамент ими прикладывались сведения из которых следует, что земельные участки относятся к землям лесного фонда.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО5 поддержала изложенное в заявлении, просил признать незаконным отказ Департамента, обязать Департамент выполнить требования ст.34 ЗК РФ.
Представитель Департамента с требованиями не согласилась и пояснила, что земли лесного фонда являются Федеральной собственностью, поэтому Департамент не вправе распоряжаться настоящими земельными участками.
Представитель Управления Лесного хозяйства в судебное заседание не явился.
Выслушав стороны изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Данное положение закона полностью согласуется с п.1 ст.8 ФЗ Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Пункт 2 вышеуказанной статьи определяет, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Необходимо отметить, что на территории города Владивостока принят генеральный план города (решение думы г. Владивостока от 15.09.2008г. №119), согласно которого установлены границы указанного муниципального образования.
Таким образом, испрашиваемые заявителями земельные участки относятся к категории земель, определенной земельным законодательством как земли населенных пунктов. Следовательно, вывод департамента о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда является неправомерным.
Вывод Департамента о принадлежности спорного участка к категории городских лесов противоречит действующему законодательству и сделан без учета требований действующих градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса в границах населенных пунктов располагаются городские леса. При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования. До момента признания древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам. Данная позиция полностью согласуется письмом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. №23-382.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2, 6 ст. 30 ГРК РФ).
На основании ч. 1 ст. 32 ГРК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
06.04.2010г. были опубликованы «Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (утвержденные думой г. Владивостока) включающие в себя градостроительные регламенты.
Таким образом, на момент вынесения отказа департаментом (ДД.ММ.ГГГГ), уже был принят муниципально-правовой акт, позволяющий определить вид разрешенного использования территориальной зоны, к которой относится испрашиваемый заявителем земельный участок, а именно, к зоне застройки индивидуально жилыми домами (выкопировка с карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа).
В соответствии с п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе жилым.
Согласно п.1 ст. 23 «Правил землепользования и застройки» (утвержденных решением думы г. Владивостока от 07.04.2010г. №462) зона застройки индивидуально жилыми домами определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
К зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.
В соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) Основные виды разрешенного использования:
индивидуальные жилые дома;
жилые дома блокированной застройки;
садоводство;
огородничество;
ведение дачного хозяйства;
Следовательно, действующие градостроительные регламенты предусматривают ведение дачного хозяйства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, к которой в свою очередь относятся испрашиваемые заявителями земельные участки.
Что же касается городских лесов, то они относятся к другой территориальной зоне определенной градостроительными регламентами как рекреационная, в которую в свою очередь включена зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначение на Карте градостроительного зонирования Р-1);
Таким образом, испрашиваемые заявителями земельные участки не относится к землям лесного фонда, не принадлежит к категории городских лесов, следовательно, именно Департамент является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым заявителем земельным участком.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, признает заявления ФИО3, ФИО1 обоснованными, поскольку нарушены их права и интересы на получение земельных участков в аренду для ведения дачного хозяйства и его дальнейшее оформление в собственность, гарантированные ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. В связи с чем принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителей, обязать Департамент выполнить требования статьи 34 ЗК РФ.
Руководствуясь ст.13,197-199 ГПК РФ
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ФИО3 земельных участков площадью 650 кв.м. и 40 кв.м., расположенных в районе <адрес>, в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ФИО1 Яне Владимировне земельного участка площадью 1046 кв.м., расположенного в районе <адрес>, в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края направить в орган местного самоуправления документы по заявлению ФИО3, для утверждения схемы расположения земельных участков площадью 650 кв.м. и 40 кв.м., расположенных в районе <адрес>, на кадастровом плане территории в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края направить в орган местного самоуправления документы по заявлению ФИО1 для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 1046 кв.м., расположенного в районе <адрес>, на кадастровом плане территории в течение 10 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краевой суд через Первореченский в течение 10 дней.
Председательствующий: