№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Федеральный суд <адрес> в составе : председательствующего: судьи Симоновой Н.П.
при секретаре: ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ДНТ «Лазурный берег» об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>, возложении обязанности,
Установил:
ДНТ «Лазурный берег» обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка площадью 23000 кв.м. расположенного по адресу <адрес>, в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства, просил признать указанное решение незаконным, обязать в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии со ст.34 ЗК РФ обратиться в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивал, считает, что Департамент незаконно отказал в предоставлении земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ заявитель дополнительно к ранее поданному заявлению о предоставлении земельного участка в собственность направил в Департамент заявление о желании приобрести испрашиваемы участок в аренду в случае установления обстоятельств, препятствующих предоставлению участка в собственность. Также законом не установлена обязанность заявителя предоставлять какие-либо иные документы, в том числе законом не предусмотрена обязанность и необходимость утверждения органом местного самоуправления списка граждан, принятых в члены садоводческих или дачных некоммерческих организаций. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1- зоне застройки индивидуальными жилыми домами, поэтому не может относиться к Лесному фонду.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 23000 кв.м. расположенного по адресу <адрес>, в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства. В заявлении указаны приложенные к нему документы : устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, кадастровый план территории, обзорную схему.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель дополнительно направил в Департамент выписку из ЕГРЮЛ.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент поступило дополнительное обращение заявителя, согласно которого заявитель просит при отсутствии возможности предоставить испрашиваемый согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№29-21749) в собственность, предоставить его в аренду сроком на 49 лет, а также дополнительно представлен протокол общего собрания членов ДНТ «Лазурный берег» от ДД.ММ.ГГГГ со списком членов ДНТ «Лазурный берег».
ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал заявителю в предоставлении земельного участка ссылаясь на то, что заявитель не обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в собственность, отсутствуют установленные законом от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» списки членов объединения, утвержденные органом местного самоуправления и проект застройки территории дачного некоммерческого объединения, испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, распоряжение которыми не входит в полномочия Департамента.
В соответствии со ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку заявителем заблаговременно (ДД.ММ.ГГГГ) до вынесения оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ направлено в Департамент обращение, согласно которого заявитель просит при отсутствии возможности предоставить испрашиваемый согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№29-21749) в собственность, предоставить его в аренду сроком на 49 лет (л.д.10), отказ в предоставлении испрашиваемого участка в аренду по мотиву отсутствия у заявителя исключительного права на приобретение земельного участка в собственность является незаконным.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии со ст.34 ЗК РФ, в связи с чем требование о предоставлении проекта организации и застройки территории ДТН, при отсутствии таковой в виде сформированного земельного участка является незаконным.
Заявитель обращался в орган местного самоуправления для утверждения списка членов ДНТ «Лазурный берег» и был уведомлен Администрацией <адрес> о том, что утверждение списков граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических ли дачных некоммерческих объединений, Федеральным законом не предусмотрено ( л.д.21-22).
Заявителем представлен в Департамент представлен протокол общего собрания членов ДНТ «Лазурный берег» от ДД.ММ.ГГГГ со списком членов ДНТ «Лазурный берег» (л.д.10).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации.
В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона, учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Утверждение списка граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, действующим законодательством не предусмотрено.
Из содержания ст.34 п.2 ЗК РФ следует, что размеры и местоположение земельного участка, которые должны быть указаны в заявлении лицом, испрашивающим его для целей, не связанных со строительством, являются предполагаемыми. В силу Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, функции по регулированию градостроительной деятельности на территории Владивостокского городского округа осуществляет указанное Управление, в том числе утверждает схему расположения земельного участка. При отсутствии утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка (т.е. установлении координат земельного участка, его границ, территориальных и градостроительных зон, в которых находится испрашиваемый участок) у Департамента отсутствовали достоверные сведения и доказательства о том, что испрашиваемый земельный участок находится на территории Лесного фонда Владивостокского лесничества.
Кроме того, согласно ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из ст.6 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участиотносятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с <адрес> «О Владивостокском городском округе» №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлена граница Владивостокского городского округа.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па утверждена схема территориального планирования <адрес>, в котором в соответствии со ст.14 Градостроительного Кодекса РФ установлены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности.
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), то он относится к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, сведения о том, что испрашиваемые земельные участки входят в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена, при наличии оснований, федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ, ст.23 ЛК РФ).
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Настоящими Правилами на территории Владивостокского городского округа установлены рекреационные зоны, в том числе, зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначений на карте - Р-1).
Однако Департамент земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков. При этом согласно представленных заявителем сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) (л.д.13-20).
В соответствии с п. 21 ст. <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, с ДД.ММ.ГГГГ органы исполнительной власти <адрес> в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре <адрес>, в связи с чем Департамент земельных ресурсов и землеустройства по <адрес> является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории <адрес>.
Поскольку иных, предусмотренных действующим законодательством, кроме указанных в оспариваемом решении, оснований для отказа в предоставлении земельного участка на данной стадии рассмотрения заявления нет, заявителем выполнены все требования, предусмотренные ст.34 ЗК РФ, в силу ч.1 ст.258 ГПК РФ подлежит удовлетворению требование заявителя о возложении обязанности на Департамент устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем направления в соответствии со ст.34 п.4 ЗК РФ в орган местного самоуправления обращения для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка в сроки, установленные законом.
Руководствуясь ст.ст. 13,194-198,258 ГПК, суд
Решил :
Признать решение Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ДНТ «Лазурный берег» в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 23000 кв.м. расположенного по адресу <адрес>, в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> в недельный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить действия, предусмотренные ст.34 п.4 ЗК РФ по направлению в орган местного самоуправления обращения об утверждении ДНТ «Лазурный берег» схемы расположения земельного участка площадью 23000 кв.м. расположенного по адресу <адрес>, в районе <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд <адрес>.
Председательствующий :