о возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал



Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года ... суд в составе:

председательствующего судьи ФИО0,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что Дата обезличена родила дочь ФИО2 Дину Руслановну. Дата обезличена ребенок умер. Отделом ЗАГС по ...у администрации ... истице была выдана справка о рождении ребенка, а Специализированным отделом ЗАГС администрации ... выдано свидетельство о смети. Дата обезличена у ФИО2 родился сын ФИО3, в связи с чем, отделом ЗАГС по ...у администрации ... выдано свидетельство о рождении. Истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... с заявлением о выдаче сертификата. В подтверждение факта рождения своего первого ребенка ФИО4 к заявлению о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал приложила справку о рождении, в подтверждение факта рождения ФИО3 – копию свидетельства о рождении ребенка. Согласно уведомлению Номер обезличен от Дата обезличена в выдаче сертификата истице было отказано, в связи с отсутствием свидетельства о рождении ФИО4 Полагает, что ответчик незаконно отказал в выдаче сертификата. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 и п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует, что основанием возникновения права на получение заявителем сертификата является факт рождения (детей), который может подтверждаться соответствующими документами (в том числе, свидетельством о рождении ребенка). В соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, в том числе: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки, представление недостоверных сведений. Представленная истицей справка о рождении ФИО4 была получена в соответствии с положениями Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997, свидетельство о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, не выдается в силу прямого указания закона, а факт рождения дочери ответчиком не оспаривается. Таким образом, истица полагает, что у нее имеется право на получение сертификата вне зависимости от предъявления в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... свидетельство о рождении ребенка ФИО4 В связи с этим, отказ ответчика в выдаче сертификата является незаконным. На основании изложенного, ФИО2 просит признать за ней право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложить на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... обязанность по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

ФИО2 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, изложенное в иске поддержала и суду пояснила, что родила двоих детей и в связи с этим имеет право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал. В законе нет указания на то, что для получения сертификата необходимо иметь на иждивении двоих детей. Закон не содержит основания к отказу в выдаче сертификата в случае смерти одного ребенка.

Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 3 Федерального закона от 20.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины «родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007. Согласно п. 7 ст. 3 Закона, право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка. Таким образом, дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 01.01.2007. На основании изложенного, женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007 в случае рождения первого или второго ребенка мёртвым или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки не имеет.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, что требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела, Дата обезличена у ФИО2 родился ребенок ФИО4, которая умерла на первой неделе жизни. Данное обстоятельство подтверждается справкой о рождении Номер обезличен от Дата обезличена, выданной Отделом ЗАГС по ...у администрации ....

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных актов записей о рождении и смерти, выдается только свидетельство о смерти ребенка.

На основании приведенной нормы закона и в связи со смертью ребенка в день рождения, свидетельство о рождении ребенка ФИО2 не выдавалось. В связи с этим, требуемые законом сведения не могут быть указаны в реестре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Дата обезличена ФИО2 родила сына – ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении от Дата обезличена, выданным Отделом ЗАГС по ...у администрации ....

Таким образом, к моменту обращения ФИО2 в Пенсионный орган за выдачей сертификата на МСК она являлась матерью одного ребенка, находящегося на ее иждивении.

В соответствии с пп1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29.12.2006, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, граждан Российской Федерации, независимо от места жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007.

Суд полагает, что сам по себе факт рождения ФИО2 второго ребенка, имея ввиду, что первый ребенок умер через несколько часов после рождения, не порождает у истицы права на получение государственного сертификата на МСК.

Данный вывод основан на буквальном и системном толковании норм ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006.

Из преамбулы ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256 –ФЗ от 29.12.2006, следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Таким образом, как следует из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей предоставляются семьям, имеющим детей.

Материалами дела подтверждается, что ФИО2 имеет одного ребенка ФИО3, Дата обезличена года рождения.

Цель ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256 –ФЗ от 29.12.2006 определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по смыслу и содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющих детей, содержатся в ряде иных статей данного закона ( п. 1 ст. 1, подп. 1 ст. 2).

Согласно п. 1 ст. 4 указанного закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п.п. 8 п. 2 ст. 4 закона в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

На основании ст. 5 закона постановлением Правительства РФ № 873 от 30.12.2006 утверждены правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Правила изданы Правительством РФ, уполномоченным федеральным законом на принятие подобного правового акта.

Согласно п. 14 указанных правил в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей.

Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр 9п.п. 8 п. 2 ст. 4 закона.

Согласно п.п. 1 п. 6 ст. 5 закона основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным законом.

Пенсионным органом ФИО2 было отказано в выдаче государственного сертификата на МСК в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256 –ФЗ от 29.12.2006. Для получения сертификата, предусмотренного указанным законом, недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Юридическим фактом, с которым указанный закон связывает право на получение государственного сертификата на МСК, является рождение второго ребенка. При этом, необходимо учитывать, что целью закона, указанной в его преамбуле, является стимулирование рождения в семье второго и последующего детей и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также, повышение уровня пенсионного обеспечения.

Словосочетание «имеющим детей», используемое в названии закона, преамбуле, в конкретных статьях закона, означает, что:

а) к моменту обращения за выдачей сертификата на МСК детей должно быть не менее двух (об этом свидетельствует множественное число, использованное законодателем);

б) семья должна иметь детей (слово «иметь» следует понимать в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата на МСК, дети должны быть живы к указанной дате).

Таким образом, на основании вышеуказанных норм материального права, суд считает, что право на получение сертификата на МСК обусловлено законом не числом рождений детей у матери, а связывается законом с воспитанием после 01.01.2007 матерью (как правило) двух и более детей при обращении в Пенсионный орган за выдачей сертификата на МСК.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что ФИО2 в удовлетворении требований о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует отказать.

Руководствуясь ст.13,194-198 ГПК РФ

р е ш и л:

ФИО2 в удовлетворении иска к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по ...у ... о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказать.

Решение может быть обжаловано в ...вой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через ... суд ....

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200