Дело № 2-541/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» февраля 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи М.А. Розановой
при секретаре Н.Е. Курасовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Разановой Людмилы Борисовны о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Разанова Л.Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамента) от 01.12.2010 об отказе в предоставлении ей земельного участка, указав в обоснование, что 20.06.2009 она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 2000 кв. м в районе <адрес> в г. Владивостоке для садоводства. Распоряжением Администрации г. Владивостока от 10.02.2010 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, на ее основании 17.09.2010 выдан кадастровый паспорт земельного участка. Указанные документы 24.09.2010 предоставлены в Департамент земельных отношений, после чего Департамент решением от 01.12.2010 отказал ей в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что он находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городским лесов.
Полагала отказ незаконным, т.к. именно Департамент земельных отношений является органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Поскольку Департамент по получении ее заявления не нашел оснований для отказа в предоставлении земельного участка (ст. 11 ЗПК № 90-КЗ), начал процедуру формирования участка, предусмотренную статьей 34 ЗК РФ, в связи с чем она за собственные средства провела межевые работы, изготовила кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, то ее заявление должно быть удовлетворено. Кроме того, согласно Генплана ВГО испрашиваемый земельный участок находится на землях населенных пунктов. Согласно Правил землепользования и застройки ВГО данный земельный участок находится в зоне жилой застройки, в связи с чем у Департамента земельных отношений не имелось оснований для вывода о нахождении этого участка на землях лесного фонда. Просила признать решение Департамента земельных отношений незаконным и обязать Департамент в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение по ее заявлению в соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Хетагуров А.В. настаивал на заявленных требованиях по изложенным в заявлении доводам. Просил признать решение Департамента от 01.12.2010 незаконным и возложить на Департамент обязанность по рассмотрению заявления в соответствии с законом.
В судебное заседание не явился представитель Департамента земельных отношений; в представленных в ходе подготовки дела к судебному разбирательству 18.01.2011 письменных возражениях просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от 29.12.2003 № 90-КЗ, с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, в связи с чем Департамент земельных отношений является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока.
20.06.2009 Разанова Л.Б. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв. м в аренду на 49 лет для садоводства в районе <адрес> в г. Владивостоке.
Согласно п. 3 ст. 11 названного выше Закона в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду граждан, орган исполнительной власти Приморского края в 10-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
Заявителю в установленный законом срок ответ об отказе в удовлетворении заявления не направлен.
10.02.2010 по обращению Департамента Администрация г. Владивостока утвердила схему расположения испрашиваемого земельного участка.
17.09.2010 ФГУ «Земельная кадастровая палата» выдало кадастровый паспорт земельного участка.
24.09.2010 в Департамент предоставлены оригиналы кадастрового паспорта в количестве 2 штук.
01.12.2010 руководителем Департамента земельных отношений заявителю отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, <адрес> Садгородского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - зеленая зона) и отсутствие у Департамента полномочий на распоряжение земельными участками на территории городских лесов.
В соответствии с действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего" target="blank" data-id="13106">ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участиотносятся к категории земель населенных пунктов.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относится к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества, не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).
Решением Думы города Владивосток от 04.04.2010 № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Настоящими Правилами на территории Владивостокского городского округа установлены рекреационные зоны, в том числе, зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначений на карте - Р-1).
Согласно п. 44 указанных Правил в зоне городских лесов и городских лесопарков такой вид разрешенного использования земельного участка, как садоводство, не предусмотрен.
Однако Департамент земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков, в пределах которых не разрешается предоставление земель для садоводства.
Более того, из ответа Управления градостроительства и архитектуры от 14.05.2010 усматривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Из ответа УГА от 17.08.2010 со ссылкой на Правила землепользования и застройки на территории ВГО следует, что земли лесного фонда существуют на островных территориях Владивостокского городского округа. Сведения об определении в натуре земельных участков лесного фонда в управлении отсутствуют. ( л.д. 25, 37-38)
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении Разановой Л.Б. в аренду земельного участка, данный без учета Правил землепользования и застройки г. Владивостока, нельзя признать законным.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем в Департамент представлены все необходимые документы, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Департамент земельных отношений обязанности по рассмотрению заявления Разановой Л.Б. в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ не позднее 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Разановой Людмилы Борисовны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 01.12.2010 в предоставлении Разановой Л.Б. земельного участка площадью 2000 кв. м в аренду на 49 лет для садоводства по адресу: г. Владивосток, в районе <адрес>.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Разановой Л.Б. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ.
На решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока.
Председательствующий