Дело № 2-1511/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«06» апреля 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи М.А. Розановой
при секретаре Н.Е. Курасовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Родионовой ФИО6 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Родионова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамента) о предоставлении земельного участка, указав в обоснование, что 20.11.2009 она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью № кв. м в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства. На основании обращения Департамента УГА Администрации г. Владивостока утвердило схему расположения испрашиваемого земельного участка, после чего заявитель получил кадастровый паспорт земельного участка, предоставив указанные документы дополнительно в департамент 27.09.2010. Однако решением от 06.12.2010 Департамент отказал в предоставлении земли по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городским лесов.
С таким отказом заявитель не согласна, так как в соответствии с Генеральным планом ВГО, принятым решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 № 119 на испрашиваемой заявителем территории установлена жилая зона Ж-1. Согласно Правил землепользования и застройки, на территории ВГО, утвержденных решением Думы города Владивостока № 462 от 07.04.2010 к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) отнесены территории, предназначенные для ведения дачного хозяйства. Испрашиваемый земельный участок входит в состав земель населенных пунктов. Просила признать решение Департамента земельных отношений незаконным и обязать Департамент принять решение по ее заявлению.
В судебном заседании заявитель и ее представитель Родионова И.В. настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в заявлении. Пояснили, что Департамент нарушает ее права и законные интересы, так как участок находится в зоне Ж-1. Просили заявление удовлетворить.
Представитель Департамента земельных отношений по доверенности Талько А.А. возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка принималось на основании сведений, предоставленных Управлением лесного хозяйства. Испрашиваемый участок расположен на территории лесного фонда. Лесной фонд относится к Федеральной собственности, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться такими землями. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
27.09.2010 заявитель дополнительно к своему заявлению от 20.11.2009 о предоставлении земельного участка направил в Департамент земельных отношений кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № По данным кадастрового паспорта, весь земельный участок расположен на землях населенного пункта. Сведений о его нахождении на землях лесного фонда кадастровый паспорт не содержит.
06.12.2010 директором Департамента земельных отношений заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 61, выдел 1, Садгородского участкового лесничества (защитные леса, категория защитности - зеленая зона) и отсутствие у Департамента полномочий на распоряжение землями лесного фонда.
Согласно п. 21 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от 29.12.2003 № 90-КЗ, с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, в связи с чем Департамент земельных ресурсов и землеустройства по Приморскому краю является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт.
В нарушение требований указанной статьи Закона представитель Департамента земельных отношений не представил суду доказательств обоснованности принятого по заявлению Родионовой Л.И. решения.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 ЗК РФ, если
в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участиотносятся к категории земель населенных пунктов. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относится к землям населенных пунктов.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Следовательно, сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности Департаментом не представлены.
Решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Однако ответ Департамента земельных отношений дан без учета Правил землепользования и застройки г. Владивостока, в связи с чем его нельзя признать законным.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости возложения на Департамент земельных отношений обязанности по рассмотрению заявления Родионовой Л.И. в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ не позднее 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Родионовой ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 06.12.2010 в предоставлении Родионовой ФИО8 в аренду на 49 лет земельного участка площадью № кв. м для ведения дачного хозяйства по адресу: <адрес>
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение по заявлению Родионовой ФИО9 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2011.
Председательствующий