Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 г. Первореченский районный г.Владивостока суд в составе:
председательствующего судьи А.Л. Сабашнюка,
при секретаре Н.П. Клюевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путём принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, ГСН и КДС Приморского края от 08.02.2100 г. об отказе в предоставлении ей земельного участка, указав, что 13.07.2009 г. она обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв.м., в аренду сроком на 49 лет, для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>. Все необходимые документы были ею предоставлены, в «Приморской газете» было опубликовано объявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка, однако 08.02.2011 г. ею был получен отказ Департамента в предоставлении земельного участка, по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесного фонда Военного лесничества № 247 ТОФ.
Полагает, что отказ необоснованный, и просит признать его незаконным и обязать принять решение по заявлению.
В судебное заседание заявитель не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования подержала, настаивала на их удовлетворении, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Департамента с требованиями не согласилась и пояснила, что земли лесного фонда являются Федеральной собственностью, поэтому Департамент не вправе распоряжаться настоящими земельными участками.
Представителем Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявлено ходатайство о привлечению к участию в деле 1976 Отдела морской инженерной службы ТОФ (247 Военное лесничество), которое судом удовлетворено.
Представитель 1976 ОМИС с требованиями заявителя не согласилась, поддержала позицию Департамента, дополнительно суду сообщила, что согласно акту от 21.09.1955 г. Владивостокский лесхоз сдал, а квартирно-эксплуатационное управление ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе участки, покрытые лесом. Впоследствии Военному лесничеству № 247 переданы леса общей площадью 16194 га лесов, закрепленных распоряжением Совета министров СССР № 1885-рс от 12.03.1055 г., что подтверждается актом передачи (приемки) лесов от 22.12.1998 г., сводным актом от 22.01.1999 г., утвержденного совместным приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства обороны РФ от 15.12.2000 г. № 555/592. Считает, что данный земельный участок в установленном законом порядке предоставлен Вооруженным силам, а в силу п. 10 ст. 1 ФЗ «Об обороне», Указа Президента РФ № 2144 от 16.12.1993 г. «О федеральных природных ресурсах» является федеральной собственностью.
Представитель 247 Военного лесничества дал аналогичные пояснения в судебном заседании.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 21 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от 29.12.2003 г. № 90-КЗ, с 01.02.2007 г. органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, в связи с чем Департамент земельных отношений, ГСН и КОД Приморского края является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока.
13.07.2009 г. ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв.м., в аренду сроком на 49 лет, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, для целей, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства - вх.№ 4807.
Департамент земельных отношений отказал в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на его расположение в границах военного лесничества № 247 ТОФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из ст.6 Ж РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
Из части 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с Законом Приморского края «О Владивостокском городском округе» № 179-КЗ от 16.12.2004 установлена граница Владивостокского городского округа.
Судом установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, на территории населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участи относятся к категории земель населенных пунктов.
Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Позиция представителя Департамента земельных отношений и 1976 ОМИС на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок является лесным участком в составе земель лесного фонда и находятся в федеральной собственности, не нашла своего подтверждения по настоящему делу в силу следующего.
Постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009г. № 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, в котором в соответствии со ст. 14 Градостроительного Кодекса РФ установлены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности.
Решением Думы города Владивосток от 15.09.2008 №119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа.
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относится к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Для того чтобы обладать статусом лесного участка он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Между тем, согласно статье 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно имеющемуся в деле кадастровому паспорту, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
Сведения о том, что спорный участок входит в границы Военного лесничества № 247 ТОФ, не свидетельствуют о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.
Иных доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда суду сторонами не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (ГКН) представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Сведения о принадлежности земельного участка той или иной категории земли содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № 28-1/09-2670 от 08.07.2009 г. испрашиваемый земельный участок относится к землям населённых пунктов, на кадастровый учёт как участок лесного фонда не поставлен. Отсутствует зарегистрированное право собственности Российской Федерации на данный участок, что также следует из ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Приморском крае № 04-4902 от 12.04.2011 г.
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте, суд делает вывод об отсутствии в Государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности спорного участка к землям лесного фонда и принадлежности к собственности РФ. В силу чего уполномоченным органом по предоставлению испрашиваемого земельного участка является Департамент земельных отношений, ГСН и КДС Приморского края.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена, при наличии оснований, федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Департамент земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представил доказательств установления федеральной собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении заявителям в аренду земельного участка нельзя признать законным.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, признает заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст. 13, 98, 194-198, 258 ГПК РФ
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ФИО1 земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства от 08.02.2011 г.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение по заявлению ФИО1 о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства в течение 14 суток с момента вступления судебного решения в законную силу.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу ФИО1 200руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: