Дело № 2-2070/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Владивосток 03 мая 2011 года
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сабашнюка А.Л.,
при секретаре Клюевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
У С Т А Н О В И Л:
Заявители обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, указав, что 20.04.2009 г. ФИО7 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес> для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства. 13.05.2009г. с аналогичным заявлением обратился ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
24.01.2011г. Департамент принял решения об отказе удовлетворения поступивших от заявителей заявлений, поскольку испрашиваемые земельные участки находятся на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в связи с чем Департамент не вправе распоряжаться указанными земельными участками. Считают, что принятые Департаментом решения являются необоснованными, испрашиваемые земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда. Просят признать решения Департамента незаконными и обязать Департамент в течение 14 дней рассмотреть их заявления в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.
Представитель заявителей ФИО4, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что оспариваемые решения Департамента полностью соответствуют закону и отмене не подлежат. В соответствии с ответом Управления лесным хозяйством Приморского края, испрашиваемые земельные участки относятся к защитным лесам на территории лесного фонда Владивостокского лесничества квартал 60 выдел 1,9 Садгородского участкового лесничества (защитные леса). Согласно Положению об управлении лесным хозяйством <адрес>, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 г. № 66-па, уполномоченным органом на распоряжением лесными участками, находящимися в федеральной собственности, расположенными на территории Приморского края, на осуществление государственного лесного контроля и надзора в пределах полномочий в соответствии с действующим законодательством является Управление лесным хозяйством Приморского края. При наличии генеральных планов городских округов в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда, требуется проведение дополнительного согласования в федеральных органах исполнительной власти. Считает, что в силу ст. 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки не могут подтверждать их отнесение к землям населенных пунктов.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 20.04.2009г. и 13.05.2009 г. в Департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства обратились ФИО8 о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м. и ФИО2 о предоставлении земельного участка площадью 2000 кв.м., соответственно, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
Письмами Департамента № 29/06/02-09/124ф от 24.01.2011г. ФИО1, № 29/06/02-09/127ф от 24.01.2011г. ФИО2 отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с их нахождением на территории лесного фонда Владивостокского лесничества Садгородского участкового лесничества.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из ст.6 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы населенных пунктов" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 3 статьи 6 ЛК РФ границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности (статья 8 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
Из части 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии с Законом Приморского края «О Владивостокском городском округе» № 179-КЗ от 16.12.2004 установлена граница Владивостокского городского округа.
Судом установлено, что границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, на территории населенного пункта г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (часть 1 статьи 83 ЗК РФ).
Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участи относятся к категории земель населенных пунктов.
Следовательно, испрашиваемые заявителями земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, а не земель лесного фонда.
Позиция представителя Департамента земельных отношений о том, что испрашиваемые земельные участки являются лесным участком в составе земель лесного фонда и находятся в федеральной собственности, не нашла своего подтверждения по настоящему делу в силу следующего.
Постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009г. № 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, в котором в соответствии со ст. 14 Градостроительного Кодекса РФ установлены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности.
Решением Думы города Владивосток от 15.09.2008 №119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа.
Учитывая, что испрашиваемые земельные участки расположены на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то они относятся к землям населенных пунктов.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Для того чтобы обладать статусом лесного участка он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Между тем, согласно статье 101 ЗК РФ границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно имеющимся в деле кадастровым паспортам, спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов.
Сведения о том, что спорный участок входит в границы Владивостокского лесничества, не свидетельствуют о том, что указанные земельные участки расположены на землях лесного фонда и относятся к федеральной собственности.
Иных доказательств принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда суду сторонами не представлено.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (ГКН) представляет собой систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Сведения о принадлежности земельного участка той или иной категории земли содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № 25/00-65006 от 30.11.2010г. и № 25/00-4958 от 06.05.2010г. испрашиваемые земельные участки относятся к землям населённых пунктов, на кадастровый учёт как участки лесного фонда не поставлены.
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте, суд делает вывод об отсутствии в Государственном кадастре недвижимости сведений о принадлежности спорного участка к землям лесного фонда и принадлежности к собственности РФ. В силу чего уполномоченным органом по предоставлению испрашиваемого земельного участка является Департамент земельных отношений, ГСН и КДС Приморского края.
Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.
Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена, при наличии оснований, федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении заявителям в аренду земельного участка нельзя признать законным.
Признавая незаконным решение Департамента, суд не вправе подменять функцию Департамента и без проверки обстоятельств, влияющих на результат рассмотрения заявления, возлагать на Департамент обязанность по заключению договора аренды на 49 лет испрашиваемых земельных участков.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, признает заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 24 января 2011г., оформленный письмом № 29/06/02-09/124ф в предоставлении ФИО1, в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1739 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение в соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ по заявлению ФИО1 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1739 кв.м., кадастровый номер 25:28:050071:748, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 24 января 2011г., оформленный письмом № 29/06/02-09/127ф в предоставлении ФИО2, в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1571 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение в соответствии с п. 5 ст. 34 ЗК РФ по заявлению ФИО2 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 1571 кв.м., кадастровый номер 25:28:050071:694, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Председательствующий: