№ 2-2446/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2011 года Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Н.П. Симоновой
при секретаре Т. В. Гусевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Опушка» об оспаривании бездействия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю, признании незаконным наличие сведений в Государственном кадастре недвижимости, возложении обязанности,
Установил:
ДНТ «Опушка» обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю по заявлению товарищества об аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, просил признать указанное бездействие незаконным, признать незаконным наличие в ГКН сведений об указанных земельных участках, обязать аннулировать и исключить из ГКН сведения об указанных участках, обязать произвести постановку на Государственный кадастровый учет земельных участков по заявлению ДНТ «Опушка» <данные изъяты> от 24.03.2011 г.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали, пояснили, что ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю незаконно бездействует по заявлению ДНТ «Опушка» об аннулировании и исключении из ГКН сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>. В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета земельных участков испрашиваемых ДНТ «Опушка» от 05.04.2011г. № 901/11-12567 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю, указало на пересечение границ этих земельных участков с границами земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, рекомендовало запросить сведения об этих участках и самостоятельно устранить данные наложения. Распоряжением УГА г. Владивостока от 20.04.2011г. № 858, было отменено в порядке самоконтроля Распоряжение УГА г. Владивостока от 04.10.2010г. № 2933, в соответствии с которым были утверждены схемы расположения земельных участков с кадастровым номером 25:28:050071:740 и 25:28:050071:739. Отмененные УГА администрации г.Владивостока схемы расположения земельных участков являются неотъемлемой частью межевого плана, на основании которого сведения об образованных земельных участках вносятся в ГКН. Отсутствие утвержденных органом местного самоуправления схем расположения земельных участков с кадастровым номером 25:28:050071:740 и 25:28:050071:739 противоречит ч. 10 ст. 38 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости». Представитель ДНТ «Опушка» также просил обратить решение суда к немедленному исполнению, в связи с тем, что регистрация прав на земельные участки с кадастровым номером 25:28:050071:740 и 25:28:050071:739, а также постановка на кадастровый учет иных земельных участков, границы которых пересекут границы участков испрашиваемых ДНТ «Опушка», сделают невозможным исполнение решения суда.
Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю возражал против заявленных требований в части признания бездействия незаконным, указал на то, что в ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ нет прямого указания на обязанность органов кадастрового учета аннулировать и исключать сведения из ГКН о земельных участках на основании заявления третьих лиц. Аннулирование и исключение сведений из ГКН о земельных участках в соответствии с указанным законом производиться по заявлению собственника, либо заявлению государственного или муниципального органа, в чьем ведении находятся такие земельные участки. В остальной части требований пояснил, что для постановки на кадастровый учет образуемых земельных участков необходимо согласование границ земельных участков, в данном случае необходимо утверждение схем расположения земельных участков администрацией г.Владивостока. Но аннулирование и исключение сведений из ГКН о земельных участках, схемы которых отменены, действующим законодательством не урегулировано. Аннулировать и исключить из ГКН сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> на таком основании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю может только на основании судебного акта. В случае принятия судом решения об аннулировании и исключении сведений о государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, не возражал против обращения решения к немедленному исполнению, в том числе в части постановки на кадастровый учет земельного участка по заявлению ДНТ «Опушка», т.к. ФГУ «Земельная кадастровая палата» при отсутствии препятствий осуществляет постановку на кадастровый учет при поступлении таких заявлений, а до вступления решения суда в законную силу может быть осуществлен кадастровый учет земельных участков по другим заявлениях в этих же границах.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю доводы представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» поддержала, пояснила, что аннулировать и исключить из ГКН сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> без заявления собственника ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю может только на основании судебного акта.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока решение по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда, что Распоряжением УГА г. Владивостока от 20.04.2011 года за № 858, было отменено в порядке самоконтроля Распоряжение УГА г. Владивостока от 04.10.2010 года за № 2933, в соответствии с которым были утверждены схемы месторасположения земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края относительно заявленных требований возражений не представил, пояснил, что никаких обращений от ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю относительно аннулирования и исключения земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также Распоряжение №858 от24.04.2011г. в их адрес не поступало.
Представитель ДНТ «Летнее» в судебное заседание не явился, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом по адресу государственной регистрации в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ. Сведениями о том, что неявка вызвана уважительными причинами, суд не располагает, дело рассмотреть в его отсутствие ДНТ «Летнее» не просило. На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ДНТ «Летнее».
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
09.02.2010 года ДНТ «Опушка» в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края было подано заявление с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 95321 кв.м, расположенный по адресу: г. <данные изъяты> для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
На основании решения Первореченского районного суда г. Владивостока по гражданскому делу №2-4941/10, Департамент обратился в Администрацию г. Владивостока с заявлением об утверждении и выдаче ДНТ «Опушка» схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории.
Распоряжением от 17.03.2011 года за № 491 Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока утвердило схемы расположения земельных участков с отметкой о их нахождении в границах ранее утвержденных схем иных земельных участков.
24.03.2011 г. ДНТ «Опушка» обратилось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому с заявлением № 2600/101/11-10702 об осуществлении кадастрового учета в отношении испрашиваемых заявителем земельных участков.
Решением от 05.04.2011 года за № 901/11-12567 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю приостановило осуществление кадастрового учета по заявлению ДНТ «Опушка», на том основании, что границы земельных участков, о кадастровом учете которых представлено заявление, пересекают границы земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также указал, что сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> по данным ГКН носят временных характер, и могут быть аннулированы и исключены из ГКН по заявлению собственника преобразуемых объектов недвижимости. ДНТ «Опушка» было рекомендовано устранить данные наложения.
20.04.2011 года Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока № 858, было отменено в порядке самоконтроля Распоряжение Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 04.10.2010 года за № 2933, в соответствии с которым были утверждены схемы расположения земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и 25:28:050071:739, в связи с чем ДНТ «Опушка» обратилось в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю с просьбой аннулировать и исключить из ГКН сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю никаких действий по данному заявлению не предприняло. Как следует из пояснений представителя Кадастровой палаты, бездействие по данному заявлению было вызвано отсутствием у органа соответствующих полномочий.
Согласно ст.3 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Следовательно, органом, уполномоченным вносить в ГКН сведения об объектах недвижимости, либо исключать из ГКН такие сведения на территории Приморского края является ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю.
Согласно п.4, 5 ст.24 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ «внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в ГКН сведений об объекте недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из ГКН по заявлению собственника (собственников) преобразуемых объектов недвижимости».
Таким образом, законодатель выделил два основания для аннулирования и исключения из ГКН временных сведений об объектах недвижимости: истечение срока и заявление собственников.
Однако, тот обстоятельство, что заявление об аннулировании и исключении из ГКН временных сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> поступило не от собственника, либо от органа, в чьем ведении находятся указанные участки, не является основанием нерассмотрения Кадастровой палатой обращения ДНТ «Опушка» по существу.
Действительно, действующим ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ прямо не урегулированы действия органа кадастрового учета при отмене Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, явившегося основанием для формирования межевого дела и осуществления кадастрового учета, что является явным пробелом, в связи с чем суд полагает возможным применение аналогии закона, а именно ст.24 п.4,5 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, предусматривающей действия кадастрового органа при истечении срока временного кадастрового учета т.е. срока (временного основания) сохранения кадастрового учета при отсутствии регистрации права.
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» от 02.05.2006г № 59-ФЗ «обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению». Исходя из ч.1 ст.10 указанного закона «государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия».
Заявление ДНТ «Опушка» было подано в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю в соответствии с компетенцией данного учреждения, однако, как следует из материалов дела, никаких действий по рассмотрению данного обращения Кадастровой палатой предпринято не было.
Государственным органом, в ведении которого находятся земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Как следует из пояснений представителя Департамента никаких запросов от Кадастровой палаты по вопросу аннулирования и исключения из ГКН сведений об указанных земельных участках в их адрес не поступало. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю также подтвердил, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании Кадастровая палата в Департамент с подобным запросом не обращалась.
С учетом положений ст. 34 ЗК РФ, лица заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством обеспечивают за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращаются с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч. 5 указанной статьи решение о предоставлении земельного участка в собственность, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, принимается соответствующим государственным или муниципальным органом только после представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, для реализации ДНТ «Опушка» права, предусмотренного ст.34 ЗК РФ, в силу прямого указания закона необходимо произвести кадастровый учет испрашиваемых земельных участков. Следовательно, нерассмотрение заявления ДНТ «Опушка» об аннулировании и исключении из ГКН временных сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, препятствующих осуществлению кадастрового учета земельных участков испрашиваемых товариществом, нарушает указанное право.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что нарушены права заявителя на предоставление земельных участков (ст.34 ЗК РФ), бездействие Кадастровой палаты является незаконным.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ «с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Исходя из ч.10 ст.38 указанного закона «образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа».
Согласно ст.34 ЗК РФ документом, определяющим границы земельного участка и его местоположение, является схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В силу прямого указания в законе (ч.4 указанной статьи), схема в обязательном порядке должна быть утверждена соответствующим органом местного самоуправления. Без утверждения схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления осуществление кадастрового учета вновь образуемого земельного участка невозможно.
Исходя из содержании ст.22,38 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, ст.34 ЗК РФ в их взаимосвязи ввиду отмены Распоряжения Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока от 04.10.2010 года за № 2933, об утверждении схемы расположения земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> сохранение кадастрового учета (наличия сведений в ГКН) при отсутствии в межевом деле обязательного основания постановки на кадастровый учет (действующего распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка) противоречит общим принципам регулирования земельных отношений, предусмотренных ЗК РФ И ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ и создает препятствие для осуществления права постановки на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков другими лицами, в том числе заявителем.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или препятствие к осуществлению прав и свобод.
Согласно пояснений представителя ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю единственным препятствием для постановки на кадастровый учет земельных участков по заявлению ДНТ «Опушка» является наличие в ГКН сведений о кадастровом учете земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, иных препятствий нет, в связи с чем суд обязывает ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю устранить нарушение прав заявителя в полном объеме путем аннулирования и исключения из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>. и осуществления кадастрового учета земельных участков по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Опушка» 2600/101/11-10702 от 24.03.2011 г.
Кроме того, суд учитывает, что регистрация прав на земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>, а также постановка на кадастровый учет иных земельных участков, границы которых пересекут границы участков испрашиваемых ДНТ «Опушка», сделают невозможным исполнение решения суда.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе заявителя обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199, 258, 212 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать бездействие ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Опушка» об аннулировании и исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> незаконным.
Признать наличие в Государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты> незаконным.
Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю аннулировать и исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровым номером <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю произвести постановку на Государственный кадастровый учет земельных участков по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Опушка» 2600/101/11-10702 от 24.03.2011 г.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока.
Председательствующий: