Именем Российской Федерации
20 мая 2011г. Первореченский районный суд в составе:
Председательствующего судьи А.Л. Сабашнюка,
при секретаре Н.П. Клюевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.
13.10.2008г. она обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет, для ведения садоводства земельного участка, площадью 550 кв.м., расположенного в районе <адрес> в <адрес>.
В дальнейшем, 20.09.2010г. ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта и распоряжения УГА администрации г. Владивостока.
Решением от 28.01.2011г. Департаментом было отказано ей в предоставлении земельного участка, по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок входит в границы лесов земель лесного фонда Владивостокского лесничества, Садгородского участкового лесничества.
По мнению заявителя отказ Департамента не основан на законе. При обращении в Департамент представлялись сведения из государственного земельного кадастра. В данных сведениях не указано, что земельный участок относится к землям лесного фонда. С 1934г. на испрашиваемом земельном участке стоит жилой дом, в котором проживает семья заявительницы, соседние земельные участки используются под индивидуальное жилищное строительство и под садоводство.
В судебном заседании заявительница поддержала изложенное в заявлении, просила признать незаконным отказ Департамента, обязать Департамент принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка.
Представитель Департамента, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела по существу в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просил рассмотреть заявление в его отсутствие, с доводами заявительницы не согласился, указав, что испрашиваемый земельный участок относится к лесному фонду, и право распоряжения ими принадлежит Российской Федерации, но не органу субъекта.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Данное положение закона полностью согласуется с п.1 ст.8 ФЗ Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В соответствии с п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Пункт 2 вышеуказанной статьи определяет, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Необходимо отметить, что на территории города Владивостока принят генеральный план города (решение думы г. Владивостока от 15.09.2008г. №119), согласно которого установлены границы указанного муниципального образования.
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к категории земель, определенной земельным законодательством как земли населенных пунктов. Следовательно, вывод департамента о принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда является неправомерным.
Вывод Департамента о принадлежности спорного участка к категории городских лесов противоречит действующему законодательству и сделан без учета требований действующих градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса в границах населенных пунктов располагаются городские леса. При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования. До момента признания древесная растительность, расположенная на земельном участке, не относится к городским лесам. Данная позиция полностью согласуется письмом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010г. №23-382.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования, указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2, 6 ст. 30 ГРК РФ).
На основании ч. 1 ст. 32 ГРК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
06.04.2010г. были опубликованы «Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» (утвержденные думой г. Владивостока) включающие в себя градостроительные регламенты.
Таким образом, на момент вынесения отказа департаментом (28.01.2011г.), уже был принят муниципально-правовой акт, позволяющий определить вид разрешенного использования территориальной зоны, к которой относится испрашиваемый заявителем земельный участок, а именно, к зоне застройки индивидуально жилыми домами (выкопировка с карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа).
В соответствии с п.1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе жилым.
Согласно п.1 ст. 23 «Правил землепользования и застройки» (утвержденных решением думы г. Владивостока от 07.04.2010г. №462) зона застройки индивидуально жилыми домами определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
К зоне застройки индивидуальными жилыми домами отнесены территории, предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.
В соответствии с п. 2 вышеуказанной статьи установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) Основные виды разрешенного использования:
Следовательно, действующие градостроительные регламенты предусматривают ведение дачного хозяйства в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, к которой в свою очередь относятся испрашиваемые заявителями земельные участки.
Что же касается городских лесов, то они относятся к другой территориальной зоне определенной градостроительными регламентами как рекреационная, в которую в свою очередь включена зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначение на Карте градостроительного зонирования Р-1);
Таким образом, испрашиваемый заявителем земельный участок не относится к землям лесного фонда, не принадлежит к категории городских лесов, следовательно, именно Департамент является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым заявителем земельным участком.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, признает заявление ФИО1 обоснованным, поскольку нарушены права и интересы на получение земельного участка в аренду для ведения садоводства и его дальнейшее оформление в собственность, гарантированные ч. 1 ст. 36 Конституции РФ. В связи с чем, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1, обязать Департамент выполнить требования статьи 34 ЗК РФ.
Руководствуясь ст.13,197-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении ФИО1 в аренду сроком на 49 лет для ведения садоводства земельного участка, площадью 550 кв.м., расположенного в районе <адрес>, в <адрес> для ведения дачного хозяйства.
Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора контроля в области долевого строительства Приморского края принять решение по заявлению ФИО1 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для садоводства земельного участка, площадью 550 кв.м., расположенного в районе <адрес>, в <адрес> в течение 14 дней с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней.
Председательствующий: