жалоба на действия



Дело № 2-2525/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе :

председательствующего: судьи Симоновой Н.П.

при секретаре: Малышевой Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толмачевой <данные изъяты> об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности

Установил:

Заявитель обратилась в суд с требованиями об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.04.2011г об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства, ссылаясь на то, что заявитель является ветераном труда в соответствии со ст.10 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» имеет право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность для ведения дачного хозяйства. Просила признать решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.04.2011г об отказе в предоставлении в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства незаконными, обязать Департамент в 7-дневный срок с момента вступления в силу решения суда, принять решение о предоставлении в собственность Толмачевой С.И. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью     <данные изъяты> кв.м. местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 32 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.<данные изъяты> для целей не связанных со строительством -ведение дачного хозяйства.

      В судебном заседании представитель заявителя требования подержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила, что Департамент повторно отказал в предоставлении земельного участка ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков для ведения дачного хозяйства вне границ садово-дачных некоммерческих объединений, отказ по указанному основанию уже оспаривался заявителем в суде и был признан незаконным. Также незаконным является оспариваемый отказ по основанию отнесения испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, т.к. испрашиваемый земельный участок находится на территории г.Владивостока, не поставлен на кадастровый учет в качестве лесного участка, не внесен в государственный лесной реестр.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края требования не признал и суду пояснил, что оспариваемое решение законно и обоснованно, законодательством не предусмотрено предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков для ведения дачного хозяйства вне границ садово-дачных некоммерческих объединений, а, кроме того, испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

16.06.2010 Толмачева С.И. обратилась с заявлением Департамент с просьбой предоставить бесплатно в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный в <данные изъяты> для ведения дачного хозяйства, указав, что является ветераном труда и представила подтверждающие документы.

25.08.2010г. Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края Толмачевой С.И отказано в предоставлении в собственность земельных участков, в связи с тем, что «действующим законодательством не предусмотрено предоставление в собственность граждан бесплатно земельных участков для ведения дачного хозяйства вне границ садово-дачных некоммерческих объединений» и возможность получения в собственность земельных участков членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, либо собственниками зданий, строений, сооружений в порядке ст.36ЗК РФ».

Решением Первореченского районного суда г.Владивостока от 07.10.2011г. указанный отказ признан незаконным. Решение суда вступило в законную силу.

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока №53 от 21.01.2011г заявителю утверждена схема расположения земельного участка, осуществлен кадастровый учет земельного участка местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 32 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>

24.02.2011 Толмачевой направлено дополнительное заявление в Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с приложение кадастрового паспорта земельного участка, распоряжения УГА Администрации г.Владивостока и указанием на изменение адреса ориентира при осуществлении кадастровых работ.

В настоящем деле заявителем оспаривается отказ Департамента в предоставлении в собственность земельного участка от 13.04.2011г., согласно которого Толмачевой С.И отказано в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью предоставления в собственность земельного участка для ведения садоводства, дачного хозяйства, вне границ садово-дачных некоммерческих объединений гражданам не являющимся членом садоводческого объединения, а также в связи с тем, что испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества - Садгородского участкового лесничества, и Департамент не вправе распоряжаться земельными участками на территории городских лесов.

Статьей 8 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающей право граждан вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и ст.34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (ч.2 ст.34)

Заявитель просил предоставить земельный участок бесплатно для ведения дачного хозяйства не на основании ст.36 ЗК или ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а на основании ст.10 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае».

В соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» «90-КЗ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина): инвалидам II и III групп, ветеранам труда.

Таким образом, законом субъекта РФ (Приморского края) прямо предусмотрена возможность однократного бесплатного предоставления земельных участков в собственность для дачного строительства (дачного хозяйства) ветеранам труда.

Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, повторно указанное в оспариваемом решении основание для отказа в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью предоставления в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства вне границ садово-дачных некоммерческих объединений гражданам не являющимся членом садоводческого объединения противоречит действующему законодательству и принято в нарушение вступившего в законную силу решения суда от 07.10.2011, принятому по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям, и, следовательно, является незаконным.

Вторым основанием отказа в предоставлении земельного участка Департаментом указано его нахождение на территории лесного фонда Владивостокского лесничества Садгородского участкового лесничества и отсутствие у Департамента полномочий на распоряжение земельными участками на территории городских лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.

Из ст.6 ЛК РФ следует, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно п.1 ст.8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности. Данное положение ЗК РФ согласуется с п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.2004г №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.

Согласно ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Исходя из положений пункта 2 статьи 83, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий, то данные земельные участиотносятся к категории земель населенных пунктов.

В соответствии с Законом Приморского края «О Владивостокском городском округе» № 179-КЗ от 16.12.2004 установлена граница Владивостокского городского округа.

Постановлением Администрации Приморского края от 30.11.2009г. № 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, в котором в соответствии со ст.14 Градостроительного Кодекса РФ установлены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности.

Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 № 119 «Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа» были установлены границы Владивостокского городского округа. Территорию Владивостокского городского округа составляют исторически сложившиеся земли города Владивостока, поселков Попова, Рейнеке, Русский, Трудовое, села Береговое, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения Владивостокского городского округа, рекреационные земли, земли для развития Владивостокского городского округа независимо от форм собственности и целевого назначения.

Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относится к землям населенных пунктов.

Исходя из статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении указанного земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Для того чтобы обладать статусом лесного участка он должен быть поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Следовательно, сведения о том, что испрашиваемые земельные участки входят в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда и относится к федеральной собственности.

Иные доказательства того, что спорный участок относится к землям лесного фонда и в силу этого или по иным основаниям находится в федеральной собственности, Департаментом в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представлены.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» изданные до ведения в действие Земельного кодекса РФ регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ, а согласно ст.13 ФЗ «О введении Лесного кодекса РФ» до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ.

Городские леса в соответствии со статьями 6, 23, 102 Лесного кодекса РФ, частью 11 статьи 35 Гражданского кодекса РФ, пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ выполняют функцию защитных лесов для использования городских лесов для отдыха граждан и туризма. На участки городских лесов может быть установлена, при наличии оснований, федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (ст.85 ЗК РФ, ст.23 ЛК РФ).

Решением Думы города Владивосток от 04.04.2010 № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу п. 2 ст.7 ЗК РФ, ч. 2, 6 ст.30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. Настоящими Правилами на территории Владивостокского городского округа установлены рекреационные зоны, в том числе, зона городских лесов и городских лесопарков (кодовое обозначений на карте - Р-1).

Департамент земельных отношений в нарушение статьи 249 ГПК РФ не представил доказательств отнесения спорного земельного участка к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков.

Согласно кадастрового паспорта от 17.02.2011г. испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов, земли лесного фонда отсутствуют (раздел 8.1), земельный участок входит в территориальную зону «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» (раздел 16.1).

При таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений в предоставлении заявителям в аренду земельного участка нельзя признать законным.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, в связи с чем суд обязывает Департамент принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению Толмачевой С.И. о предоставлении земельного участка в собственность для ведения дачного хозяйства в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 13,194-198, 258 ГПК, суд

Решил :

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края №<данные изъяты> от 13.04.2011г об отказе Толмачевой <данные изъяты> в предоставлении в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства.

      Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда, принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению Толмачевой <данные изъяты> о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью     <данные изъяты> кв.м. местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 32 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты> для целей не связанных со строительством -ведение дачного хозяйства.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд г. Владивостока.

Председательствующий: