оспаривание решения ДЗО



         Дело № 2-2841/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Владивосток                                                                                  13 июля 2011 года

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Кравченко А.И.,

при секретаре Бурик Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивашкина ФИО6 об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель указал, что 9.03.2011 г. обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного в районе ул.Главная 37 в г. Владивостоке, для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка, кадастровый паспорт. В соответствии со ст.34 ч.5 Земельного кодекса РФ, Департамент в двухнедельный срок обязан был принять решение о предоставлении земельного участка, однако отказал в предоставлении. Одним из оснований для отказа Департамент указал на нарушение заявителем порядка обращения для утверждения схемы расположения земельного участка, во втором ответе Департамент сослался на то, что испрашиваемый участок находится на территории лесного фонда и Департамент не вправе распоряжаться данными землями. Заявитель считает, что данные отказы являются незаконным, ссылки Департамента на нарушение порядка обращения предусмотренного ст.34 Земельного кодекса и об отнесении участка к землям лесного фонда безосновательны. Просит признать решения Департамента незаконным и обязать Департамент предоставить испрашиваемый земельный участок.

Заявитель в судебное заседание не явился о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в нем. Дополнительно представил в суд сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, откуда следует, что спорный участок расположен в зоне (Ж-1).

Представитель Департамента в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил в суд письменный отзыв, из которого следует, что заявителем нарушен предусмотренный ст.34 Земельного кодекса порядок обращения в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками. Кроме того, указал что лесные участки в составе Владивостокского лесничества отнесены к лесному фонду распоряжением Совмина СССР от 21.06.1956 года № 3682р. Данные земли в земли других категорий не переводились, следовательно относятся к федеральной собственности. Уполномоченным органом по распоряжению лесными участками на территории Приморского края является Управление лесным хозяйством.                                 В соответствии со ст.4.1 Федерального Закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» при наличии ген.планов городских округов в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов из состава земель лесного фонда, требуется проведение дополнительного согласования в федеральных органах исполнительной власти. До настоящего времени согласование не проведено, а генеральный план Владивостокского городского округа на утвержден Правительством РФ. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель Управления лесного хозяйства по Приморскому краю в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что 9.03.2011 года заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная 37, для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства.

В отношении испрашиваемого участка 11.02.2009 года УГА Администрации г.Владивостока принято распоряжение №327 об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г.Владивосток в районе ул.Главная 37, Ивашину А.Г., для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства.

После проведения процедуры формирования и постановки на кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый номер 25:28:050025:524, кадастровый паспорт земельного участка был предоставлен заявителем в Департамент с день подачи заявления.

В соответствии с п.5 ст.34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Однако, Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принято решение, об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.

В ответе № 29/06/02-09/1251ф от 15.03.2011 года указано о нарушении порядка установленного ст.34 Земельного кодекса РФ, выразившегося в одновременном с подачей заявления предоставлении кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, и выполнении кадастровых работ и государственного кадастрового учета земельного участка без обращения Департамента в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка.

Вывод Департамента, изложенный в ответе нельзя признать обоснованным и законным.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 3, 4 названной статьи в указанном заявлении должны быть
определены цель использования земельного участка, его предполагаемые
размеры, местоположение и испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением обосуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Заявление Ивашиной О.В. соответствует требованиям, предъявляемым к данному документу (п. 3ст. 34 ЗК РФ), а приобщение к заявлению кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка не является препятствием для рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка и не противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ.

Представитель Департамента земельных отношений не представил суду доказательств, подтверждающих законность оснований отказа.

Кроме того, в ответе № 29/06/02-09/1347ф Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине его нахождения на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, квартал 46 Садгородского участкового лесничества.

Суд, считает, что вывод Департамента об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда являются безосновательными и не подтверждены соответствующими доказательствами.

Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения органа государственной власти возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Исходя из положений пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что в свою очередь является переводом земель населенных пунктов в другую категорию, либо переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов (ст.84 Земельного кодекса РФ. ст.8 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

        Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположены на территории населенного пункта Владивостокского городского округа, границы которого утверждены генеральным планом (Решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 г. № 119), то он относятся к землям населенных пунктов.

        Данные обстоятельства подтверждаются сведениями из кадастрового паспорта земельного участка и не опровергнуты заинтересованными лицами.

Сведения о том, что испрашиваемый земельный участок входит в границы Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не свидетельствует о том, что участок расположен на землях лесного фонда и относятся к федеральной собственности, поскольку в соответствии со ст.7, ст. 23, ст. 67 Лесного кодекса РФ, в границах населенных пунктов могут находится лесничества и лесопарки, лесные участки в пределах которых не относятся к землям лесного фонда.

Статья 4.1 Федерального Закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» применяется только до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов. Если же земельный участок включен в границы населенного пункта в установленном порядке, то дополнительного решения о переводе не требуется.

На участки городских лесов может быть установлена при наличии оснований федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации и муниципальная собственность как это предусмотрено в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

При этом земельные участки в границах населенных пунктов будут являться городскими лесами только после принятия соответствующих документов градостроительного зонирования (статья 85 ЗК РФ).

Решением Думы города Владивостока от 04.04.2010 № 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа.

Настоящими Правилами введена система зонирования на территории Владивостокского городского округа, с установлением для каждой из зон единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Департамент, в нарушение требований ст.249 ГПК РФ не представил суду доказательств отнесения спорных земельных участков к соответствующей зоне городских лесов и городских лесопарков.

Напротив из ответа УГА Администрации г.Владивостока, следует, что согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), куда входят территории предназначенные для садоводства и ведения дачного хозяйства.

Выводы Департамента земельных отношений, об отсутствии полномочий на распоряжение спорным земельным участком, противоречат действующему законодательству.

В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2003г. № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Именно Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, что подтверждает Постановление Администрации Приморского края от 25.09.2009г. № 263-па.

Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемый отказ противоречит действующему законодательству и нарушает право заявителя на равный доступ к приобретению земельных участков.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Учитывая, что суд не вправе подменять орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности по предоставлению испрашиваемо участка.

А для восстановления нарушенного права, считает необходимым возложить на Департамент обязанность рассмотреть заявление Ивашина А.Г. о предоставлении в аренду земельного участка, в установленном законом порядке и сроки.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Ивашина ФИО7 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженный в ответе № 29/06/02-09/1251ф от 15.03.2011 года и в ответе № 29/06/02-09/1347ф от 18.03.2011 года.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, в установленном законом порядке и сроки рассмотреть заявление Ивашина ФИО8 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1800 кв.м., кадастровый паспорт 25:28:050025:524, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Главная 37, для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Судья        А.И.Кравченко