Оспаривание решения государственного органа



                                                                                               дело № 2-3678/2011

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                           Именем Российской Федерации

15 августа 2011 Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Е.Н. Крючковой;
при секретаре Ю.Б. Зубовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова В.В. об оспаривании действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,

                                               у с т а н о в и л:

Иванов В.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Указал, что 25.09.2009 обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамент) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного в <адрес> для ведения дачного хозяйства. 21.01.2011 в Департамент был направлен кадастровый паспорт земельного участка. Решением от 04.02.2011 Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Указанное решение было оспорено в судебном порядке и отменено. 27.07.2011 Департамент повторно рассмотрев заявление, своим решением отказал заявителю в предоставлении земельного участка. В обоснование Департамент указал, что реализация прав граждан на ведение дачного хозяйства осуществляется путем создания соответствующей некоммерческой организации, созданной и обеспеченной землей в соответствии с Федеральным законом №66 от 15.04.2011. Заявитель полагает решение Департамент от 27.07.2011 несоответствующим ЗК РФ, ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в связи с этим просит суд признать решение незаконным, обязать Департамент предоставить заявителю аренду указанный земельный участок для ведения дачного хозяйства в пятидневный срок с момента вступления суда в законную силу.

Заявитель в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя.

Представитель заявителя Кульпина М.В. поддержала заявленные требования, просила суд удовлетворить заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель Департамент Фадеева Ю.А. возражала против заявленных требований, просила суд отказать заявителю по основаниям, уложенных в решении от 27.07.2011 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.

Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворении частично.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

25.09.2009 Иванов В.В. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного в <адрес> <адрес> для ведения дачного хозяйства, в соответствии со ст.34 ЗК РФ.

21.01.2011 заявителем в Департамент был направлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.

24.02.2011 Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Указанное решение было оспорено в судебном порядке и отменено.

Департамент повторно рассмотрел заявление и в письме от 22.07.2011 № 29/06/02-09/12955 отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В обоснование Департамент указал, что реализация прав граждан на ведение дачного хозяйства осуществляется путем создания соответствующей некоммерческой организации, созданной и обеспеченной землей в соответствии с Федеральным законом №66 от 15.04.2011. Исходя из ст.8 этого же закона граждане могут вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке исключительно в случаях, если каким- либо причинам они вышли из состава дачного партнерства или общества. Федеральным законом №66-ФЗ не предусмотрена индивидуальная подача заявлений граждан о предоставлении земельного участка в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками. Кроме того, ст.13 Федерального закона №66-ФЗ предусмотрена специальная процедура предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства. Так же Департамент ссылается на то, что в соответствии со ст. 13 указанного закона предусмотрена специальная процедура предоставления земельного участка, а именно обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

В силу п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Отказывая заявителю, Департамент неправомерно указал в решении, что ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрен только коллективный порядок обращения за предоставлением земельного участка, т.е. когда за предоставлением земельного участка обращается объединение граждан. Данное утверждение не соответствует смыслу указанного закона. Кроме того, статья 28 указанного закона предоставляет возможность обратиться за предоставлением земельного участка не только объединениям граждан, но и садоводам, огородникам, дачникам, т.е. в индивидуальном порядке.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ закреплено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Запрет на предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается только в случаях изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Федеральным законом Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает право граждан на ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в коллективной форме (п.1 ст.4) либо в индивидуальном порядке (п.1 ст.8).

При этом в ст.ст. 12, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ регламентирован порядок обеспечения земельными участками только для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке нормами названного Федерального закона не урегулирован.

Отсутствие прямого законодательного регулирования предоставления гражданам земельных участков для индивидуального ведения дачного хозяйства не означает отсутствие юридических оснований для решения вопроса о предоставлении гражданину земельного участка для этих целей.

С учетом назначения дачного земельного участка определенного в ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» вопрос о предоставлении земельного участка гражданину для ведения дачного хозяйства индивидуально может быть решен в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Иное толкование вышеуказанных норм Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ и Земельного кодекса РФ по существу ограничило бы права граждан, желающих реализовать свое право на ведение дачного хозяйства в индивидуальном порядке по сравнению с гражданами, объединившимися в садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, что недопустимо с точки зрения закрепленных в ст. ст. 19, 30 Конституции РФ принципов равенства всех перед законом и права на объединение.

Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, устанавливающие территориальные зоны (зона застройки индивидуальными жилыми домами - Ж1) с таким видом основного использования как ведение дачного хозяйства. Это согласуется со ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусматривающей необходимость предварительного зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ст. 34 Земельного кодекса РФ предписывающей учитывать зонирование территорий при предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством.

Между тем, Департаментом наделенным постановлением Администрации Приморского края от 25.09.2009 N 263-па в ред. от 21.09.2010 г. полномочиями по государственному управлению и регулированию в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Департамента от 22.07.2011 №29/06-02-09/12955 по заявлению Иванова В.В. противоречит требованиям законодательства и его следует признать незаконным.

А также в соответствии с п.1 ст.258 ГПК РФ заявление Иванова В.В. не может быть удовлетворено в части возложении на Департамент обязанности предоставить по заявлению Иванова В.В. земельный участок в аренду, поскольку суд, удовлетворив такое требование, фактически удовлетворит заявление о предоставлении земельного участка в аренду, заменив тем самым орган государственной власти, на который возложена обязанность распоряжаться земельными участками.

Руководствуясь ст. ст. 13, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                                              

                                                               р е ш и л:

Заявление Иванова Владимира Васильевича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, выраженный в письме от 22.07.2011 №29/06-02-09/12955 по заявлению Иванова В.В. от 24.09.2009 и от 28.01.2011 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.

Обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края рассмотреть заявление Иванова В.В. от 24.09.2009 и от 28.01.2011 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для целей, не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства, в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ в течение пяти дней со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявления Иванову В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий: