№2-4142\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 сентября 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Симоновой Н.П. при секретаре: Матвеевой Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафина <данные изъяты>, Башкатовой <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Приморскому краю о признании незаконным приказа привлечении к материальной ответственности у с т а н о в и л : Истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями к УФСКН России по Приморскому краю по следующим основаниям. Истцы проходят службу в органах наркоконтроля с 01.07.2003 года: Сафин в должности <данные изъяты> УФСКН, Башкатова И.В. - в должности <данные изъяты> УФСКН. Приказом начальника Управления от 16.08.2011 г. № 198-лс «По результатам служебной проверки, проведенной по фактам неправомерного расходования денежных средств сотрудникам Управления ФСКН России поПриморскому краю за наем жилых помещений» истцы привлечены к материальной ответственности в размере среднего месячного денежного довольствия (<данные изъяты> руб.- Сафин; <данные изъяты> руб. Башкатова) в соответствии со статьей 241 Трудового кодекса РФ. Приказ был подготовлен на основании заключения по результатам служебной проверки утвержденной начальником Управления 09.08.2011г., согласно которой установлено, что истцами неправомерно подготавливались приказы по личному составу УФСКН по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам Управления, принятым на службу без регистрации либо снятых с регистрационного учета по месту жительства в период службы, сумма ущерба по Сафину Д.А. - составила - <данные изъяты> руб., по Башкатовой И.В. - <данные изъяты> руб. С оспариваемым приказом и заключением служебной проверки истцы не согласны, т.к при проведении служебной проверки принято за основу только письмо заместителя директора ФСКН России генерал-полковника полиции ФИО16 от 08.07.2005 г. № АС-1577 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений», пункт 2 которого указывает, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, установленных постановлением № 852, выплачивается сотрудникам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, то есть, прибывшим к месту службы и не обеспеченным служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии, не имеющими по месту службы в собственности жилых помещений, с которыми по месту службы в установленном законодательством Российской Федерации не заключены договоры социального найма и не имеющим по месту службы регистрации по месту жительства. Данное положение незаконно и необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений (т.е. только сотрудники, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и переведенные по службе в другую местность) Истцами же подготавливались приказы на основании п. 124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. № 613, согласно которого сотрудники, имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Сафин Д.А. и Башкатова И.В. не считают, что своими действиями допустили нарушения служебной дисциплины. В судебном заседании Сафин и Башкатова исковые требования поддержали и суду пояснили, что требования о признании не исполнения Письма № АС-1577 от 08.07.2005 года не считать нарушением служебной дисциплины не являются самостоятельными, это обстоятельство указано в качестве обоснования требований об оспаривании Приказа о привлечении к материальной ответственности. В соответствии с п. 124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ сотрудникам УФСКН, не имеющим жилого помещения, ежемесячно положена денежная компенсация, которая в данном случае выплачивалась, в том числе и на основании приказов УФСКН по личному составу после предоставления сотрудников всех документов подтверждающих право на денежную компенсацию, установленной формы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г № 852 установлены размеры соответствующих выплат для сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания, а также сотрудниками таможенных органов, переводимых по службе в другую местность, т.е условие о переводе по службе в другую местность относится только к сотрудникам таможенных органов. Письмо АС-1577 от 08.07.2005года необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на компенсацию за наем и поднаем жилого помещения и не может отменять действующее законодательство в данной области. В их действиях нет нарушений должностной инструкции. Представитель ответчика исковые требования не признала и суду пояснила, что действительно к дисциплинарной ответственности истцов не привлекали в связи с истечением сроков давности. Проведенной служебной проверкой установлено, что Сафин Д.А. подготовил приказы на выплату компенсации найма (поднайма) жилья на общую сумму <данные изъяты> руб., Башкатовой И.В. на сумму <данные изъяты> руб. без наличия приказов о переводе перечисленных сотрудников к новому месту жительства только на основании факта документального подтверждения отсутствия жилья по месту прохождения службы, п.2 указания ФСКН России от 08.07.2005 года № АС-1577 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений», не противоречит действующему законодательству, а регламентирует, что денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений следует выплачивать сотрудникам, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, то есть прибывшим к месту службы и не обеспеченным служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии,не имеющим по месту службы в собственности жилых помещений, с которыми по месту службы в установленном законодательством РФ не заключены договоры социального найма и не имеющим по месту службы регистрации по месту жительства.Управление является только получателем, а не распорядителем бюджетных средств. В связи, с чем требования ФСКН России, изложенные в указании от 8 июля 2005г. № АС-1577 являются обязательными для исполнения всеми получателями бюджетных средств ФСКН России в рамках выделенных лимитов. Таким образом, неправомерными действиями старшего инспектора ОК и ВР майора полиции Башкатовой И.В. причинен материальный ущерб на сумму <данные изъяты> руб. В соответствии со ст. 237, ст. 241 ТК РФ приказом УФСКН России по Приморскому краю от 16 августа 2011г. № 198 лс Сафин Д.А. и Башкатова И.В. были привлечены к материальной ответственности в размере среднего месячного денежного довольствия, которое, согласно справки ФИНО управления, составляет <данные изъяты> руб. и <данные изъяты>. (соответственно). Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии приказом начальника УФСКН по Приморскому краю от 16.08.2011г. № 198-лс за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении истцами должным образом указания ФСКН России от 08.07.2005 г. № АС-1577 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений», являются нарушением п.8.1 (Сафиным) и п.7.1 (Башкатовой) Должностной инструкции ведущего инспектора отдела кадров и воспитательной работы Управления, утвержденной 01.06.2010г., согласно которым истцы обязаны неукоснительно и в установленные сроки исполнять требования федеральных законов, законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, ФСКН России, в том числе в области противодействия коррупции, вступившие в законную силу решения судов, а также приказы, распоряжения и указания прямых и непосредственных начальников, истцы привлечены к материальной ответственности в соответствии со ст.241 ТК РФ в размере среднего месячного довольствия. Основанием для издания оспариваемого приказа указаны п.4.2 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления за период с 01.07.2009 года по 31.05.2011 г., проведенной ревизионной группой КРИ 7 Департамента ФСКН России и заключение служебной проверки. Пунктом 4.2 акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности управления за период с 01.07.2009 года по 31.05.2011 г., проведенной ревизионной группой КРИ 7 Департамента ФСКН России, установлен факт неправомерного начисления и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья 10 сотрудникам управления при отсутствии соответствующего приказа о переводе по службе в другу в нарушение п.72, п.2 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, п.2 указания ФСКН России от 08.07.2005 г. № АС-1577 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений» и разъяснения ДПУ 5 Департамента ФСКН России от 20.02.2006г. №5/1/1006. Согласно заключения служебной проверки, утвержденного начальником УФСКН по Приморскому краю 09.08.2011 установлено: - <данные изъяты> ОК и ВР управления майором полиции Башкатовой И.В. были подготовлены приказы на выплату компенсации найма (поднайма) жилья: оперуполномоченному Жуку А.А. на сумму <данные изъяты> руб. в 2010г., <данные изъяты> руб. в 2011г.; старшему оперуполномоченному по ОВД Забродину АН. на сумму <данные изъяты> руб. в 2009г., на сумму <данные изъяты> руб. в 2010г. на сумму <данные изъяты> руб. в 2011г.; оперуполномоченному Бреднихиму А.С. на сумму <данные изъяты> руб. за 2011г. - всего на сумму <данные изъяты>. - <данные изъяты> ОК и ВР управления майором полиции Сафиным Д.А. были подготовлены приказы на выплату компенсации найма (поднайма) жилья:старшему оперуполномоченному по ОВД Рыбян А.С. на сумму <данные изъяты> руб. в 2009г., на сумму <данные изъяты> руб. в 2010г., на сумму <данные изъяты>. за 2011г.; оперуполномоченному Кисленку Г.А. на сумму <данные изъяты> руб. в 2009г., на сумму <данные изъяты> руб. в 2010г., <данные изъяты> руб. в 2011г.;оперуполномоченному Дябину В.В. на сумму <данные изъяты> руб. в 2009г., на сумму <данные изъяты> руб. в 2010г., на сумму <данные изъяты> руб. в 2011г.;оперуполномоченному Байдюку А.Ю. на сумму <данные изъяты> руб. за 2011г.;оперуполномоченному Никифорову С.Н. на сумму <данные изъяты> руб. за 2011г.;оперуполномоченному Глушко С.А. на сумму <данные изъяты> руб. за 2011г.; начальнику отдела Иванову В.В. на сумму <данные изъяты> руб. за 2010г., на сумму <данные изъяты> руб. за 2011г. - всего на сумму <данные изъяты> руб. Вышеперечисленные приказы изданы без наличия приказов о переводе перечисленных сотрудников к новому месту службы только на основании факта документального подтверждения отсутствия жилья по месту прохождения службы. Таким образом, п.4.2 акта ревизии, явившегося основанием для проведения служебной проверки и издания приказа о привлечении истцов к материальной ответственности установлено нарушение п.72 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. № 613, устанавливающего, что при переводе по службе в другую местность за сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время его службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение. В случае отсутствия такой возможности соответствующий орган наркоконтроля арендует для сотрудника и проживающих с ним членов семьи на время службы жилое помещение либо выплачивает ему ежемесячную денежную компенсацию расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством РФ. Вместе с тем приказы на выплату компенсации найма (поднайма) жилья сотрудникам УФСКН по Приморскому краю, указанные в заключении служебной проверки, подготавливались истцами не на основании п.72 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а на основании п.124 указанного положения. Согласно п. 124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 г. № 613, сотрудники имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 года № 852 сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, сотрудникам таможенных органов, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания (далее - сотрудники), ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений Таким образом, постановлением правительства определен порядок выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вообще не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, право на которую предусмотрено п.124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Условие же о переводепо службе в другую местность, где отсутствует жилое помещение для постоянного проживания предусмотрено п.1 Постановления Правительства РФ № 852 лишь для сотрудников таможенных органов. П.72 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ предусмотрены дополнительные гарантии для сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при переводе по службе в другую местность в части бронирования занимаемого жилого помещения по месту постоянного жительства и предоставления служебного жилого помещения по новому месту службы, а в случае отсутствия такой возможности выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений. Именно для получения указанных дополнительных гарантий необходимо наличие приказа о переводе по службе в другую местность. Письмо заместителя директора ФСКН России генерал-полковника полиции А.С. Седова от 08.07.2005 г. № АС-1577 «О выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений», поименованное в оспариваемом приказе как «указания ФСКН России» необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на компенсацию за наем и поднаем жилого помещения и не может отменять действующее законодательство в данной области, а кроме того, издано (подписано) лицом не уполномоченным определять порядок и условия выплаты компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с п.124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, также в нарушении Указа Президента РФ от 23.05.1996г «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ, и нормативных правовым актов федеральных органов исполнительной власти» указанное письмо не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не подлежит применению при разрешении настоящего спора. Таким образом, при подготовке истцами приказов о выплате денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений, явившихся основанием для привлечения их к материальной ответственности, истцами не было допущено нарушения действующего законодательства, письмо заместителя директора ФСКН России от 08.07.2005г. № АС-1577 как «указание прямого или непосредственного начальника» не подлежало применению при подготовке приказов о выплате денежной компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений на основании п.124 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с чем в действиях истцов отсутствует нарушение служебной дисциплины, приказ УФСКН по Приморскому краю от 16.08.2011г. № 198-лс о привлечении к материальной ответственности на основании ст.241 ТК РФ является незаконным. В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст. 13,194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования Сафина <данные изъяты> и Башкатовой <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Приморскому краю о признании незаконным приказа о привлечении к материальной ответственности - удовлетворить. Признать незаконным приказ начальника Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Приморскому краю № 198-лс от 16.08.2011 года в части привлечения Сафина Дмитрия <данные изъяты> и Баштаковой <данные изъяты> к материальной ответственности. Взыскать с Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Приморскому краю в доход муниципального бюджета Владивостокского городского округа госпошлину в сумме <данные изъяты>. На решение могут быть поданы кассационная жалоба в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд г. Владивостока. Председательствующий :