признание незаконным требования и.о. прокурора



                                                                                     Дело№ 2- 4278/11

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» сентября 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи                                                               Розановой М.А.

при секретаре                                                                                           Курасовой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011,

        у с т а н о в и л:

ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока в лице и.о. начальника инспекции обратилась в суд с заявлением о признании незаконным требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 о предоставлении не позднее 01.09.2011 списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО, даты рождения, занимаемой должности, места жительства, паспортных данных, даты приема на работу, ИНН. Полагала, что указанное требование не может быть исполнено, т.к. нарушает законные интересы и права граждан, работающих в Инспекции, а также членов их семей, поскольку запрашиваемые сведения в силу требований ст. 3 ФЗ «О персональных данных» являются конфиденциальными и в отношении них установлен особый режим. Кроме того, передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, а инспекция не располагает таким согласием. Нарушен порядок направления и оформления обжалуемого требования, которое направлено факсом и не заверено печатью канцелярии прокуратуры Первореченского района г. Владивостока. Данные в отношении сотрудников районной Инспекции размещены на интернетсайте Федеральной налоговой службы, к ним организован публичный доступ. ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержит норм, предоставляющих органам прокуратуры РФ и их должностным лицам право получать информацию конфиденциального характера, что нашло подтверждение в Постановлении ВС РФ от 08.02.2011 № 74-АД11-1. Просили признать недействительным требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления персональных данных работающих сотрудников и членов их семей и приостановить действие обжалуемого требования до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В ходе рассмотрения дела заявленные требования уточнены: представитель просил признать незаконным в части требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 и не подлежащим исполнению.

Определением Первореченского районного суда г. Владивостока от 09.09.2011 приостановлено исполнение Инспекцией ФНС по Первореченскому району г. Владивостока требования и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056 о предоставлении не позднее 01.09.2011 списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району, а также членов их семей с указанием ФИО, даты рождения, занимаемой должности, места жительства, паспортных данных, даты приема на работу, ИНН до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

В судебном заседании представители Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока Данилян Е.Ю. и Рябов Е.Н. на требованиях настаивали. Пояснили, что имели место факты невозврата прокуратурой района направленных Инспекцией для проверки материалов, а работодатель отвечает за сохранность конфиденциальных сведений о сотрудниках вплоть до уголовной ответственности. Кроме того, прокуратура не является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и не имеет полномочий по истребованию персональных данных сотрудников Инспекции. Просили требования удовлетворить.

Помощник прокурора Саломатина Н.А. в суде возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв. Пояснила, что в целях устранения недостатков проверки, проведенной ранее по заданию прокуратуры Приморского края, затребовали данные, без которых невозможно оформить запросы в Управление Росреестра по ПК, МОГТОиРАС ГИБДД УВД по ПК, БТИ и другие органы для проверки достоверности предоставленных сотрудниками сведений о соблюдении ограничений по государственной службе. Действия прокурора не выходят за рамки соглашения от 04.10.2010 между прокуратурой Приморского края и Управлением ФНС России по Приморскому краю, определяющего порядок взыимодействия этих органов и формы запроса направляемого, в том числе, районными прокурорами, в поднадзорные органы налоговой службы. К полномочиям прокурора относится надзор за соблюдением требований антикоррупционного законодательства, в т.ч. осуществление проверок достоверности сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих и членов их семей. Требование в ИФНС по Первореченскому району направлено в рамках предоставленных прокурору полномочий, закону не противоречит. Требование помимо факса направлены в Инспекцию на бланке прокуратуры по почте, без уведомления, т.к. курьера в штате прокуратуры нет. Документы в прокуратуре района не теряются. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Предметом прокурорского надзора в силу ст. 21 названного Федерального закона являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В силу ч. 1 ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ч. 3 ст. 67 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

В целях организации исполнения названного Федерального закона Указом Президента РФ от 31.07.2008 № Пр-1568 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годы, согласно подпункту «б» п. 4 которого Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам поручено усилить надзор за исполнением руководителями федеральных государственных органов, государственных органах субъектов РФ, главами муниципальных образований законодательства РФ о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе (подпункт «б» п. 5 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы).

Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 № 195 определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.

04.10.2010 между прокуратурой Приморского края и Управлением ФНС России по Приморскому краю заключено Соглашение о взаимодействии в пределах компетенции указанных органов с соблюдением Конституции РФ и федеральных законов «О прокуратуре РФ», «О противодействии коррупции», «О налоговых органах в РФ», в которым определены порядок и формы такого взаимодействия, обязательства сторон по соблюдению конфиденциальности в отношении полученной информации.

Согласно п. 3.1.4 Соглашения, районные прокуроры (их заместители) направляют запросы в предусмотренном Соглашением порядке в налоговые органы, осуществляющие деятельность на поднадзорной им территории. В случае необходимости получения сведений в отношении более чем 10 человек прокурор направляет в ИФНС запрос на бумажном и электронном носителях (п. 3.1.3). При направлении запросов в Управление ФНС России по краю прокурор указывает сведения в отношении проверяемых лиц: ФИО, дату рождения, место регистрации или жительства, паспортные данные, основное место работы, ИНН (при наличии) (п. 3.1.2 Соглашения).

В соответствии с п. 3.2.1 Соглашения УФНС (ИФНС) осуществляет исполнение запросов прокуратуры с направлением сведений, информации и документов по плановым проверкам - в срок не позднее 30 дней со дня фактического получения запросов, по внеплановым надзорным проверкам - в срок, указанный в запросах, но не ранее 3-х дней со дня фактического получения запросов.

Таким образом, требования прокурора при осуществлении им надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции обязательны для исполнения.

21.04.2011 в прокуратуру Первореченского района г. Владивостока поступило задание прокуратуры Приморского края о проведении проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы со сроком исполнения до 20.05.2011.

11.08.2011 прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Приморского края проведена выездная проверка полноты принятых прокуратурой Первореченского района г. Владивостока мер по исполнению задания от 21.04.2011, в ходе которой установлено выполнение проверочных мероприятий не в полном объеме и предписано не позднее 16.08.2011 принять меры прокурорского реагирования по выявленным прокуратурой края нарушениям закона в деятельности ИФНС по Первореченскому району, а также при проведении надзорных проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной и муниципальной службы обеспечить реализацию в полном объеме соглашения от 04.10.2010.

30.08.2011 в ИФНС по Первореченскому району г. Владивостока факсимильной связью поступило требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 о предоставлении не позднее 01.09.2011 списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО, даты рождения, занимаемой должности, места жительства, паспортных данных, даты приема на работу, ИНН в целях проведения плановой проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сфере государственной службы. (л.д. 8)

Поскольку без указания фамилии, имени, отчества и даты рождения лица не представляется возможным оформление запросов в Управление Росреестра по ПК, МОГТОиРАС ГИБДД УВД по ПК, Бюро Ростехинвентаризации об имеющемся у этого лица имуществе (в целях проверки достоверности предоставленных им работодателю сведений об имуществе), то прокурор вправе требовать от ИФНС предоставления указанных сведений.

Вместе с тем, истребование сведений о занимаемой должности, месте жительства, паспортных данных, дате приема на работу, ИНН сотрудника ИФНС и членов их семей необходимостью направления указанных выше запросов не оправдано, т.к. сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и транспортные средства могут быть получены без этих данных. Доказательств невозможности выполнения требований вышестоящей прокуратуры, изложенных в справке от 12.08.2011, в отсутствие указанных сведений прокурором суду не представлено, в связи с чем в указанной части требование прокурора от 29.08.2011 на законе не основано.

Обоснованны доводы представителя ИФНС о нарушении порядка направления прокурором требования, т.к. в соответствии с п. 3.2.1 Соглашения от 04.10.2010 срок для исполнения запросов по плановым проверкам составляет 30 дней, тогда как и.о. прокурора потребовал предоставить необходимые для проведения плановой проверки сведения в течение 2 дней. Указанный срок неразумен и на законе не основан.

В соответствии с п. 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов требование должно быть представлено в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Между тем, поступившее 30.08.2011 в ИФНС по Первореченскому району требование от 29.08.2011 является факсовой копией, что противоречит названному Порядку и заключенному 04.10.2010 Соглашению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

          Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и не подлежащим исполнению требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления сведений о занимаемой должности, месте жительства, паспортных данных, дате приема на работу, ИНН сотрудников ИФНС по Первореченскому району и членов их семей.

Признать требование и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока от 29.08.2011 № 2-2056в-11 в части предоставления списка служащих, замещающих должности государственной службы в ИФНС России по Первореченскому району г. Владивостока, а также членов их семей с указанием ФИО и даты рождения не противоречащим закону и подлежащим исполнению не позднее 30 дней со дня фактического получения запроса на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий