Обжалование действий ДЗО



Дело № 2-4401/11                                                           Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи                                                 М.А. Розановой               

при секретаре                                                                              Н.Е. Курасовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Миляновской ФИО7 и Хижиной ФИО8 о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края,

          у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с заявлениями, в обоснование которых указали, что Миляновская Г.Н. 05.03.2011 обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 732 кв.м и в аренду на 49 лет - площадью 786 кв.м, рассоложенных по адресу: <адрес> для дальнейшей эксплуатации части жилого дома. Письмом от 30.05.2011 Департамент отказал заявителю в представлении испрашиваемых земельных участков в связи с их нахождением в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны.

Хижина Л.Н. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка площадью 862 кв.м, в аренду на 49 лет земельного участка площадью 403 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Письмом от 07.06.2011 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участок в связи с их нахождением в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны. Данные отказы заявители считают незаконными, нарушающими их право на приобретение прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации жилого дома. Право собственности заявителей на части жилого дома возникло у заявителей в 1985 году. Жилой дом построен на основании договора от 30.10.1951. Просили признать незаконным отказ Департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков и обязать Департамент земельных отношений принять решение о предоставлении указанных земельных участков.

Гражданские дела по заявлениям Миляновской Г.Н. и Хижиной Л.Н. 27.09.2011 соединены в одно производство.

В судебном заседании представитель заявителей Личман Е.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Департамента земельных отношений Фадеева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что участок не может предоставляться для эксплуатации жилого дома, т.к. находится в курортной зоне. Данный факт подтверждается кадастровыми паспортами. Земельные участки не подлежат отчуждению. В отказе Департамент ссылается на ст. 94 ЗК РФ, ФЗ № 33 от 14.03.1995, ФЗ № 22 от 23.02.1995 Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 425. Ранее Миляновская Г.Н. обращалась в суд, ей отказано в удовлетворении аналогичных требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявления не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Миляновская Г.Н. на основании договора дарения от 18.01.1985 и соглашения о разделе домовладения от 18.05.2004 является собственником части жилого дома - квартиры <адрес> площадью 25,9 кв. м.

Хижина Л.Н. на основании договора дарения от 19.05.1981, соглашения о разделе домовладения от 18.05.2004 является собственником части жилого дома - квартиры <адрес> площадью 22,7 кв. м.

Заявители в марте 2011 года обратились в Департамент с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду сроком на 49 лет и в собственность для дальнейшей эксплуатации жилого дома по адресу: <адрес> приложив необходимые документы, в т.ч. кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков от 08.12.2010. Согласно предоставленным кадастровым паспортам, все земельные участки расположены в водоохраной зоне, в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны, в красных линиях перспективного развития автодорог.

В ходе согласования проектов распоряжений Департаментом установлено, что испрашиваемые земельные участки расположены в первой зоне округа санитарной охраны курортной зоны, что исключает предоставление в ней земельных участков для эксплуатации жилого дома, т.к. в указанной зоне запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, на что указано в направленных Департаментом в июле 2011 года в адрес заявителей ответах от 30.05.2011 и 07.06.2011.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Оценивая законность и обоснованность отказов Департамента земельных отношений в предоставлении заявителям испрашиваемых ими земельных участков, суд не находит оснований для признания из незаконными.

Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно п.п. 2,3 ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

На основании п. 4 ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной охран» на территории округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду, воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждения, ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территории.

На территории 1-ой зоны запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения чистых и рациональных технологий.

Границы округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 11.10.1983 N 458 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока на побережье Амурского залива и курорта Вешенский в Ростовской области».

Расположение испрашиваемых земельных участков в границах 1-й зоны округа санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока подтверждается предоставленными заявителями кадастровыми паспортами.

При таких обстоятельствах Департамент земельных отношений правомерно отказал заявителям в предоставлении испрашиваемых земельных участков.

Довод представителя заявителей о том, что земельные участки относятся к землям поселений, в связи с чем не являются землями особо охраняемых природных территорий, несостоятелен, так как согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса.

В силу п.п. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, находящиеся в красных линиях перспективного развития автодороги не подлежат отчуждении и на основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ не могут предоставляться в собственность в силу прямого указания закона.

В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.

Кроме того, земельный участок в зоне береговой полосы основании п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ предназначается для общего пользования. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что решение Департамента по отказу в предоставлении земельных участков соответствует требованиям закона, принято в пределах полномочий Департамента земельных отношений, в связи с чем оснований для удовлетворения заявлений Миляновской Г.Н. и Хижиной Л.Н. не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Миляновской ФИО9, Хижиной ФИО10 о признании незаконными отказов Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении земельных участков для эксплуатации жилого дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 11.10.2011.

Председательствующий: