признание действий ДЗО незаконными



№ 2- 4945/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2011 г. Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:

Председательствующего судьи                                                 Каленского С.В.,

при секретаре                                                                              Латышевой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Запольской ФИО9, Запольской ФИО10 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Запольская О.М., Запольская Е.А. обратились в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.

14.09.2010 г. Запольская О.М. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 2000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства. Письмом от 24.02.2011 г. Департамент направил заявление в Администрацию г.Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка. Распоряжением УГА администрации г.Владивостока от 16.06.2011 г. утвердило схему расположения земельного участка. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю приняло решение об осуществлении кадастрового учета, испрашиваемому земельному участку присвоен номер <данные изъяты>. Письмом от 12.10.2011 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивировав тем, что гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участи предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения на основании ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», исходя из которого следует, что граждане могут вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке исключительно в случаях. если по каким-либо причинам они вышли из состава дачного партнерства или общества. Запольская О.М. не согласна с решением Департамента, просит его признать незаконным, обязать в семидневный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Запольская Е.А. 14.09.2010 г. обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 2000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства. Письмом от 24.02.2011 г. Департамент направил заявление в Администрацию г.Владивостока для утверждения схемы расположения земельного участка. Распоряжением УГА администрации г.Владивостока от 16.06.2011 г. утвердило схему расположения земельного участка. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю приняло решение об осуществлении кадастрового учета, испрашиваемому земельному участку присвоен номер <данные изъяты>. Письмом от 12.10.2011 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, мотивировав тем, что гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участи предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения на основании ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», исходя из которого следует, что граждане могут вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке исключительно в случаях. если по каким-либо причинам они вышли из состава дачного партнерства или общества. Запольская Е.А. не согласна с решением Департамента, просит его признать незаконным, обязать в семидневный срок принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителей Шлыкова Е.А. настаивала на требованиях, пояснила, что отсутствуют основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Представитель Департамента Фадеева Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие и иные некоммерческие товарищества либо некоммерческие партнерства.

Согласно ст.3 ФЗ «О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан», правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством РФ.

Судом установлено, что заявители 14.09.2010 г. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Распоряжениями УГА администрации г.Владивостока от 16.06.2011 г. и утверждены схемы расположения испрашиваемых земельных участков.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю осуществлен кадастровый учет спорных земельных участок, присвоены кадастровые номера: <данные изъяты>

Письмами от 12.10.2011 г. заявителям отказано в предоставлении земельных участков со ссылкой на п.2 ст.81 ЗК РФ.

В соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Действующее законодательство не раскрывает понятие «целей не связанных со строительством». Вместе с тем предполагается, что такие цели необходимы в случае организации открытой автомобильной стоянки, благоустройства территории, сенокошения или выпаса скота, создания учебного полигона, равно как и в ряде иных случаев, осуществление строительных работ, как правило, не требуется. Следовательно, нет необходимости в получении технических условий подключения объектов к инженерным сетям, осуществления проектирования, совершения многих иных действий, присущих процессу подготовки и осуществления строительства.

Заявители, определяя цель использования испрашиваемого земельного участка, указывают - ведение дачного хозяйства с правом возведения жилого дома.

В соответствии с п.9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Действующий Земельный кодекс не регламентирует порядок предоставления земельных участков гражданам индивидуально для ведения дачного хозяйства. Процедура получения земельных участков для ведения дачного хозяйства предусмотрена для специальных объединений граждан и ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии со ст.1 названного закона, дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Статья 14 указанного закона предусматривает процедуру предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства. Согласно ч. 4 статьи 14 после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

По мнению суда, отсутствие в Земельном кодексе РФ порядка предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, позволяет применить регламентирующие такой порядок нормы Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», из которых следует, что для целей ведения дачного хозяйства предоставляется только соответствующим объединениям граждан.

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным отказ Департамента в предоставлении заявителям испрашиваемых земельных участков в аренду сроком на 49 лет, для ведения дачного хозяйства, по тем основаниям, что они не являются членами некоммерческого объединения, как того требует ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Заслуживают внимание доводы представителя Департамента о том, что в связи с изменениями в решение Думы г.Владивостока « Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» от 14.10.2011г. № 742 испрашиваемый земельный участок попадает в зону Ж-1, что не позволяет использовать для ведения дачного хозяйства.

Руководствуясь ст.ст.13, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Запольской ФИО12, Запольской ФИО13 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней с момента изготовления.

Председательствующий: