обжалование решения ДЗО



№ 2- 4937/11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 г. Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:

Председательствующего судьи                                                 Каленского С.В.,

при секретаре                                                                              Латышевой Я.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чудинова ФИО4 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Чудинов А.А. обратился в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства.

13.05.2009 г. заявитель обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью 2000 кв.м., расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства в аренду сроком на 49 лет. Земельному участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. Письмом от 24.01.2011 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании того, что земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Решением Первореченского районного суда г.Владивостока от 03.05.2011 г. отказ Департамента признан незаконным. Письмом от 11.08.2011 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что нарушена процедура предоставления земельного участка согласно ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Заявитель полагает, что отказ является необоснованным, незаконным, нарушает его права, им соблюдены требования, предусмотренные ст.34 ЗК РФ. Чудинов А.А. просит признать решение Департамента незаконным, обязать в течение четырнадцати дней принять решение о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании заявитель не присутствовал, был извещен о времени и месте рассмотрения дела, уважительные причины неявки суду не предоставил, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Департамента в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что предоставление земельного участка для ведения дачного хозяйства регулируется не только ст.34 ЗК РФ, но ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поскольку земельный участок предоставляется впервые, необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участок, разрешенного использования земельных участок, а также сведений о правах на которые земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять в собственность граждан. Предоставление земельных участков из земель иных, чем включенных в фонд перераспределения земель, не предусмотрено. До внесения изменений в Правила землепользования и застройки предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства невозможно.

Выслушав представителя, изучив материалы дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.1 ст.4 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие и иные некоммерческие товарищества либо некоммерческие партнерства.

Согласно ст.3 ФЗ «О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан», правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством РФ.

Судом установлено, что заявитель 13.05.2009 г. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного в районе <адрес> для ведения дачного хозяйства.

Письмом от 11.08.2011 г. Департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» не предусмотрена индивидуальная подача заявлений граждан о предоставлении земельного участка в орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками.

В статье 13 указанного закона содержится положение, согласно которому обеспечение граждан садовыми, огородными дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

В соответствии со ст.34 Земельного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Действующее законодательство не раскрывает понятие «целей не связанных со строительством». Вместе с тем предполагается, что такие цели необходимы в случае организации открытой автомобильной стоянки, благоустройства территории, сенокошения или выпаса скота, создания учебного полигона, равно как и в ряде иных случаев, осуществление строительных работ, как правило, не требуется. Следовательно, нет необходимости в получении технических условий подключения объектов к инженерным сетям, осуществления проектирования, совершения многих иных действий, присущих процессу подготовки и осуществления строительства.

Заявитель, определяя цель использования испрашиваемого земельного участка, указывают - ведение дачного хозяйства.

В соответствии с п.9.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Действующий Земельный кодекс не регламентирует порядок предоставления земельных участков гражданам индивидуально для ведения дачного хозяйства. Процедура получения земельных участков для ведения дачного хозяйства предусмотрена для специальных объединений граждан ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии со ст.1 названного закона, дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Статья 14 указанного закона предусматривает процедуру предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства. Согласно ч. 4 статьи 14 после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

По мнению суда, отсутствие в Земельном кодексе РФ порядка предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, позволяет применить регламентирующие такой порядок нормы Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», из которых следует, что для целей ведения дачного хозяйства предоставляется только соответствующим объединениям граждан.

При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным отказ Департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 49 лет, для ведения дачного хозяйства, по тем основаниям, что он не является членом некоммерческого объединения, как того требует ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Руководствуясь ст.ст.13, 197-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Чудинова ФИО5 на действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение 10 дней с момента изготовления.

Председательствующий: