оспаривание действий ДЗО



                                                                                                                           

№2-5560/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2011 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе : председательствующего: судьи Симоновой Н.П.

при секретаре: Матвеевой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Колотовкина <данные изъяты>, Калугиной <данные изъяты> об оспаривании действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности

Установил:

Заявители обратился в суд с вышеуказанными требованиями в связи с тем, что 29.06.2011г. ими были поданы заявления в Департамент     земельных     отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении каждому заявителю в аренду сроком на 49 лет земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. в районе ул<адрес> для ведения дачного хозяйства. 13.09.2011г. Департамент вынес решение в форме отказа , в котором указал, что формирование земельных участков для ведения дачного хозяйства возможно только при организации дачного некоммерческого объединения и что обязанность по предоставлению таких участков возлагается на орган местного самоуправления. Просили признать решение в форме отказа Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 13.09.2011г. незаконным; обязать Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края переправить ранее поданные заявителями комплекты документов в Управление Архитектуры и Градостроительства администрации г.Владивостока для утверждения и выдачи схемы расположения границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, для целей не связанных со строительством: ведение дачного хозяйства, расположенного по адресу: г. <адрес>, сразу после вступления судебного решения в законную силу

В судебном заседании представитель заявителей пояснил, что они не согласны с указанными действиями Департамента, т.к. тем самым Департамент уклоняется от предоставления земельных участков, Департамент должен был в соответствии со ст.34 ЗК РФ направить в орган местного самоуправления для обращение об утверждении и выдаче схемы расположения границ земельного участка, а фактически направил заявления для формирования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении садовых и дачных участков в соответствии с ФЗ «О садоводческих, огороднических. Дачных некоммерческих объединениях», однако, заявители просили предоставить им участки для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке, а не в составе товарищества.

Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского каря в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что Департаментом направлено обращение в орган местного самоуправления, выполнены требования ст. 34 ЗК РФ. Департамент не отказывал в предоставлении участка, а уведомил заявителей о специальной процедуре предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по направлению заявлений о предоставлении земельного участка главе администрации г.Владивостока для рассмотрения возможности предоставления земельных участков является незаконным по следующим основаниям.

29.06.2011 г Колотовкиным И.В. () и Калугиной М.В. () были поданы заявления в Департамент     земельных     отношений,     государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края о предоставлении каждому заявителю в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для ведения дачного хозяйства.

13.09.2011г. Департамент направил заявителям сообщения «О рассмотрении обращения» в которых указал, что повторно направил заявления в администрацию г. Владивостока (письмо департамента от 15.08.2011г. ) для формирования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении садовых или дачных земельных участков, в соответствии с Федеральным Законом № 66-ФЗ от 15.04.1998г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», поскольку именно к компетенции органов местного самоуправления относится принятие решений о формировании земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений, в рамках которого только и возможно ведение дачного хозяйства и садоводства, а также, что в соответствии со ст. 13 этого же закона предусмотрена специальная процедура предоставления земельных участков для вышеуказанного вида разрешенного использования: обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления, и очередность предоставления таких земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.

Согласно представленного обращения от 15.08.2011г. Департамент просил главу г.Владивостока «рассмотреть возможность предоставления земельных участков».

В соответствии с п. 21 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» от 29.12.2003 № 90-КЗ, с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, в связи с чем Департамент земельных ресурсов и землеустройства по Приморскому краю является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со ст.10 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрение обращения включает в себя направление гражданину письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со ст. 11 Закона Приморского края №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» в случае, если основания для отказа в предоставлении земельного участка орган исполнительной власти в 20-дневный срок с момента поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

В соответствии с ч.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Иными полномочиями, кроме утверждения на основании обращения исполнительного органа государственной власти схемы расположения земельного участка, в том числе и полномочиями по приятию решения по заявлениям граждан о предоставлении земельных участков, не являющихся муниципальной собственностью, орган местного самоуправления не наделен.

Из текста представленного суду обращения Департамента к главе администрации г.Владивостока от 15.08.2011 при его буквальном прочтении, усматривается, что главе администрации г.Владивостока для принятия решения о возможности предоставления земельных участков направлены обращения о предоставлении земельного участка большого количества граждан, в том числе и заявителя (согласно реестра от 15.08.2011г.), в то время когда Администрация г.Владивостока не является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока.

Указание в направленных заявителям сообщениях «О рассмотрении обращения о предоставлении земельного участка» о повторном направлении заявлений в администрацию г.Владивостока для формирования и утверждения списков граждан, нуждающихся в получении садовых или дачных земельных участков, в соответствии с ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», поскольку именно к компетенции органов местного самоуправления относится принятие решений о формировании земельных участков для размещения дачных некоммерческих объединений, в рамках которого только и возможно ведение дачного хозяйства и садоводства, а также, что в соответствии со ст. 13 этого же закона предусмотрена специальная процедура предоставления земельных участков для вышеуказанного вида разрешенного использования: обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления в соответствии с очередностью регистрации соответствующих заявлений противоречит ст.8 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающей в качестве одной из форм ведения дачного хозяйства право граждан вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и ст.34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством (ч.2 ст.34), в том числе за плату (ч.5 ст.34).

Статьей 4 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрена одна из форм ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, для чего граждане могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Указанная форма ведения дачного хозяйства не является единственно возможной, в связи с чем порядок предоставления земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленный ст.13 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не распространяются на правоотношения по предоставлению земельного участка для ведения дачного хозяйства при обращении гражданина в порядке ст.34 ЗК РФ.

Как было установлено в судебном заседании заявители не просили предоставить земельный участок в собственность бесплатно в соответствии с ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», они обращались в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством на общих основаниях в соответствии действующим законодательством, в связи с чем оспариваемые действия Департамента являются незаконными.

В силу ст.258ГПК РФ Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства обязан устранить нарушение прав заявителей, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельного участка, путем приятия решения по существу заявлений в порядке, предусмотренном ст.34 ЗК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 13,194-198, 258 ГПК, суд

Решил :

Признать незаконными действия Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по направлению в орган местного самоуправления обращения о рассмотрении возможности предоставления земельных участков по заявлениям Колотовкина <данные изъяты> и Калугиной <данные изъяты> о предоставлении каждому заявителям в аренду земельных участков для ведения дачного хозяйства не содержащего волеизъявления на утверждение схемы расположения испрашиваемых земельных участков.

Обязать Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять в соответствии с действующим законодательством согласно ч.4 ст.34 ЗК РФ решение по заявлению Колотовкина <данные изъяты> о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного в районе ул.<адрес>, для ведения дачного хозяйства в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края принять в соответствии с действующим законодательством согласно ч.4 ст.34 ЗК РФ решение по заявлению Калугиной <данные изъяты> о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного в районе ул<адрес>, для ведения дачного хозяйства в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд г.Владивостока.

Председательствующий: