№2-5558/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 декабря 2011г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе : председательствующего: судьи Симоновой Н.П. при секретаре: Матвеевой Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Плотникова <данные изъяты>, Кульченко <данные изъяты> об оспаривании решений Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности Установил: Заявители обратились в суд с требованиями о признании незаконными решений Департамента земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 03.11.2011г. об отказе в предоставлении земельных участков, возложении обязанности на Департамент земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Плотникова С. Д. от 11.11.2010г. о предоставлении в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 65м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для ведения дачного хозяйства и по заявлению Кульченко Д.Ю. от 11.11.2010г. о предоставлении в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 75 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для ведения дачного хозяйства. В судебном заседании Кульченко Д.Ю., одновременно являясь представителем Плотникова С.Д., на требованиях настаивал, пояснил, что оспариваемый отказ Департамента противоречит ст.34 ЗК РФ, испрашиваемые заявителями земельные участки входят в состав земель населенных пунктов, и согласно Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ОСОГД) находятся в жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). Действующее законодательство, в том числе 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, сформированного из земель сельскохозяйственного назначения, но не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (ст.34 ЗК РФ), в том числе из земель населенных пунктов. Иное толкование ст.14 Закона №66-ФЗ противоречило бы его смыслу, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях населенных пунктов вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты. Возможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях населенных пунктов содержится в письме Минэкономразвития РФ от 22.06.2011г. №ОГ-Д23-148 из которого следует, что документами, в соответствии с которыми будет определяться место для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на землях населенных пунктов, являются утвержденные органом местного самоуправления правила землепользования и застройки, включающие в себя в том числе карту градостроительного зонирования, на которой может быть обозначена зона, предназначенная для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Такая же позиция изложена в п.3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П. Просил признать оспариваемые отказы незаконными, обязать Департамент принять законное решение по заявлениям Плотникова С.Д. и Кульченко Д.Ю. о предоставлении земельных участков В судебное заседание представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В суд поступил отзыв, в котором Департамент ссылается на то, что при предоставлении земельного участка для садоводства нормы ст.34 ЗК РФ применению не подлежат. Из ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ следует, что выбор земельных участков для садоводства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. Предоставление участков для садоводства за счет иных земель ФЗ № 66-ФЗ не предусмотрено. Испрашиваемые заявителями земельные участки расположены на землях населенных пунктов и не включены в фонд перераспределения земель. Согласно ст. 1 муниципального правового акта от 11.04.2011 №302-МПА «Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории города Владивостока» выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории города Владивостока, осуществляются в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель города Владивостока. В силу ст. 81 ЗК РФ, ст. 14 ФЗ №66-ФЗ и ст.1 Нормативов №302-МПА для ведения дачного хозяйства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, Департамент полагает, что отказ не противоречит указанным нормативным правовым актам и не ограничивает заявителя в праве на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента.. Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, что оспариваемые решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является незаконным. 11.11.2010г. Плотников С.Д. №) и Кульченко Д.Ю. (вх.№ обратились в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения дачного хозяйства земельных участков: Плотникова С. Д. площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 65м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, Кульченко Д.Ю. площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 75м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> Заявителями ранее оспаривались отказы Департамента в предоставлении земельных участков, принятые по иным основаниям, решением суда отказы признаны незаконными. После формирования в установленном порядке земельных участков и постановки их на кадастровый учет в дополнение к ранее поданным заявлениям Плотников С.Д. (вх.№ от 11.07.2011г.) и Кульченко Д.Ю. (вх.№№ от 11.07.2011г.) представили в Департамент кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков в двух экземплярах, письмом от 13.07.2011г. - Выписку из ЕГРП о правах третьих лиц на земельный участок, письмом от 29.07.2011г. - распоряжение УГА г.Владивостока об утверждении схемы расположения земельных участков. 03.11.2011г. Департамент отказал заявителям в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков на том основании, что согласно п.2 ст.81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно ч.3, 4 ст.34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». На основании ч.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Как следует из кадастровых паспортов земельных участков и Сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ОСОГД) №1454 от 29.11.2011г., выданных Управлением градостроительства и архитектуры г.Владивостока испрашиваемый Плотниковым С.Д. земельный участок с кадастровым номером № и испрашиваемый Кульченко Д.Ю. земельный участок с кадастровым номером № входят в состав земель населенных пунктов, находятся в жилой зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4). Как было установлено в судебном заседании заявители не просили предоставить земельный участок в соответствии с ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», они обращался в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством на общих основаниях в соответствии действующим законодательством. Статьей 4 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрена одна из форм ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, для чего граждане могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Указанная форма ведения дачного хозяйства не является единственно возможной, в связи с чем порядок предоставления земельных участков и выбор таких участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленный ст.13,14 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также «Нормативы организации и застройки территории садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г.Владивостока» №302-МПА не распространяются на правоотношения по предоставлению земельного участка для ведения дачного хозяйства при обращении гражданина, не являющегося членом дачного некоммерческого объединения, в порядке ст.34 ЗК РФ. Также не состоятелен довод Департамента о возможности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства в соответствии с п..2 ст.81 ЗК РФ только из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку указанной нормой регулируется предоставление земель сельскохозяйственного назначения, для различных целей, в том числе, и для ведения дачного хозяйства, что не исключает предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства из земель иной категории, в том числе из земель населенных пунктов, если правилами землепользования и застройки предусмотрен такой вид разрешенного использования в той территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. В соответствии с п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным и др. В соответствии с п.2 ст.85 ЗК РФ, градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Согласно п.5 с.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков (п.п.2 и 6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ), в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (п.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, исходя из положений земельного и градостроительного законодательства состав земель населенных пунктов устанавливается правилами землепользования и застройки, определяющими территориальные зоны и градостроительные регламенты для данных зон и правовой режим земельных участков, входящих в состав территориальных зон. В городе Владивостоке приняты и действуют Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее Правила), утвержденные Решением Думы города Владивосток от 07.04.2010г. №462, которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГрК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. 14.10.2011г. в указанные Правила решением Думы г.Владивостока №742 внесены изменения (дополнения) - подп.1 п.1 ст.19 Правил дополнен зоной застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (кодовое обозначение на Карте-Ж-4). В соответствии со ст.25.1 Правил (в ред. изменений от 14.10.2011г) к зоне Ж-4 отнесены территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (абз.2 п.1), а также установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2), согласно которых к основному виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка отнесено размещение индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства. При таких обстоятельствах, решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе заявителям в предоставлении в аренду земельных участков для ведения дачного хозяйства, по указанным в них основаниям, являются не законными, в связи с чем суд обязывает Департамент в 10 дневный срок с момента вступления решения в законную силу решения суда принять в соответствии с действующим законодательством решения по заявлениям Плотникова С.Д. и Кульченко Д.Ю. о предоставлении земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством. Руководствуясь ст.ст. 13,194-198, 258 ГПК, суд Решил : Признать решение Департамента земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 03.11.2011г. № об отказе Плотникову <данные изъяты> в предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства незаконным. Обязать Департамент земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в 10 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению Плотникова <данные изъяты> о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 65м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для ведения дачного хозяйства. Признать решение Департамента земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 03.11.2011г. № об отказе Кульченко <данные изъяты> в предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства незаконным. Обязать Департамент земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в 10 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению по заявлению Кульченко <данные изъяты> о предоставлении в аренду земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., местонахождение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 75м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для ведения дачного хозяйства. На решение может быть подана кассационная жалоба в Приморский краевой в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд г.Владивостока. Председательствующий: