Дело № 2-677/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «11» января 2012 г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи РОЗАНОВОЙ М.А. при секретаре ПЕТРОВОЙ А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горового В.В. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, у с т а н о в и л: Горовой В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее Департамента), указав в обоснование, что 12.10.2011 он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду на 10 лет площадью 1800 кв. м в районе ул. Главная, 37 для ведения дачного хозяйства. Однако 25.10.2011 ему в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на нарушение предусмотренного ст. 34 ЗК РФ порядка выполнения работ по формированию земельного участка, без соответствующего обращения Департамента в Администрацию. Кроме того, такой земельный участок должен предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения, а испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Просил признать незаконным отказ Департамента в предоставлении ему в аренду испрашиваемого земельного участка, оформленный письмом от 25.10.2011, и обязать Департамент предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду на срок 10 лет для ведения дачного хозяйства в соответствии с заявлением от 12.10.2011 в течение 5 дней со дня принятия решения суда. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Осипов Ф.А. настаивал на заявленных требованиях по доводам. Пояснил, что на испрашиваемый земельный участок выдан кадастровый паспорт, согласно которому никаких ограничений в предоставлении земельного участка не имеется. Действующее законодательство РФ, регулирующее земельные отношения, не предусматривает осуществление повторного государственного кадастрового учета в отношении одного и того же земельного участка. Земельный участок испрашивается не для дачного строительства, а для ведения дачного хозяйства, находится в зоне Ж-4. Действующее законодательство РФ не содержит запрета на предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства из земель населенных пунктов. Полагал такой отказ незаконным, поскольку пункт 4 ст. 34 ЗК РФ предусматривает возможность изготовления схемы расположения земельного участка не только по обращению исполнительного органа государственной власти, но и по заявлению заинтересованного гражданина. Просил требования удовлетворить. Представитель Департамента земельных отношений Фадеева Ю.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что в соответствии со ст.ст. 81,87 ЗК РФ, Федерального закона № 66 земельные участки должны предоставляться в соответствии с зонированием. Поскольку земельные участки для ведения дачного хозяйства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, просила в удовлетворении требований отказать. Выслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 21 ст. 7 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», с 01.02.2007 Департамент земельных отношений является уполномоченным органом по предоставлению гражданам земельных участков на территории г. Владивостока, собственность на которые не разграничена. В соответствии с п.п. 3,4 ст. 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском Крае» в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. В случае если основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в п. 3 настоящей статьи, отсутствуют, орган исполнительной власти в 20-дневный срок с момента поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. 12.10.2011 в Департаменте земельных отношений поступило заявление Горового В.В. о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка площадью 1800 кв. м для ведения дачного хозяйства в районе ул. Главная, 37 в г. Владивостоке. К заявлению прилагался кадастровый паспорт и копия гражданского паспорта. (л.д. 6) Согласно кадастровому паспорту от 26.09.2011 испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства; на кадастровый учет поставлен 08.04.2010. (л.д. 8) 25.10.2011 директор Департамента земельных отношений отказал Горовому В.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что ею кадастровые работы и государственный кадастровый учет выполнены без обращения в Департамент земельных отношений, уполномоченный на обращение в орган местного самоуправления за утверждением схемы расположения земельного участка. Кроме того, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, а испрашиваемый земельный участок расположен на землях населенных пунктов. (л.д. 7) В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с указанными выше положениями закона является обязательной стадия разрешения органом местного самоуправления вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территорий, которая производится в г. Владивостоке на основании обращения Департамента как уполномоченного органа по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края. Исключений из данного общего порядка ст. 34 ЗК РФ не содержит и не дает оснований расценивать несоблюдение данного порядка как формальное основание к отказу в предоставлении земельного участка. Между тем, заявитель не представил суду распоряжение органа местного самоуправления об утверждении ему схемы расположения испрашиваемого земельного участка с учетом зонирования, хотя на момент обращения Горового В.В. в Департамент земельных отношений с заявлением зонирование территории г. Владивостока изменилось. С учетом закрепленной пунктом 1 ст. 34 ЗК РФ обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, нарушение процедуры (порядка) предоставления земельных участков недопустимо. Нарушение гражданином установленного законом порядка обращения за предоставлением земельного участка влечет нарушение порядка его предоставления, что противоречит закону, в связи с чем отказ Департамента в связи с нарушением заявителем предусмотренного ст. 34 ЗК РФ порядка выполнения работ по формированию земельного участка, без соответствующего обращения Департамента в Администрацию, принят в пределах его компетенции, закону не противоречит и прав заявителя не нарушает. Что касается отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка по мотиву его нахождения на землях населенных пунктов, а не на землях сельскохозяйственного назначения, то он на законе не основан. Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Порядок предоставления таких земельных участков гражданам установлен Земельным кодексом и Федеральным законом 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Согласно ст. 12 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 п. 1 ст. 1 названного Кодекса). Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства из земель населенных пунктов, то при таких обстоятельствах отказ Департамента земельных отношений от 25.10.2011 со ссылкой на невозможность предоставления земельного участка для ведения дачного хозяйства не из земель сельскохозяйственного назначения на законе не основан. Вместе с тем, требование заявителя о возложении на Департамент обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду на 10 лет для ведения дачного хозяйства удовлетворению не подлежит, т.к. заявителем, как указано выше, нарушен установленный законом порядок выполнения работ по формированию испрашиваемого им земельного участка. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Горового В.В. удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 25.10.2011 в предоставлении Горовому В.В. испрашиваемого земельного участка для ведения дачного хозяйства по мотиву его расположения на землях населенных пунктов. В удовлетворении заявления в остальной части отказать. Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 16.01.2012. Председательствующий