Именем Российской Федерации 14 февраля 2012 года Первореченский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего: судьи Н.П. Симоновой с участием прокурора: И.В.Игнатьевой при секретаре: Д.М.Матвеевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вельгодского <данные изъяты> о признании недействительными выборов депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу №5 на избирательных участках №250,270,271,279 и отмене итогов голосования у с т а н о в и л : Вельгодский О.Н. обратился в Первореченский районный суд г.Владивостока с заявлением о признании результатов выборов депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу № 5, прошедших 04.12.2011г., незаконными и отмене итогов голосования на избирательных участках № 250, № 270, № 271, № 279, ссылаясь на следующие обстоятельства. Были нарушены порядок и сроки включения избирателей. В том числе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в списки избирателей для голосования по выборам по одномандатному избирательному округу №5. Полагает незаконным включение в списки избирателей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также работников Спецстроя РФ, не зарегистрированных по месту жительства на территории Первореченского района г.Владивостока незаконным. Кроме того на избирательном Участке №270 голосовали избиратели-военнослужащие, проходящие службу по призыву, которые не были приписаны к № роте сопровождения военных грузов, поскольку вместо штатной численности роты не более 100 человек проголосовало более 1200 военнослужащих, в том числе прибывших за несколько дней до голосования из г.Иркутска, на избирательном участке №250 голосовали избиратели военнослужащие 26 военного городка по отдельному списку, который не был прошит, пронумерован и скреплен печатью избирательной комиссии и не был сформирован в отдельную книгу. Работники Спецстроя РФ также голосовали по отдельным спискам, в том числе дополнительным. Кроме того, нарушена процедура голосования: военнослужащие прибывали организованно, на военных автомобилях с номерами других регионов, ими руководили их непосредственные начальники, в том числе давали команду получать бюллетени, расписываться за получение бюллетеней, непосредственно направляли военнослужащих к кабинке для голосовании, а по выходу из нее - к урнам для голосования. Однако некоторые военнослужащие, несмотря на организованную работу командиров, не опускали их в урны для голосования, а вышли из зала голосования в коридор. Но были возвращены командирами. Наблюдателем зафиксировано, что из числа военнослужащих в/ч № за получение расписались 50 человек. А бюллетени получили 20 человек, а также зафиксированы вспышки камер в избирательных кабинках, что свидетельствует о фотографировании бюллетеней с отметкой о голосовании для отчета перед вышестоящим начальником. Считает, что указанные нарушения свидетельствуют о нарушении принципа свободного волеизъявления на участие в голосовании и свободу выбора. В судебном заседании заявитель и его представители настаивали на удовлетворении заявленных требованиях по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснили, что включение в список избирателей граждан, проходящих военную службу по призыву, место жительство которых до призыва находилось за пределами Первореченского района г.Владивостока, а на избирательном участке № 279 работников и служащих Спецстроя РФ является незаконным и несправедливым, т.к избирается орган власти субъекта РФ на 5 лет, где указанные лица не жили и после службы через год уедут из Приморского края. Активным избирательным правом в данном случае могли обладать лишь те военнослужащие, место жительства которых до призыва находилось в Первореченском районе г.Владивостока. Полагали необходимым применить аналогию закона - ч.19 ст.13 Избирательного кодекса Приморского края, согласно которой если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. Военнослужащие, проходящие службу по призыву 1991-1993г. рождения, по своему статусу не могут добровольно принимать решения об участии в голосовании, т.к. находятся в подчинении у командиров. Их привозили на избирательные участки на военных автомобилях, на избирательные участок они шли строем, выполняли команды офицеров, которые указывали военнослужащим получать избирательные бюллетени, на видеозаписи видно как офицеры подталкивали военнослужащих к столу избирательной комиссии, указывали, куда идти к кабинкам для голосования и избирательным урнам. Также допущены нарушения порядка и правил составления списков избирателей: отсутствуют доказательства обоснованности включения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в списки избирателей, нет собственно сведений, которые предоставляются командирами воинских частей, в представленных списках нет сведений о приказе (номере и дате) о зачислении в штат воинских частей, в связи с чем имеются сомнения, что эти лица 1991-1993г.рождения приписаны к конкретным воинским частям, не на всех листах имеется подпись командира и печать воинской части, отсутствует дата проставления командиром подписи и печати, списки не заверены подписью председателя ТИК и печатью ТИК. Указанные нарушения при составлении списков избирателей являются основанием признания выборов недействительными и отмене итогов голосования по избирательным участкам №250,270,271,279, т.к допущенные нарушения в совокупности с другими не позволяют выявить действительную волю избирателей. Представители Территориальной избирательной комиссии Первореченского района г.Владивостока и 3-го лица Избирательной комиссии Приморского края против заявленных требований возражали, суду пояснили, что сведения обо всех избирателях, находящихся в воинских частях, расположенных на территории одномандатного избирательного округа № 5, в том числе и о военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и зачисленных в штат воинской части, были в установленном порядке переданы командирами воинских частей в ТИК Первореченского района. Все граждане, сведения о которых были указаны командиром воинской части и предоставлены в ТИК Первореченского района, на основании ч.18.ст. 12 Избирательного кодекса Приморского края обладали активным избирательным право и имели право голосовать на выборах депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу № 5. Ответственность за достоверность сведений об избирателях в данном случае несут командиры войсковой части, избирательная комиссия не наделена правом проверки оснований включения избирателей в указанный список. Списки избирателей были составлены в установленном законом порядке в соответствии с Инструкцией ЦИК РФ о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации. Указанная инструкция не подлежит регистрации в Министерстве юстиции т.к ЦИК РФ не входит в систему органов исполнительной власти. При совмещении дня голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва было разрешено использовать единый список по форме, установленной ЦИК РФ. Списки избирателей составляются территориальной комиссией на основании сведений, представляемых, в том числе командиром воинской части по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Территориальная комиссия включает в состав списка избирателей на соответствующем избирательном участке часть списка избирателей воинской части, продолжая сквозную нумерацию страниц списка и порядковых номеров напротив данных о каждом избирателе. Ответственность за достоверность сведений об избирателях, предоставляемых командиром воинской части несет командир части, комиссия не вправе истребовать и проверять основания включения командиром избирателей в указанные сведения. Действия командования воинских частей по доставке военнослужащих к избирательным участкам для голосования на служебном военном транспорте, а также действия командиров по координации действий военнослужащих по получению избирательных бюллетеней у членов участковой избирательной комиссии и голосованию в стационарный ящик для голосования не противоречили нормам действующего избирательного законодательства. Заявителем не представлено каких-либо доказательств того, что офицеры нарушали тайну голосования, оказывали какое-либо воздействие на военнослужащих, принуждая их голосованию. Действующее законодательство не запрещает избирателю покидать помещение для голосования вместе с полученным им избирательным бюллетенем, а также возвращаться в него и осуществлять голосование в стационарный ящик для голосования. Роспись избирателя в соответствующем списке избирателей является доказательством того, что он получил на руки соответствующий избирательный бюллетень, факта невыдачи избирателям избирательных бюллетеней, территориальной избирательной комиссией выявлено не было. Работники ФГУП "СУ№701 при Спецстрое России» голосовали только на выборах в государственную Думу и некоторые в Законодательное собрание приморского края по единому избирательному округу, бюллетень по выборам депутата Законодательного собрания Приморского края по одномандатному округу №5 они не получали, что подтверждается отсутствием их подписи о получении таких бюллетеней. Представитель 3-го лица Серебрякова П.Ю. с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что доставление избирателей-военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военных автомобилях на избирательные участки не является нарушением, тк. законом запрещено предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей только кандидатам, избирательным объединения, доверенным лицам, уполномоченным представителям, организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, иным физическим или юридическим лицам, действующим по их поручению. Доводов, подтверждающих нарушение порядка голосования, заявителем не приведено. Ссылки заявителя на нормы Конституции РФ (п.3 ст.29 и п.1 ст.32) несостоятельны, так как не имеют никакого отношения к рассматриваемым правоотношениям. Военнослужащие воинских частей были правомерно включены в список избирателей и проголосовали на выборах. Утверждение заявителя о включении в «дополнительные списки для голосования» военнослужащих на избирательном участке № 250 не соответствует действительности и не подтверждено какими-либо доказательствами. Законодательство не содержит такого понятия, как «дополнительные списки для голосования». На избирательный участок № 270 Кандидат Вельгодский О.Н. присутствовал при подсчете голосов и имел возможность убедиться в том, каким образом были включены избиратели-военнослужащие в список избирателей и как они голосовали по каждому из видов выборов, на избирательном участке № 271 присутствовали член комиссии и наблюдатель от кандидата Вельгодского О.Н., которые имели возможность в ходе голосования убедиться в том, что на участке голосовали именно те военнослужащие, которые служат в воинских частях, включенных в границы данного избирательного участка постановлением главы администрации города. На избирательном участке № 279 действительно в список избирателей были включены работники Спецстроя России, однако данные граждане не получали избирательные бюллетени по выборам депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному округу № 5. Они голосовали на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и на выборах Законодательного Собрания Приморского края по пропорциональной избирательной системе (те из них, кто проживает в Приморском крае). Нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, других нарушений, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей не установлено. Выслушав стороны, прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с п.1.1 ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная». В соответствии с п.1.2. ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. В соответствии с п.2 ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства: а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Согласно п.3 ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Аналогичные положения об основаниях отмены решение избирательной комиссии об итогах голосования на одном или нескольких избирательных участках закреплены ст.89 Избирательного кодекса Приморского края. Оспаривая итоги голосования по 4-м избирательным участкам, заявитель не оспаривает порядок формирования избирательных комиссий и подсчет голосов, а фактически оспаривает законность включения в список избирателей граждан, проходящих военную службу по призыву, место жительство которых до призыва находилось за пределами одномандатного избирательного округа № 5, а на избирательном участке № 279 на голосование работников и служащих Спецстроя РФ. По мнению заявителя, активным избирательным правом в данном случае могли обладать лишь те военнослужащие, место жительства которых до призыва находилось в пределах одномандатного избирательного округа № 5, в связи с чем полагал необходимым применить аналогию закона - ч.19 ст.13 Избирательного кодекса, согласно которой если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах в органы местного самоуправления. Однако подобное предположение не основано на законе, поскольку в соответствии с ч.18 ст. 13 Избирательного кодекса Приморского края основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву. Аналогичная норма закреплена ч.6 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.16 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Аналогия закона в данном случае не применима, поскольку законодательство содержит нормы, непосредственно регулирующие порядок составления списка избирателей на выборах в Законодательное собрание Приморского края (ст.13 Избирательного кодекса Приморского края), а также порядок составления списков избирателей при совмещении дня голосования на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.15 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»), в связи с чем отсутствуют основания для применения аналогии закона, предусмотренные ч.4 ст.1 ГПК РФ. Довод представителей заявителя, о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в возрасте 18-20 лет по своему статусу не могут добровольно принимать решение об участии или неучастии в голосовании и о несправедливости положения, предусмотренного ч.18 ст.13 Избирательного кодекса Приморского края являются лишь оценочным мнением заявителя и его представителей, основанном на неверном толковании закона и не является основанием для удовлетворения заявленных требований. В соответствии со ст.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» активным избирательным правом обладают граждане Российской федерации, достигшие возраста 18 лет. 04.12.2011г день дня голосования на выборах в законодательное Собрание Приморского края был совмещен с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией РФ. Такая форма списка избирателей установлена Приложением №3 к Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центризбиркома РФ от 14.07.2011 N 20/216-6, опубликованной в Вестнике Центризбиркома РФ, N 11, 2011г. и подлежала использованию на основании решения Избирательной комиссии Приморского края в связи с совмещением дня голосования на выборах в законодательное Собрание Приморского края с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (п.1.7 Инструкции). Довод представителя заявителя о неприменимости Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центризбиркома РФ от 14.07.2011 N 20/216-6 в связи с тем, что она не зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ не основан на законе, поскольку Центризбиркома РФ не входит в систему органов исполнительной власти, поэтому издаваемые ею акты не подлежат регистрации Министерством юстиции РФ, а подлежит применению в силу прямого указания закона (ч.1 ст.15 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). В соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», п.2.1.1, 2.1.32.1.1 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации списки избирателей составляются территориальными комиссиями не позднее чем за 21 день до дня голосования. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства, для вынужденных переселенцев - адрес места пребывания. Список избирателей составляется с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», за исключением той его части, которая составляется на основании сведений, представленных командиром воинской части. В соответствии с ч.2 ч.13 Избирательного кодекса Приморского края списки избирателей составляются не позднее чем за 21 день до дня голосования отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной избирательной комиссией, организующей выборы, и на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, командиром воинской части, руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают. В соответствии с п.7.1 ст.17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.16 ст.15 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ч.15 ч.13 Избирательного кодекса Приморского края лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полноту соответствующих сведений и своевременность их представления. Таким образом, избирательное законодательство не предусматривает возможность и процедуру проверки обоснованности представления командиром воинской части сведений об избирателях для включения в списки избирателей. Ответственность за достоверность и полноту таких сведен полностью возложена на командира воинской части, предоставившего сведения. В соответствии с п.2.1.5. Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации сведения, представляемые командиром воинской части, должны содержать персональные данные избирателей, место жительства которых расположено в пределах расположения соответствующей воинской части, и избирателей, которые проходят военную службу по призыву и приказом командира воинской части зачислены в штат воинской части, за исключением случаев представления сведений руководителями военных образовательных учреждений профессионального образования. Сведения представляются по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей. Соответствующая территориальная комиссия обеспечивает воинскую часть необходимым количеством бланков вкладного листа списка избирателей и (или) их шаблонами на машиночитаемом носителе. Командир воинской части организует внесение сведений об указанных выше избирателях в бланки вкладного листа списка избирателей (без проставления напротив данных избирателей порядковых номеров и без указания сведений о паспорте или документе, его заменяющем), формируя часть списка избирателей, зарегистрированных на территории воинской части. Территориальная комиссия включает в состав списка избирателей на соответствующем избирательном участке часть списка избирателей воинской части, продолжая сквозную нумерацию страниц списка и порядковых номеров напротив данных о каждом избирателе. Первый экземпляр списка избирателей, составленного в соответствии с ч.2 настоящей статьи, передается по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию за 20 дней до дня голосования. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей и заверяется печатью территориальной избирательной комиссии (ч.10 ст.13 Избирательного кодекса Приморского края, п. 2.1.8 Инструкции) Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, должна быть снабжена титульным листом с указанием порядкового номера книги и общего количества отдельных книг, на которые разделен список избирателей, и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя. Часть списка избирателей, содержащая сведения об избирателях, представленные командиром воинской части, формируется в отдельную книгу (книги). При этом сведения об избирателях разных воинских частей должны формироваться, как правило, в разные книги (ч.15 ст.15, ч.14 ст.13 Избирательного кодекса Приморского края, п.2.3.15 Инструкции) Согласно Постановления главы администрации г.Владивостока №2634 от 11.10.2011г. «Об образовании на территории города Владивостока избирательных участков для поведения голосования и подсчета голосов избирателей, участвующих в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации, Законодательного Собрания Приморского края, назначенных на 04 декабря 2011года» в состав избирательного участка №250 включен 26 военный городок, в состав избирательного участка №270 включены в/ч №, №-я отдельная рота сопровождения воинских грузов, в состав избирательного участка №271 включены в/ч №, в/ч №, в/ч №, в/ч №. Согласно сообщения ВрИО командира в/ч № от 19.01.2012 и справки Территориальной избирательной комиссии Первореченского района г.Владивостока от 03.02.2012г. в/ч № передислоцирована 05.09.2011г. из г.Владивостока в г.Хабаровск, сведения об избирателях в ТИК не предоставлялись. Представленные суду командирами в/ч № военный городок, в/ч №, №-я отдельная рота сопровождения воинских грузов, в/ч №, в/ч №, в/ч №, в/ч № подлинники частей списка избирателей сформированных в отдельные книги составлены и сформованы в соответствии с требованиям действующего законодательства: при представлении сведений об избирателях по форме, установленной для вкладного листа списка избирателей, заверены подписью командира воинской части, представившим сведения об избирателях и печатью воинской части, при этом законодательство не содержит требования об обязательном наличии подписи командира части и печати на каждом листе; каждая книга снабжена титульным листом с указанием порядкового номера книги и общего количества отдельных книг, на которые разделен список избирателей, и сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью участковой избирательной комиссии, подписью ее председателя и секретаря. Поскольку указанные книги являются частями списков избирателей по избирательным участкам № 250 (в/ч № военный городок), №270 (в/ч №, №я отдельная рота сопровождения воинских грузов) № 271 (в/ч №, в/ч №, в/ч №)доводы представителей заявителя об обязательном наличии подписи председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии с указанием даты внесения подписей и печати территориальной избирательной комиссии не основаны на законе. В соответствии с ч.7 ст.72 Избирательного кодекса Приморского края, при получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня. Таким образом, наличие подписи избирателя в соответствующем списке избирателей при отсутствии заявлений (жалоб) самих избирателей о том, что им не выдан бюллетень, является доказательством того, что он получил на руки соответствующий избирательный бюллетень, в связи с чем доводы заявителя о том, что из 50 военнослужащих расписавшихся в списках избирателей избирательные бюллетени получили только 20, не соответствует действительности. Довод заявителя, о том, что в голосовании по выборам в Законодательное Собрание Приморского края по одномандатному округу №5 принимали участие работники ФГУП «СУ №701 при Спецстрое России» опровергается материалами дела. Так, согласно списков избирателей по избирательному участку №279 (книга 6) и списка избирателей, работающих на объекте саммита АТЭС «Снеговая падь» и находящихся по месту пребывания в г.<адрес>, предоставленных руководителем организации, указанные избиратели получили бюллетени и приняли участие в голосовании на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и на выборах Законодательного Собрания Приморского края по пропорциональной избирательной системе (те из них, кто проживает в Приморском крае), избирательные бюллетени по выборам депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному округу № 5 ни один из работников ФГУП «СУ №701 при Спецстрое России» не получил, что подтверждается отсутствием подписи избирателя в соответствующей графе списка избирателей, а также сравнением официально опубликованных итогов голосования по данному избирательному участку на трёх видах выборов. На выборах депутатов Государственной Думы проголосовало 1014 избирателей (в том числе 33 по открепительным удостоверениям), на выборах депутатов Законодательного Собрания Приморского края по пропорциональной избирательной системе 955 (в том числе 32 по открепительным удостоверениям), а по одномандатному избирательному округу № 5 - 932 (в том числе 10 по открепительным удостоверениям). В соответствии с абз.2 п.2 ст.28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» грубым дисциплинарным проступком является самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы. Часть 14 статьи 72 Избирательного кодекса Приморского края запрещает предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей только кандидатам, избирательным объединения, доверенным лицам, уполномоченным представителям, организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица, иным физическим или юридическим лицам, действующим по их поручению, в связи с чем, организация командованием войсковых частей доставки военнослужащих на военных автомобилях не является нарушением закона. Нахождение на территории избирательных участков командиров вместе с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, а также руководство организацией процесса голосования в части направления к месту получения бюллетеней, в кабинки для голосования и к стационарным ящикам для голосования не является нарушением закона, не свидетельствуют, при отсутствии жалоб военнослужащих при тайном голосовании, о нарушении принципа добровольности и принуждении к участию в голосовании. Вынос бюллетеней для голосования за пределы избирательного участка не является нарушением действующего избирательного законодательства. Довод заявителя о зафиксированных наблюдателями вспышках фотокамер в кабинках для голосования при фотографировании избирательных бюллетеней для последующего отчета перед вышестоящим начальником и свидетельствующих, по мнению заявителя, о нарушении принципов добровольности, как на участие в самих выборах, так и в выборе кандидатов, судом не принимается, поскольку при отсутствии жалоб избирателей на нарушение тайны голосования, объективно отсутствуют доказательства, что отмеченные вспышки являлись именно вспышками при фотографировании бюллетеней, их количество, а также цель такого фотографирования. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения и законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Учитывая указанные требования закона на Территориальную избирательную комиссию Перворечнского района возложена обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия лишь в пределах оснований принятия оспариваемого решения, что не исключает обязанность заявителя доказать наличие фактических обстоятельств, которые он указывает в качестве нарушений избирательного законодательства и то обстоятельство, что указанные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Объем представляемых суду доказательств определяется сторонами В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15.01.2002 г. и от 11.06.2002г. когда отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов. Согласно протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №5 на избирательном участке №250 за кандидата Серебрякова П.Ю. проголосовало 262 избирателя, за кандидата Вельгодского О.Н. проголосовало 233 избирателя, за кандидата Самойленко Р.Б проголосовало 175 избирателей, за кандидата Снежко И.И. проголосовало 128 избирателя; на избирательном участке №270 за кандидата Серебрякова П.Ю. проголосовало 499 избирателей, за кандидата Вельгодского О.Н. проголосовало 235 избирателей, за кандидата Самойленко Р.Б проголосовало 268 избирателей, за кандидата Снежко И.И. проголосовало 142 избирателя; на избирательном участке №271 за кандидата Серебрякова П.Ю. проголосовало 305 избирателей, за кандидата Вельгодского О.Н. проголосовало 241 избиратель, за кандидата Самойленко Р.Б проголосовало 172 избирателя, за кандидата Снежко И.И. проголосовало 118 избирателей; на избирательном участке №2279 за кандидата Серебрякова П.Ю. проголосовало 334 избирателя, за кандидата Вельгодского О.Н. проголосовало 246 избирателей, за кандидата Самойленко Р.Б проголосовало 168 избирателей, за кандидата Снежко И.И. проголосовало 139 избирателей. Доказательств нарушений избирательного закона, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, заявителем не представлено, Существенная суммарная разница между количеством голосов на избирательных участках № 250,270, 271, 279, поданных за кандидата Серебрякова и кандидата Вельгодского О.Н. (435 голосов) а также разница по отношению к другим кандидатам отражает действительную волю избирателей, проголосовавших на указанных избирательных участках. Руководствуясь ст. 13, 194-198 ГПК РФ суд р е ш и л: В удовлетворении требований Вельгодского <данные изъяты> о признании недействительными выборов депутата Законодательного Собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу №5 на избирательных участках №250,270,271,279 и отмене итогов голосования отказать Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г.Владивостока в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения. Председательствующий: