№2-594/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 февраля 2012г. Первореченский районный суд г. Владивостока в составе : председательствующего: судьи Симоновой Н.П. при секретаре: Матвеевой Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Люлина <данные изъяты> об оспаривании решений Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, возложении обязанности у с т а н о в и л: Люлин Е.Г. обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Департамента земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности на Департамент земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края предоставить земельный участок с кадастровым номером № № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес> в аренду на срок 10 лет для ведения дачного хозяйства в соответствии с ранее поданным заявлением от 12.10.2011 г. вх. № 29-30210 в течение 5 дней с даты принятия судебного решения. В судебном заседании представитель Люлина на заявленных требованиях настаивал, пояснил, что принятое Департаментом решение об отказе в предоставлении земельного участка по указанным в нем основаниями является незаконными, Люлин сам непосредственно не формировал земельный участок, он получил кадастровый паспорт в кадастровой палате на уже поставленный на кадастровый учет земельный участок. Кроме того, в соответствии со ст.85 ЗК и Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа предусмотрена возможность предоставления земельных участков в составе жилых зон в населенного пункта для садоводства и ведения дачного хозяйства. В судебное заседание представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд письменные возражения, в которых Департамент ссылается на то, что заявителем нарушен порядок обращения за предоставлением земельного участка т.к. утверждение проекта границ земельного участка, кадастровые работы и осуществление кадастрового учета осуществлены без обращения Департамента как уполномоченного органа по распоряжению земельными участками. Из ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ следует, что выбор земельных участков для садоводства осуществляется из числа земель, включенных в фонд перераспределения земель. Предоставление участков для садоводства за счет иных земель ФЗ № 66-ФЗ не предусмотрено. Испрашиваемые заявителями земельные участки расположены на землях населенных пунктов и не включены в фонд перераспределения земель. Согласно ст.1 муниципального правового акта от 11.04.2011 №302-МПА «Нормативы организации и застройки территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории города Владивостока» выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории города Владивостока, осуществляются в установленном законодательством порядке из фондов перераспределения земель города Владивостока. В силу ст. 81 ЗК РФ, ст. 14 ФЗ №66-ФЗ и ст.1 Нормативов №302-МПА для ведения дачного хозяйства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения и из фонда перераспределения земель, Департамент полагает, что отказ не противоречит указанным нормативным правовым актам и не ограничивает заявителя в праве на обращение с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 167, 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента. Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд полагает, что оспариваемые решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края является незаконным. 12.10.2011г. (вх. № 29-30210) Люлиным было подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №№ пл. <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес> для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства). 25.10.2011 г. письмом за № 29/06/02-09/19591 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка. В качестве оснований для отказа Департамент указал на выполнение заявителем кадастровых работ, государственного кадастрового учета земельного участка без обращения Департамента в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка, а также на то, что, по мнению Департамента, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Согласно ч.3, 4 ст.34 ЗК РФ в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». На основании ч.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Заявителем предоставлены кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка, который им не формировался, а был поставлен на кадастровый учет ранее, доказательств обращения Люлина в орган местного самоуправления и утверждения Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока Люлину Е.Г. проекта границ испрашиваемого земельного участка суду не представлено. Выдача заявителю в установленном порядке уполномоченным органом, осуществляющим кадастровый учет, кадастрового паспорта на ранее учтенный земельный участок не является нарушением порядка обращения за предоставлением земельного участка, в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка по этому основанию является незаконным. Кроме того, как было установлено в судебном заседании, заявитель не просил предоставить земельный участок в соответствии с ФЗ № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», он обращался в Департамент с заявлениями о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством на общих основаниях в соответствии действующим законодательством. Статьей 4 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрена одна из форм ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, для чего граждане могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. Указанная форма ведения дачного хозяйства не является единственно возможной, в связи с чем порядок предоставления земельных участков и выбор таких участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, установленный ст.13,14 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также «Нормативы организации и застройки территории садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г.Владивостока» №302-МПА не распространяются на правоотношения по предоставлению земельного участка для ведения дачного хозяйства при обращении гражданина, не являющегося членом дачного некоммерческого объединения, в порядке ст.34 ЗК РФ. Также не состоятелен довод Департамента о возможности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства в соответствии с п..2 ст.81 ЗК РФ только из земель сельскохозяйственного назначения, поскольку указанной нормой регулируется предоставление земель сельскохозяйственного назначения, для различных целей, в том числе, и для ведения дачного хозяйства, что не исключает предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства из земель иной категории, в том числе из земель населенных пунктов, если правилами землепользования и застройки предусмотрен такой вид разрешенного использования в той территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. В соответствии с п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным и др. В соответствии с п.2 ст.85 ЗК РФ, градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Согласно п.5 с.85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков (п.п.2 и 6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ), в состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (п.3 ст.35 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, исходя из положений земельного и градостроительного законодательства состав земель населенных пунктов устанавливается правилами землепользования и застройки, определяющими территориальные зоны и градостроительные регламенты для данных зон и правовой режим земельных участков, входящих в состав территориальных зон. В городе Владивостоке приняты и действуют Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные Решением Думы города Владивосток от 07.04.2010г. №462, которые в силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ, частей 2, 6 статьи 30 ГрК РФ определили правовой режим земель на территории Владивостокского городского округа. 14.10.2011г. в указанные Правила решением Думы г.Владивостока №742 внесены изменения (дополнения) - подп.1 п.1 ст.19 Правил дополнен зоной застройки индивидуальными жилыми домами, включающей территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (кодовое обозначение на Карте-Ж-4). В соответствии со ст.25.1 Правил (в ред. изменений от 14.10.2011г) к зоне Ж-4 отнесены территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (абз.2 п.1), а также установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2), согласно которых к основному виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка отнесено размещение индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства. Сведений и оснований для отказа в связи расположением испрашиваемых земельных участков в территориальной зоне, где ведение дачного хозяйства не является разрешенным видом использования, оспариваемое решения не содержит. При таких обстоятельствах, решение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края об отказе заявителю в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, по указанным в них основаниям, является не законными, в связи с чем суд обязывает Департамент в 5 дневный срок с момента вступления решения в законную силу решения суда рассмотреть в соответствии с действующим законодательством РФ заявление Люлина Е.Г о предоставлении земельного участка в аренду для ведения дачного хозяйства, которое может быть как положительным так и отрицательным при наличии иных, не исследованных при рассмотрении настоящего дела оснований для отказа. Руководствуясь ст.ст. 13,194-198, 258 ГПК, суд Решил : Признать решение Департамента земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края 25.10.2011г. № № об отказе Люлину <данные изъяты> в предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства незаконным. Обязать Департамент земельных отношений государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в 5 дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть в соответствии с действующим законодательством заявление Люлина <данные изъяты> от 12.10.2011г. вх. № 29-30210 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г<адрес> в аренду на срок 10 лет для ведения дачного хозяйства. На решение может быть подана жалоба в Приморский краевой в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения через Первореченский суд г.Владивостока. Председательствующий: