Дело № 2-2168/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владивосток 11 мая 2012 года Первореченский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего судьи Марченко О.С., при секретаре Малышевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>1, для дальнейшей эксплуатации жилого дома и хозяйственных построек, в том числе площадью 315 кв.м. в собственность, площадью 52 кв.м. и 150 кв.м. в аренду, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ дополнение к ранее поданному заявлению направил в Департамент дополнительные документы, в том числе и кадастровые паспорта земельных участков. По результатам рассмотрения письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на перечень документов, утвержденный приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку заявителем не представлен перечень всех строений и сооружений, расположенных на земельном участке, в том числе объектов, обозначенных на схеме расположения земельного участка «КН» и «МН». Дополнительно письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку они расположены во второй и третьей зоне округов санитарной охраны курортной зоны города Владивостока на побережье Амурского залива. Полагает, что решения Департамента противоречат земельному законодательству, нарушают права заявителя на получение испрашиваемых земельных участков. Просит признать незаконными оспариваемые решения Департамента, обязать Департамент принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемых земельных участков. В судебном заседании заявитель, представитель заявителя поддержали доводы жалобы, указав, что объект, обозначенный на схеме как «МН» является металлическим гаражом, объект, обозначенный как «КН» является хозяйственной постройкой - летней кухней, данное строение не капитальное: бутовый ленточный фундамент, кладка в один кирпич. Данные нежилые хозяйственные постройки отражены в техническом паспорте объекта недвижимости. Нахождение не испрашиваемых земельных участках хозяйственных построек, связанных с проживанием заявителя в части жилого дома, не препятствует в предоставлении земельного участка для дальнейшей эксплуатации части жилого дома. Анализ положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся 1 зоне округа санитарной охраны, а участки, входящие в состав 2 и 3 зон, не исключены из оборота, для них не установлен режим особой охраны, лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 33-ФЗ ограничение использования заключается в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте. В судебном заседании представитель Департамента требования заявителя не признал, указав, что заявителем к заявлению не приложены документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №. кроме того, земельный участок ограничен в обороте и не может быть представлен заявителю. Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Статьей 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 475. В соответствии с п. 8 указанного перечня необходимым является предоставлением заявителем сообщения, содержащего перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров. Из материалов дела следует, что указанное сообщение заявителем не представлено. Кроме того, согласно ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, ЗК РФ отнесены, в том числе участки в пределах особо охраняемых природных территорий (пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также установлено, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"). Согласно ст. 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, установлено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального значения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются особо охраняемыми природными территориями. Из пояснений Департамента испрашиваемые земельные участки входят в границы второй зоны санитарной охраны курортной зоны г. Владивостока, что не оспаривается заявителем. Следовательно, на основании пп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ спорный земельный участок, находящийся в пределах особо охраняемых природных территорий является ограниченным в обороте и в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление ФИО2 оставить без удовлетворения за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца через Первореченский районный суд г. Владивостока. Председательствующий: