граждаснкое дело 2314-12



                                                                                    Дело № 2-2314/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владивосток                                                              04 июня 2012 года

Первореченский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи Марченко О.С.,

при секретаре Малышевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению департамента дорожного хозяйства <адрес> об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по ФИО2 Владивостокского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО2 ВГО по возбуждению ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства, предметом исполнения которого является взыскание денежных средств в размере 2 863 900 рублей в пользу взыскателя ФИО5 с должника департамента дорожного хозяйства <адрес>, указав, что согласно Положению о департаменте дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па департамент является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление дорожным хозяйством <адрес> и регулирование правоотношений в данной сфере4 финансирование деятельности департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на руководство и управление дорожным хозяйством. Лицевой счет открыт департаменту в Отделении по Советскому и ФИО2 <адрес> Федерального казначейства по <адрес>, иными счетами, в том числе в кредитных учреждениях, департамент не обладает. Возбуждение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства, по которому департамент является должником, противоречит положениям п. 2 ст. 1 Закона РФ «Об исполнительном производстве», ст. 242.1, 242.4 БК РФ, в связи с чем просит признать незаконным и отменить указанное постановление.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявление, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Пояснила, что предъявленный к исполнению исполнительный лист в силу п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов, поскольку финансирование департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, иных счетов, кроме лицевого счета в УФК, у департамента не имеется.

Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что предъявленный в ОСП взыскателем исполнительный документ соответствовал требованиям статьи 13 Закона об исполнительном производстве. Для уточнения сведений об отсутствии счетов должника в кредитных организациях необходимо было возбудить исполнительное производство. В случае, если бы на основании поступивших ответов выявилось, что должник является бюджетным учреждением, исполнительное производство было бы прекращено на основании пп. 6 п. 2 ст. 43 ФЗ "Об исполнительном производстве". Согласно ответу, представленному Межрайонной ИФНС России по приморскому краю у должника кроме счета в ОФК МФ РФ по Советскому и ФИО2 имеются иные открытые счета: <данные изъяты>

Взыскатель в судебном заседании просил оставить довод жалобы без удовлетворения, указав, что предъявление им исполнительного листа в службу судебных приставов послужило причиной того, что департамент выплатил взыскиваемую сумму. До предъявления исполнительного листа он обращался в департамент, ему отказали в выплате, при этом не разъяснили, что департамент является бюджетным учреждением, исполнительный документ необходимо предъявить в казначейство.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ФИО2 ВГО от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника департамента дорожного хозяйства <адрес> в пользу взыскателя ФИО5 денежной суммы в размере 2 863 900 рублей.

В ст. 1 Закона РФ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, ФИО1, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, судебные акты, которыми ФИО1, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязываются передать физическим и юридическим лицам денежные средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, исполняются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, процедура исполнения установлена главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с. п. 1 ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о департаменте дорожного хозяйства <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -па, департамент является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление дорожным хозяйством <адрес> и регулирование правоотношений в данной сфере. Пунктом 6 указанного положения установлено, что финансирование деятельности департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на руководство и управление дорожным хозяйством.

Согласно сведениям, представленным судебному приставу-исполнителю Межрайонной ИФНС России по <адрес>, департамент дорожного хозяйства <адрес> имеет следующие счета: <данные изъяты>     

Таким образом, исполнение решения суда в данном случае должно осуществляться в соответствии с положениями БК РФ.

Вместе с тем, статья 13 Закона РФ «Об исполнительном производстве» содержит обязательные требования, предъявляемые к исполнительным документам.

В силу части 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Из материалов дела следует, что исполнительный документ, поступивший на исполнение к судебному приставу-исполнителю, соответствовал требованиям, предъявляемым статьей 13 Закона об исполнительном производстве.

К заявлению о возбуждении исполнительного производства, направленному взыскателем в отдел судебных приставов, сведения об отсутствии у должника счетов, открытых в учреждении Банка России или кредитной организации, приложены не были.

Поскольку исполнительный документ, поступивший на исполнение, соответствовал требованиям статьи 13 Закона об исполнительном производстве и на момент его получения у судебного пристава-исполнителя не имелось достоверных сведений об отсутствии у должника счетов, открытых в учреждении Банка России или кредитной организации, то судебный пристав-исполнитель правомерно вынес постановление о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с пунктами 2 и 11 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, содержащей перечень исполнительных действий, в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, получать от них объяснения, информацию, справки; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию.

Следовательно, запрос у налогового органа, банка или должника информации о наличии или отсутствии у бюджетного учреждения банковского счета является исполнительным действием и может осуществляться только в рамках исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель, получивший в отношении должника, являющегося бюджетным учреждением, исполнительный лист без сведений об отсутствии счетов в учреждении Банка России или кредитных организациях, не может отказать в возбуждении исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, судебный пристав правомерно вынес оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства, которое соответствует Закону об исполнительном производстве.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление департамента дорожного хозяйства <адрес> об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по ФИО2 Владивостокского городского округа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение 1 месяца.

Председательствующий: