Именем Российской Федерации 15 августа 2012 г. Первореченский районный суд г.Владивостока в составе: Председательствующего: судьи Симоновой Н.П. при секретаре: Матвеевой Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бакаленко <данные изъяты>, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Бакаленко <данные изъяты> к Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, прекращении права собственности у с т а н о в и л: Истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. Согласно извещению № № от 02.11.2010 года Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Решения № № от 24.01.2012 года начальника ФГУ «Востокрегионжилье» Бакаленко А.В. выделена <данные изъяты> квартира <адрес> на состав семьи три человека: Бакаленко А.В., его жене Бакаленко С.В. и сыну Бакаленко В.А. (1998 г.р.). 24.01.2012 года с Бакаленко А.В. заключен договор социального найма в отношении квартиры <адрес> на состав семьи три человека: Бакаленко А.В., Бакаленко С.В., Бакаленко В.А. С 28.02.2012 года Бакаленко А.В. и члены его семьи зарегистрированы в вышеуказанной квартире. При заключении с истцом договора социального найма лицом, уполномоченным собственником на заключение указанного договора на стороне наймодателя являлось Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ), согласно выписки из ЕНРП на недвижимое имущество собственником указанной квартиры является Российская Федерация, а право оперативного управления, в соответствии с Приказом Министерства Обороны Российской Федерации № 246 от 24.02.2011 года закреплено за ФГУ «Специализированное ТУИО» Министерством Обороны Российской Федерации. Поэтому Бакаленко А.В. в соответствии с требованиями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1, обратился в марте 2012 года в ФГУ «СТУИО» МО РФ с просьбой заключения с ним договора передачи в собственность занимаемого его семьей жилого помещения в порядке приватизации, однако в апреле 2012 года получил ответ, что Министерство Обороны Российской Федерации в лице ФГУ «СТУИО» МО РФ не возражает против оформления в собственность квартиры <адрес> при наличии договора социального найма и всех подтверждающих их право документов, но так как в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность - признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. Истцы просят признать за ними право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое по договору социального найма жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, либо другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует истцам реализовать гарантированное Законом право на приватизацию. В судебном заседании представитель истцов требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, пояснила, что ранее Бакаленко и его сын в приватизации не участвовали, супруга нотариально выразила отказ от участия в приватизации квартиры. Отсутствие механизма приватизации в Министерстве обороны лишает их возможности реализовать право на приватизацию квартиры. Просила признать за Бакаленко и его несовершеннолетним сыном право общей долевой собственности - по 1/2 доле в праве за каждым в порядке приватизации на квартиру по адресу: г.<адрес> прекратив право собственности Российской Федерации на указанную квартиру. Представитель ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, согласно которого не возражает против удовлетворения требований о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации при условии предоставления всех документов, подтверждающих право на квартиру и просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лег приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 «... Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз...». В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. № 1541-1 «...Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. В соответствии с «Правилами предоставления военнослужащим - гражданам РФ, обеспеченными на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно» утвержденными постановлением Правительства от 29.06.2011 № 512 жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы, которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов. В соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 1550 от 2010г. «Об организации в Минобороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями», на Департамент имущественных отношений Минобороны России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России). Уставом ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России предусмотрены следующие основные виды деятельности: учет федерального недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением; оформление и государственная регистрация прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленное за Учреждением; внесение или исключение из реестра федерального имущества недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением; инвентаризация недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением; формирование предложений по использованию недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением; проверка использования по назначению и сохранности недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленного за Учреждением. По решению Министра обороны Российской от 09.12.2010г. вновь приобретаемый и вводимый жилой фонд (квартиры) закрепляется на праве оперативного управления за ФГУ «Специальное ТУИО» Минобороны России. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Росреестра по Приморскому краю зарегистрировано право собственности Российской Федерации на спорную квартиру. В судебном заседании установлено, что 24.01.2012 года с Бакаленко А.В. заключен договор социального найма № № на квартиру по адресу г.<адрес> на состав семьи 3 человека: наниматель Бакаленко А.В., супруга Бакаленко С.В., сын Бакаленко В.А. (1998 года рождения). В материалах дела представлено нотариальное согласие Бакаленко С.В. о приватизации членами её семьи предоставленной квартиры и отказ от своего права на приватизацию квартиры <адрес> В качестве лица, уполномоченного собственником на стороне наймодателя по договору социального найма выступало Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на основании доверенности Министерства обороны РФ от 11.05.2011 №207/248д. В соответствии со ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Истцы обращались к ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации. В итоге получил ответ из ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о том, что в Министерстве обороны РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, в связи с чем признание права собственности на занимаемое помещение возможно только в порядке гражданского судопроизводства. Министерство Обороны Российской Федерации в лице ФГУ «СТУИО» МО РФ не возражает против оформления в собственность Бакаленко А.В. и члену его семьи жилого помещения по адресу: г. <адрес> в порядке приватизации при наличии договора социального найма и всех подтверждающих право документов. Согласно выписки из послужного списка старшего сержанта контрактной службы Бакаленко А.В. последний был призван на военную службу 25.10.1983 года Хасанским районным военным комиссариатом Приморского края, в период с <данные изъяты> года был курсантом в <данные изъяты>; с <данные изъяты> года проходил службу в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года уволен в запас по окончанию срока службы (<данные изъяты>), далее призван на военную службу по контракту пр. Хасанским РВК № № от 24.06.1993 года. В период с ДД.ММ.ГГГГ года командир отделения в Войсковой части <данные изъяты>, с. <адрес>. 24.06.1996 года уволен в запас по окончанию срока службы пр.ком. в\части № № № от 07.06.1996 года. Далее проходил военную службу в Войсковой части <данные изъяты>, <адрес>, по контрактам, заключенным на три года от: 15.07.1996 года ( <данные изъяты> ), 15.07.1999 года ( с <данные изъяты>), 15.07.2002 года ( <данные изъяты>). По контракту от 15.07.2007 года ( <данные изъяты>) до наступления предельного возраста проходит службу до настоящего времени в Войсковой части <данные изъяты>, <адрес> Согласно отметок в паспорте, подтвержденных выписками формы 10 Бакаленко А.В. и члены его семьи были зарегистрированы в служебном помещении Войсковой части № по <адрес> по 03.04.2012 года ( Бакаленко А.В. с 6.12.1981 года, Бакаленко С.В. с 1994 года, Бакаленко В.А. с 1998 года), с 28.02.2012 года в квартире <адрес> по настоящее время. Согласно представленных справок ФГУП «Ростехинвентаризации -Федеральное БТИ» филиал по Приморскому краю (производственный участок по хасанскому муниципальному району отделения № 1 №1\214 от 03.04.2012 года), Управления Росреестра по Приморскому краю №25-0-1-81\4201\2012-181 от 09.04.2012 года и справки Администрации Хасанского района Приморского края управления по распоряжению землями и муниципальным имуществом № 3374 от 09.06.2012 года - Бакаленко А.В. и его сын Бакаленко В.А. право на участие в приватизации жилых помещений не использовали. Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993г. (редакция Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009г.) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким заявлением. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передавать в собственность квартиры в порядке приватизации, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает право истцов, предусмотренное ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации в котором им не может быть отказано в силу закона. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым прекратить право собственности Российской Федерации и признать за истцами право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», решение суда будет являться основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Руководствуясь ст.ст.13, 197-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру по адресу: г. <адрес>. Признать за Бакаленко <данные изъяты> и Бакаленко <данные изъяты> право общей долевой собственности - по 1/2 доле в праве за каждым в порядке приватизации на квартиру по адресу: г. <адрес> Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока. Председательствующий: