Дело № 2-3287/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Владивосток 17 августа 2012 года Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Марченко О.С., при секретаре Малышевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>, У С Т А Н О В И Л: Заявитель обратилась с заявлением об оспаривании действий государственного органа, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет двух земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м каждый, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. Департамент в установленные законом сроки решений по заявлениям не принял, в связи с чем она обратилась в суд. Решением Первореченского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ бездействие Департамента признано незаконным, после чего Департамент, рассмотрев ее заявления, отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Решением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанные отказы признаны незаконными. Во исполнение решения суда Департамент направил ее заявления Управлением градостроительства и архитектуры администрации <адрес> для рассмотрения возможности утверждения схем расположения двух земельных участков. В установленный законом срок Управление Градостроительства и архитектуры администрации <адрес> решение принято не было, в связи с чем заявитель вновь вынуждена была обращаться в суд, оспаривая бездействие Управления. Распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ утверждены схемы расположения двух земельных участков, заявителем осуществлены кадастровые работы, участки поставлены на кадастровый учет, кадастровые паспорта направлены заявителем в Департамент ДД.ММ.ГГГГ Департамент в установленные сроки решения не принял, решением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бездействие Департамента признано незаконным. Отказ Департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительный ответ от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконным решением Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, при отсутствии полномочий. в нарушение порядка рассмотрения заявлений, заместитель директора департамента ДД.ММ.ГГГГ повторно рассмотрел обращения заявителя о предоставлении двух земельных участков, отказав в предоставлении, дополнительно к ответам Департамента от ДД.ММ.ГГГГ. сообщив, что испрашиваемые участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков для ведения дачного хозяйства и садоводства согласно решению Думы <адрес> от 14.10.1г. 3 742 «О внесении изменений в приложение к решению Думы г. Владивостока от 07.04.10г. № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» не предусмотрено. Не согласившись с данными ответами от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Интернет-приемную администрации Президента РФ с жалобой. Из администрации Президента РФ жалоба была направлена в прокуратуру <адрес>. Из прокуратуры <адрес> направлена для рассмотрения по существу директору Департамента. Директор Департамента жалобу по существу не рассмотрел, а вынес новое решение, указав, что руководствуясь действующим законодательством, предоставить заявителю земельные участки не представляется возможным. В соответствии с п. 6.4 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес>, для целей, не связанных со строительством, при поступлении ее жалобы из прокуратуры директор департамента должен был проверить законность и обоснованность принятых заместителем директора департамента ДД.ММ.ГГГГ решений. Которые заявитель оспаривала, а не принимать самостоятельное решение, обязан был проверить также полномочия заместителя директора департамента. Соблюдение процедуры и порядка рассмотрения заявлений. Кроме того, заявления о предоставлении земельных участков были поданы ДД.ММ.ГГГГ, то есть в случае своевременного рассмотрения департаментом заявлений вопрос о представлении земельных участков мог быть решен положительно, поскольку до внесения изменений в Правила, в территориальной зоне, где расположены испрашиваемые земельные участки, допускалось ведение дачного хозяйства. Заявитель не должна претерпевать какие-либо неблагоприятные последствия бездействия Департамента и УГА, не рассмотревших в установленный законом срок заявлений о предоставлении земельных участков и последствия незаконных действий Департамента по отказу в предоставлении участков. Просит признать незаконным решение директора Департамента, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обязать директора Департамента в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу жалобу заявителя, направленную ДД.ММ.ГГГГ в Интернет-приемную администрации Президента РФ и поступившую из прокуратуры <адрес> в Департамент. Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении. Представитель Департамента в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что принятое директором Департамента решение по жалобе заявителя, поступившей из прокуратуры <адрес> рассмотрена по существу. В удовлетворении жалобы отказано, что подтверждается подробным ответом на жалобу с указанием на то, что не представляется возможным предоставить заявителю испрашиваемые земельные участки. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет двух земельных участков ориентировочной площадью 2 500 кв.м каждый, расположенных по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для целей не связанных со строительством, для ведения дачного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась в администрацию Президента РФ, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Департамент сроки рассмотрения заявлений не соблюдал, а также незаконно отказывал ей в предоставлении земельных участков, что подтверждается решениями судов. Непредставление Департаментом испрашиваемых земельных участков нарушают ее права и законные интересы. Из материалов дела следует, что указанное выше обращение заявителя в администрацию Президента РФ было направлено для рассмотрения в прокуратуру <адрес>, которая ДД.ММ.ГГГГ перенаправила его для рассмотрения по существу в Департамент. ДД.ММ.ГГГГ Департамент, рассмотрев поступившую из прокуратуры <адрес>, жалобу заявителя на решения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, отказал в удовлетворении жалобы, указав на невозможность предоставления испрашиваемых заявителем земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж-1, где размещение земельных участков для ведения дачного хозяйства не предусмотрено. Суд полагает, что указанный ответ является отказом в удовлетворении жалобы ввиду ее необоснованности, поскольку оспариваемый заявителем в жалобе отказ, выраженный в письмах Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, был мотивирован именно нахождением участков в данной территориальной зоне. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств. Послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. Органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 г. N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в указанные правила внесены изменения. В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Статьей 7 указанного Кодекса произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территории зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок входит в состав зоны Ж-1 - зона индивидуальной жилой застройки. В соответствии с решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 № 742 «О внесении изменений в приложение к решению Думы города Владивостока от 07.04.2010 № 462 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа» размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства и садоводства в зоне Ж-1 не предусмотрено. На день рассмотрения Департаментом жалобы действовали правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в редакции Решения Думы г. Владивостока № 742 от 14.10.2011г., были обязательны для Департамента к применению при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков. Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд оказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Департамента вынесено в рамках закона и отмене не подлежит, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца через Первореченский районный суд г. Владивостока. Председательствующий