РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Первомайское 23.08.2011 г. Первомайский районный суд Томской области в составе судьи Чубукова В.В. при секретаре Мячиной Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента по социально – экономическому развитию села Томской области к Халиковой О.В. о взыскании денежных средств, УСТАНОВИЛ: Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области обратился с исковым заявлением к Халиковой О.В.о взыскании денежных средств в сумме 885000 рублей, указывая, что в период с /..../ по /..../ Халикова О.В., имея умысел на хищение бюджетных средств по Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», умышленно предоставила в Администрацию /..../ документы, содержащие ложные сведения о ее работе в /..../, чем ввела в заблуждение сотрудников Администрации и незаконно в период с /..../ по /..../ получила социальные выплаты – субсидию из бюджетных средств в сумме 885000 рублей, которые использовала в собственных интересах – приобрела квартиру /..../, расположенную по /..../ /..../, чем причинила Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области, являющемуся главным распорядителем бюджетных средств по программе «Социальное развитие села до 2010 года», ущерб в размере 885000 рублей. Представитель истца Марарь В.Д., действующий на основании доверенности № /..../ от /..../ в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд считает возможном в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии представителя истца. В судебном заседании 06.07.2011г. представитель истца пояснил, что Халикова получила на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета 379000 рублей, за счет средств бюджета Томской области 506000 рублей. Распределителем денежных средств является Департамент по социально-экономическому развитию села. Деньги были перечислены в качестве субсидии, зачислялись в бюджет района и возврату не подлежали. Представитель департамента финансов Томской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможном рассмотреть дело в отсутствии представителя истца. Ответчик Халикова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что является молодым специалистом, ей положена субсидия на приобретение жилья. В /..../ году она устроилась на работу в /..../, у нее был маленький ребенок, она появлялась в /..../ редко, 1 час в неделю. Был заключен четырехсторонний договор /..../ между Администрацией /..../, /..../ и /..../ /..../. Администрация подавала списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, /..../ являлся застройщиком, /..../ была заинтересована в ее работе. Департамент по социально-экономическому развитию села не являлся стороной договора, он является распределителем денежных средств. Она обязана отработать в сельской местности пять лет. Деньги были использованы по целевому назначению, она работает в бюджетной сфере, никуда не уехала, условия по договору соблюдает, сейчас проживает в квартире. Департамент по социально-экономическому развитию села просит вернуть деньги, в случае возврата она может повторно воспользоваться программой, за данную квартиру она платит кредит. В соответствии с возражениями Халиковой О.В. на исковое заявление она изъявила желание работать в сельской местности, постоянно проживает и зарегистрирована в /..../, трудоустроена на постоянное место работы /..../ /..../, находящемся в /..../. Ее место работы, место жительства, а также возраст дают ей право воспользоваться программой «Социальное развитие села до 2012 года». Денежные средства были использованы по целевому назначению, приобретена квартира в /..../. На основании договора от /..../ между Администрацией /..../, /..../, /..../ /..../ и Халиковой О.В., последняя оплатила стоимость имущества, приняла его. Она взяла на себя обязательства отработать не менее пяти лет у работодателя. Квартира приобретена на средства федерального бюджета в размере 379000 рублей, за счет средств Томской области 506000 рублей. Так же она внесла собственные средства в размере 30 % от стоимости квартиры, стоимость квартиры составляет 1391523 рубля. Департамент по социально-экономическому развитию села является распорядителем только денежных средств областного бюджета, требовать всю сумму оснований нет. Право на истребование денежных средств имеет орган местного самоуправления в лице Администрации /..../. Указанная квартира единственное жилье ее семьи, продать квартиру она не может, так как квартира находится в долевой собственности ее семьи, в том числе и малолетней дочери. Цена и условия договора купли-продажи были предложены Департаментом. В случае полной оплаты квартиры за ее счет будут нарушены права на предоставление ей жилья как молодому специалисту в сельской местности, так как одно из условий – признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право молодого специалиста на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе молодого специалиста и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если молодой специалист в срок, не превышающий шесть месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности. Имеются все условия для сохранения права на предоставление социальных выплат на приобретение жилья по программе «Социальное развитие села до 2013 года». Заслушав объяснения сторон, суд удовлетворяет требования истца по следующим основаниям. В соответствии с подп. «б» п. 39, п. 40 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ № 144 от 05.03.2008г., подп. «б» п. 26, п. 27 постановления Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», действующего в 2008 году, право на получение социальных выплат имеет молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования,-в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодым специалистом могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала). Под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. Согласно заявлению Халиковой О.В. в Администрацию /..../ от /..../ Халикова О.В. просит включить ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия планирует улучшить путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома. К заявлению приложила копию трудового договора с работодателем. Исходя из паспорта Халиковой О.В. /..../ № /..../, выданного территориальным пунктом УФМС России по /..../, она зарегистрирована по адресу /..../ /..../ Согласно выписке из домовой книги Администрации /..../ № /..../ от /..../ Халикова О.В. проживает по месту регистрации: /..../ На основании трудовой книжки /..../ № /..../, с датой заполнения /..../, Халикова О.В. с /..../ принята /..../, откуда уволена /..../ С /..../ принята на должность /..../ /..../. Исходя из выписки из протокола заседания рабочей группы Администрации /..../ № /..../ от /..../ Халикова О.В. признана участником подпрограммы «Социально-экономическое развитие села до 2012 года». В соответствии с договором от /..../, заключенным между /..../, /..../, именуемой «Работодатель», /..../, именуемым «Подрядчик» и участником Халиковой О.В. предметом указанного договора является содействие администрации участнику в реализации права использования социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858, Подрядчик обязуется построить многоквартирный дом и после получения Администрацией разрешения на ввод в эксплуатацию этого многоквартирного дома передать объект долевого строительства Участнику, Участник обязуется уплатить обусловленную цену договора и принять Объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома. Согласно п. 2.2. данного договора цена договора составляет 1391523 рубля, оплата производится следующим образом: 379000 рублей за счет федерального бюджета, 506000 за счет областного бюджета, свидетельства о предоставлении социальной выплаты № /..../ от /..../, собственных средств участника в размере 506523 рубля. Объект долевого строительства расположен по адресу /..../ /..../. На основании листа согласования от /..../ согласован проект договора № /..../ от /..../, дополнительное соглашение к нему от /..../, акт приема- передачи жилого помещения от /..../ на использование социальной выплаты на жилье между /..../, /..../ и Халиковой О.В. Исходя из свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № /..../ от /..../ Халикова О.В. является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В соответствии с условиями Программы ей предоставлена социальная выплата в размере 885000 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 379000 рублей, средств бюджета субъекта РФ в размере 506000 рублей. Согласно реестру перечисления средств участникам мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов и семей, проживающих в сельской местности по /..../ по состоянию на /..../ Халиковой О.В. по свидетельству № /..../ от /..../ перечислено 885000 рублей, в том числе из федерального бюджета молодому специалисту 379000, из областного бюджета 506000 рублей. В соответствии с платежным поручением № /..../ от /..../ Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области перечислил в финансово-экономическое управление Администрации /..../ 3600000 рублей субсидии за /..../ год на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». На основании платежного поручения № /..../ от /..../ финансово-экономическое управление Администрации /..../ перечислило на счет Халиковой О.В. 379000 рублей на выполнение мер по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года на обеспечение жильем молодого специалиста, проживающего в сельской местности согласно договору от /..../ В соответствии с договором о банковском счете для обслуживания государственных программ от /..../, заключенным между банком и распорядителем счета Халиковой О.В., банк открывает на имя распорядителя счета счет, на который в установленный срок будет перечислена предоставленная распорядителю счета сумма субсидии на приобретение жилого помещения, размер субсидии составляет 885000 рублей. Согласно акту приема-передачи жилого помещения от /..../ администрация /..../ передала в общую долевую собственность Халиковой О.В. жилое помещение, расположенное по адресу: /..../. Приговором Первомайского районного суда Томской области от /..../ Халикова О.В. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ – мошенничества – хищения денежных средств федерального бюджета и бюджета Томской области, главным распорядителем которых по программе «Социальное развитие села до 2012 года», согласно закону об областном бюджете, является департамент социально-экономического развития села Томской области в размере 885000 рублей. Данным приговором было установлено, что /..../ Халикова О.В. предоставила в Администрацию /..../ заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий, копию трудового договора и других документов, необходимых для получения субсидии, содержащих ложные сведения о том, что она с /..../ работает в /..../, является молодым специалистом, хотя в действительности не являлась молодым специалистом, не имела права на субсидию, и путем обмана получила свидетельство № /..../ от /..../ о предоставлении социальной выплаты в размере 885000 рублей, на основании которого /..../ получила бюджетные средства в указанной сумме на лицевой счет, открытый на свое имя в отделении банка, которые перечислила /..../ в /..../ за приобретенную квартиру, расположенную по адресу /..../. Впоследствии, не приступив к работе в /..../, не будучи молодым специалистом, /..../ получила свидетельство о регистрации права собственности на указанную квартиру. В соответствии с ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Факт причинения вреда Халиковой О.В. Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области в размере 885000 рублей установлен приговором суда от /..../, а также подтвержден перечисленными выше доказательствами. Таким образом, с Халиковой О.В. подлежат взысканию денежные средства в размере 885000 рублей. Довод Халиковой О.В.о том, что ее право на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья сохраняется, так как она трудоустроена на постоянное место работы в /..../, не принимается судом. Одним из существенных условий заключения договора от /..../ является наличие у участника договора права использования социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858. На момент заключения договора Халикова О.В. таким правом не обладала, представив ложные сведения о том, что является молодым специалистом, нарушив тем самым п. 26 постановления Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Следовательно, указанный договор не соответствует требованиям законодательства В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Таким образом, договор от /..../, заключенный между Администрацией /..../, /..../, /..../ и Халиковой О.В., недействителен с момента его заключения. Довод ответчицы о том, что у Департамент по социально-экономическому развития села не являлся стороной договора, у него нет права на истребование денежных средств, такое право имеет орган местного самоуправления в лице Администрации /..../, противоречит действующему законодательству. В соответствии с п.п. 5, 8, 12, 13 Правил предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных законом Томской области от 19 февраля 2004 г. N 30-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2012 года", распределение субсидий между муниципальными образованиями Томской области осуществляется Комиссией Департамента по социально- экономическому развитию села Томской области в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете. Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенного между Департаментом по социально-экономическому развитию села Томской области и органом местного самоуправления муниципального образования соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий. В случае несоблюдения органом местного самоуправления муниципальных образований обязательств, предусмотренных соглашением и сроков представления установленной отчетности Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области вправе приостановить перечисление субсидии, о чем информирует муниципальные образования с указанием причин и необходимого срока устранения нарушений. В случае прекращения потребности в субсидиях Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области на основании письменного обращения муниципального образования вправе перераспределить неиспользованный объем субсидий между бюджетами муниципальных образований, которые имеют право на получение субсидий. Таким образом, главным распорядителем денежных средств по программе «Социальное развитие села до 2012 года» является Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области. При решении вопроса о бюджете, в который необходимо зачислить денежные средства, подлежащие взысканию с Халиковой О.В., суд руководствуется следующим. Согласно п. 3.1 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009г. № 79, в случае использования субсидий не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в доход федерального бюджета в порядке, установленном законодательством РФ. Принимая во внимание, что при подаче заявления о включении Халиковой О.В. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий ответчица ввела в заблуждение Администрацию /..../ относительно своего статуса как молодого специалиста, денежные средства в размере 885000 рублей, в том числе 379000 рублей из средств федерального бюджета, ей были выделены на мероприятия по улучшению жилищных условий, выделение указанных средств не может рассматриваться судом как нецелевое использование субсидии. Следовательно, указанные денежные средства не подлежат возврату в доход федерального бюджета. Исходя из смысла п. 10 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ № 144 от 05.03.2008г. остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном настоящими Правилами. Таким образом, денежные средства в размере 885000 рублей, том числе 379000 рублей, выделенные из средств федерального бюджета, которые суд взыскивает с Халиковой О.В., подлежат зачислению в бюджет Томской области. Суд также взыскивает с ответчицы государственную пошлину за рассмотрение искового требования истца по следующим основаниям. В силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. На основании п. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1000000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200000рублей. Исходя из цены иска 885000 рублей, с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 12050 рублей в бюджет муниципального образования /..../ район Томской области. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск удовлетворить. Взыскать с Халиковой О.В. в пользу Департамента по социально – экономическому развитию села Томской области сумму 885000 рублей с зачислением в бюджет Томской области. Взыскать с Халиковой О.В. в бюджет муниципального образования /..../ район Томской области государственную пошлину в сумме 12050 рублей. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области в течение 10 дней. Судья Чубуков В.В.