Решение по делу №2-289/2011 вступило в законную силу 01.02.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Первомайское 27 декабря 2011 года

Первомайский районный суд Томской области в составе

судьи Чубукова В.В.

с участием помощника прокурора Иванова С.А,

при секретаре Мячиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района к МО «Первомайское сельское поселение» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района обратился в суд в интересах Лысенко В.В. к МО «Первомайское сельское поселение» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указывая, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» Лысенко В.В., /..../ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, п.п. 2, 3 ст. 15 названного Закона Томской области дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. /..../. Постановлением Главы администрации /..../ района от /..../ № /..../ Лысенко В.В. был определен в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «/..../», где воспитывался с /..../ по /..../ годы. П. 2 указанного постановления за Лысенко В.В. была закреплена квартира по адресу: /..../, которая принадлежит на основании договора дарения Щ.Л. с /..../. В связи с тем, что за Лысенко В.В. данным постановлением жилое помещение было закреплено незаконно, он не мог быть поставлен на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении. По результатам рассмотрения протеста прокурора от /..../ п. 2 постановления Главы администрации /..../ района от /..../ № /..../ отменен.

С /..../ года Лысенко В.В. обучался в Областном государственном образовательном учреждении «/..../ № /..../», обучение не закончил, /..../. На основании постановления Главы администрации Первомайского сельского поселения от /..../ № /..../ № /..../ признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет. В настоящее время Лысенко В.В. не обеспечен жилым помещением, вынужден снимать квартиру в /..../. /..../ мать Лысенко В.В. /..../, отец умер /..../

Постановлением администрации Первомайского сельского поселения от 22.04.2010г. № 52 «Об установлении расходных обязательств муниципального образования Первомайского сельского поселения» предусмотрено, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением осуществляются администрацией Первомайского сельского поселения. Решением Совета Первомайского сельского поселения от 22.12.2006г. № 86 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 17,0 квадратных метров общей площади на гражданина.

Со ссылкой на ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Закон Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, ст. 5 закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» просит обязать администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» предоставить Лысенко В.В., /..../ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17 квадратных метров общей площади за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Материальный истец Лысенко В.В., представитель третьего лица – Администрации Томской области в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным.

Представитель ответчика Пальцева О.С., действующая на основании доверенности от /..../, исковые требовании признала, о чем представила суду письменное заявление.

Согласно отзыву представителя ответчика на исковое заявление Лысенко В.В. обратился в Администрацию Первомайского сельского поселения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с отсутствием у него жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности. К заявлению приложена справка о том, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и не имеет закрепленной жилой площади на территории Первомайского района. Администрацией издано постановление № /..../ от /..../ о принятии на учет Лысенко В.В. и о постановке на льготную очередь. С заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди Лысенко В.В. не обращался. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» информацию в департамент по вопросам семьи и детей Томской области о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в четвертом квартале 2011 года необходимо представить до 10 января 2012 года. По запросу Администрации Первомайского района от 15.11.2011 года предоставлена информация о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных в обеспечении жилыми помещениями и имеющими право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями в 2012 году на территории Первомайского сельского поселения, в которой по № /..../ значится Лысенко В.В. Администрация Первомайского сельского поселения может приобрести жилое помещение по норме предоставления в собственность муниципального образования за счет субвенции, свободного жилья муниципальное образование не имеет.

В соответствии с отзывом представителя третьего лица – Администрации Томской области в случае, если средств субвенции, предусмотренной Законом Томской области от 28.12.2010г. № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» недостаточно для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства по обеспечению жилыми помещениями. В определении Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. по делу № 250-О-П указано, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В материалах дела отсутствуют справка из ФГУП «Ростехинвентаризация», справка о постановке на учет Лысенко В.В. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, с указанием очереди на 2011 год, сведения о занятости Лысенко В.В. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Лысенко В.В.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 указанного закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 15 закона Томской области от 19.08.1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц, предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Исходя из паспорта серии 6908 № /..../, выданного /..../, Лысенко В.В. родился /..../.

/..../.

Отец Лысенко В.В. – Л.В. умер /..../, что подтверждается свидетельством о смерти № /..../ № /..../, выданным /..../

Постановлением Главы администрации /..../ от /..../ № /..../ Лысенко В.В. определен в /..../ на полное государственное обеспечение.

/..../

/..../

Постановлением Главы администрации /..../ от /..../ № /..../ Лысенко В.В. выделена путевка в /..../. П. 2 указанного постановления за Лысенко В.В. закреплена жилая площадь по адресу /..../.

В соответствии с протестом прокурора /..../ района от /..../, постановлением администрации /..../ района от /..../ № /..../ отменен п. 2 постановления Главы администрации /..../ района от /..../ № /..../.

В соответствии со справками отдела опеки и попечительства администрации /..../ района от /..../, /..../ Лысенко В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленной жилой площади на территории Первомайского района не имеет.

/..../

Согласно уведомлениям Асиновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от /..../, /..../ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Лысенко В.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, сделках, совершенных с жилыми помещениями за период с /..../ по /..../

В соответствии со справкой Первомайского отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации от /..../ за Лысенко В.В. в с. Первомайское и Первомайском районе жилой дом, квартира не значатся.

Следовательно, Лысенко В.В. имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди.

В связи с чем, довод представителя истца об отсутствии оснований для удовлетворения иска, судом отклоняется.

Исходя из смысла ст. 1 закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области (органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 постановления администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение от 22.04.2010г. № 52 «Об установлении расходного обязательства муниципального образования Первомайское сельское поселение Администрация Первомайского сельского поселения уполномочена приобретать в муниципальную собственность жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств субвенций областного бюджета Томской области, по норме предоставления в соответствии с действующим законодательством.

Решением Совета Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области от 22.12.2006г. № 86 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 17 квадратных метров на одиноко проживающего.

Исходя из заявления от /..../ в Администрацию Первомайского сельского поселения Лысенко В.В. просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям отсутствия жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности.

Постановлением администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение от /..../ № /..../ Лысенко В.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и поставлена на льготную очередь в соответствии с законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно списку граждан на получение жилых помещений вне очереди (дети-сироты) Лысенко В.В. /..../ включен в льготную очередь под номером 51.

На основании списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, состоящих на учете во внеочередных списках и подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году на территории Первомайского сельского поселения Первомайского района Лысенко В.В. значится под номером № /..../.

Из смысла ст. 5 Федеральный закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 закона Томской области от 19.08.1999г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации – Томской области.

В соответствии со ст. 6 закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций.

Следовательно, жилое помещение Лысенко В.В. должно быть предоставлено за счет средств бюджета Томской области.

При этом довод представителя третьего лица о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимается судом.

Передача органами государственной власти Томской области полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления осуществлена в порядке, установленном федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч.6 ст. 19 указанного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления законом Томской области от 11.09.2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Также, суд считает, что отсутствие в материалах дела сведений о занятости материального истца, не могут повлиять на право истца на обеспечение жилым помещением, поскольку данное не предусмотрено законом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» предоставить Лысенко В.В., /..../ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17 квадратных метров общей площади, за счет средств бюджета Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области в течение 10 дней.

Судья В.В.Чубуков