Решение по делу №2-287/2011 вступило в законную силу 06.04.2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Первомайское 27 декабря 2011 года

Первомайский районный суд Томской области в составе

судьи Чубукова В.В.

с участием помощника прокурора Иванова С.А,

при секретаре Мячиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района к МО «Первомайское сельское поселение» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района обратился в суд в интересах Файзулиной М.С. к МО «Первомайское сельское поселение» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, указывая, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 2 закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» Файзулина М.С., /..../ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, п.п. 2, 3 ст. 15 названного Закона Томской области дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. /..../ родители Файзулиной (/..../) М.С. /..../. Постановлением Главы администрации Первомайского района от /..../ № /..../ Файзулина (/..../) М.С. была определена /..../ и за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /..../. Постановлением Главы администрации Первомайского района от /..../ № /..../ за Фйзулиной (/..../) М.С. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /..../. С /..../ по /..../ она находилась в /..../, /..../ /..../. С /..../ по /..../ год Файзулина (/..../) М.С. обучалась в /..../. Постановлением Главы администрации Первомайского района от /..../ № /..../ признаны утратившими силу постановления Главы администрации Первомайского района от/..../ № /..../ и от /..../ № /..../, которыми за Файзулиной М.С. закреплялось жилое помещение. /..../ Файзулина (/..../) М.С. /..../, ей присвоена фамилия Файзулина. /..../ Файзулина М.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время Файзулина М.С. не обеспечена жилым помещением, проживает в квартире /..../, принадлежащей на праве собственности /..../.

Постановлением администрации Первомайского сельского поселения от 22.04.2010г. № 52 «Об установлении расходных обязательств муниципального образования Первомайского сельского поселения» предусмотрено, что полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением осуществляются администрацией Первомайского сельского поселения. Решением Совета Первомайского сельского поселения от 22.12.2006г. № 86 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 17,0 квадратных метров общей площади на гражданина.

Со ссылкой на ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Закон Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, ст. 5 закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» просит обязать администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» предоставить Файзулиной М.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17 квадратных метров общей площади за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании помощник прокурора требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.

Материальный истец Файзулина М.С., представитель третьего лица – Администрации Томской области в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, что в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным.

Представитель ответчика Пальцева О.С., действующая на основании доверенности от /..../, исковые требовании признала, о чем представила суду письменное заявление. В судебном заседании пояснила, что /..../ Файзулина М.С. была поставлена на учет администрацией МО «Первомайское сельское поселение» в качестве нуждающейся в жилом помещении. Файзулина была включена в список нуждающихся в жилом помещении.

Согласно отзыву представителя ответчика на исковое заявление Файзулина М.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении /..../ В ходе проведения предварительного судебного заседания выяснилось, что Файзулина М.С., значившаяся в льготной очереди как /..../, /..../ сменила фамилию. С заявлением в Администрацию Первомайского сельского поселения о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, она не обращалась и не представляла документы об окончании образовательного учреждения. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» по запросу Администрации Первомайского района от 15.11.2011 года предоставлена информация о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных в обеспечении жилыми помещениями и имеющими право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями в 2012 году на территории Первомайского сельского поселения, в которой по № /..../ значится Файзулина М.С. Администрация Первомайского сельского поселения может приобрести жилое помещение по норме предоставления в собственность муниципального образования за счет субвенции, свободного жилья муниципальное образование не имеет.

В соответствии с отзывом представителя третьего лица – Администрации Томской области в материалах дела имеются сведения о том, что Файзулина (/..../) М.С. зарегистрирована и проживает со /..../ в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности /..../. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, не признаются члены семьи собственника жилого помещения. П.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи относится /..../. В случае, если средств субвенции, предусмотренной Законом Томской области от 28.12.2010г. № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» недостаточно для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства по обеспечению жилыми помещениями. В определении Конституционного суда РФ от 05.02.2009г. по делу № 250-О-П указано, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В материалах дела отсутствует справка о постановке на учет Файзулиной М.С. в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с указанием очереди на /..../. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Файзулиной М.С.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд удовлетворяет требования прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 1 указанного закона под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 15 закона Томской области от 19 августа 1999 г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц, предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления.

В силу ч.ч. 1, 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Исходя из /..../ № /..../ Файзулина М.С. родилась /..../, ее родителями являются /..../

/..../

/..../

Согласно справкам отдела образования администрации /..../ от /..../, отдела опеки и попечительства администрации /..../ от /..../ Файзулина М.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации /..../ от /..../ № /..../ Файзулина М.С. определена в /..../, за ней закреплена жилая площадь в /..../.

Постановлением Главы администрации /..../ от /..../ № /..../ внесены изменения в постановление от /..../ № /..../, за Файзулина М.С. закреплено жилое помещение по адресу: /..../.

Постановлением Главы администрации /..../ от /..../ № /..../ признано утратившим силу постановление Главы администрации /..../ от /..../ № /..../.

Исходя из справки /..../ от /..../ № /..../ Файзулина М.С. являлась воспитанницей /..../ с /..../ по /..../

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании серии /..../ № /..../, выданному /..../, Файзулина М.С. окончила /..../.

Из /..../ № /..../, выданного /..../, следует, что Файзулина М.С. /..../ /..../, после /..../ ей присвоена фамилия Файзулина.

В соответствии со справкой администрации /..../ сельского поселения от /..../ Файзулина М.С. проживает по месту регистрации: /..../ с /..../ по настоящее время, собственником не является.

На основании выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от /..../, свидетельства о государственной регистрации права /..../ № /..../, выданного /..../ /..../ является собственником /..../ квартиры, расположенной по адресу /..../.

Согласно уведомлениям Асиновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от /..../, /..../ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Файзулиной (/..../) М.С. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества.

В соответствии со справками /..../ отделения ОГУП «Томский областной центр технической инвентаризации от /..../ за Файзулиной (/..../) М.С. в /..../ и /..../ жилой дом, квартира не значатся.

Следовательно, Файзулина М.С. имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди.

Исходя из смысла ст. 1 закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области (органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 2 постановления администрации муниципального образования Первомайское сельское поселение от 22.04.2010г. № 52 «Об установлении расходного обязательства муниципального образования Первомайское сельское поселение Администрация Первомайского сельского поселения уполномочена приобретать в муниципальную собственность жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств субвенций областного бюджета Томской области, по норме предоставления в соответствии с действующим законодательством.

Решением Совета Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области от 22.12.2006г. № 86 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 17 квадратных метров на одиноко проживающего.

Исходя из справки жилищной комиссии администрации муниципального образования /..../ сельское поселение от /..../ Файзулина М.С. состоит под № /..../ от /..../ в очереди для улучшения жилищных условиях. Льготная очередь № /..../.

Постановлением администрации муниципального образования /..../ сельское поселение от /..../ № /..../ № /..../ Файзулина М.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и поставлена на льготную очередь в соответствии с законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно списку граждан на получение жилых помещений вне очереди /..../ на /..../ Файзулина М.С. /..../ включена в льготную очередь под номером /..../.

На основании списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, состоящих на учете во внеочередных списках и подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2012 году на территории /..../ сельского поселения /..../ Файзулина М.С. значится под номером /..../.

Из смысла ст. 5 Федеральный закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 5 закона Томской области от 19.08.1999г. N 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации – Томской области.

В соответствии со ст. 6 закона Томской области от 11 сентября 2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций.

Таким образом, жилое помещение Файзулиной М.С. должно быть предоставлено за счет средств бюджета Томской области.

При этом довод представителя третьего лица о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не принимается судом.

Передача органами государственной власти Томской области полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органам местного самоуправления осуществлена в порядке, установленном федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч.6 ст. 19 указанного закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления законом Томской области от 11.09.2007 г. N 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения».

Довод представителя третьего лица о том, что в материалах дела отсутствует справка о постановке на учет Файзулиной М.С в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с указанием очереди на /..../ год, также подлежит отклонению. Доказательством постановки Файзулиной М.С. на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, служит постановление администрации муниципального образования /..../ сельское поселение от /..../ № /..../ № /..../, а также списки граждан на получение жилых помещений вне очереди /..../, указанные документы исследованы в судебном заседании.

Суд также не принимает довод представителя третьего лица о том, что Файзулина М.С. является членом семьи собственника жилого помещения и не имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма.

Ч. 1 ст. 8 Федеральный закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляет за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), не имеющими закрепленного жилого помещения, право на получение жилой площади после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, независимо от признания их нуждающимися в жилом помещении в смысле ст. 51 ЖК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Первомайское сельское поселение» предоставить Файзулиной М.С., /..../ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не менее 17 квадратных метров общей площади, за счет средств бюджета Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Первомайский районный суд Томской области в течение 10 дней.

Судья В.В.Чубуков