Дело Номер обезличен Номер обезличен/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29.06.2010 г. г. Владивосток
Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи: Четверкиной И.А.
при секретаре: Поздняковой И.С.
а так же с участием:
старшего помощника прокурора
... ...:
Смирновой И.С.
представителя ответчика МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен ...»: Михалевой Л.П.
представителя третьего лица администрации ...
по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г.: Вольных Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора ... ... в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) обратился в суд с иском к МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... о возложении обязанности по обустройству крыльца, лестничных проемов, лестницы приспособлениями (пандусами) для доступа к ним несовершеннолетних инвалидов и использования его инвалидами, указывая, что прокуратурой ... ... проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и соблюдения их прав, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Так, согласно информации, предоставленной МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ..., нежилые помещения указанного учреждения, которые расположены на 1-ом этаже здания, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ... и на 1-2 этажах здания по адресу: ..., ..., ..., находятся в оперативном управлении у МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ....
Лестничные проемы и лестницы помещений здания поликлиники, расположенного по адресу: ..., ..., ... не оборудованы приспособлениями (пандусами) для возможности посещения и передвижения по лестницам между этажами здания поликлиники детьми-инвалидами.
Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга инвалидов, которым предоставлено право пользования объектами социальной инфраструктуры, в интересах инвалидов предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании помощник прокурора ... ... уточнила исковые требования и просила возложить на ответчика обязанность обеспечить доступ инвалидов к помещениям МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... путем обустройства крыльца, лестничных проемов и лестниц в цокольном, первом и втором этажах в здании по ..., д. Номер обезличен ... и крыльца в зданиях по ..., ... в ... и по ..., ... в ....
Представитель ответчика МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что нежилые помещения, которые расположены на цокольном этаже здания по адресу: ..., ..., ..., и Полярная, ... и в цокольном, 1-2 этажах здания по адресу: ..., ..., ..., находятся в оперативном управлении у МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» .... В зданиях, по ..., ... и по ... в ... имеется крыльцо, уровень которого немного выступает уровня земли, в связи с чем, нет необходимости обустраивать его пандусами, или иными приспособлениями, т.к. беспрепятственный доступ в указанные здания для детей- инвалидов обеспечен. Филиал МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... по ..., ... занимает, цокольный, 1 и 2 этажи в 9- ти этажном жилом доме, ширина лестниц в доме составляет 1,15 м., в случае установки на лестницах пандусов или иных приспособлений для инвалидов, это доставит неудобство для жильцов дома, кроме того, будут нарушены правила пожарной безопасности. Полагает, что администрация учреждения обеспечила удовлетворение минимальных потребностей инвалидов в связи с чем, просит в иске отказать.
Представитель администрации ... в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполняющих органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов РФ, относится решение вопросов по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов. Согласно ч. 5 ст. 20 указанного закона, органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ. В связи с чем, полагает, что поскольку оказание мер социальной поддержки и социальной помощи не относятся к полномочиям органов местного самоуправления и не переданы в установленном законом порядке, то возложение обязанности по осуществлению указанных полномочий не основано на нормах закона. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статья 39 ФИО5 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.
Часть 1 ст. 39 ФИО5 перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца) и др.
Статья 1 Федерального закона от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Также определяет понятие ограничение жизнедеятельности, а именно полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В силу ст. 2 указанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 вышеназванного закона, правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Как следует из материалов дела, нежилые помещения общей площадью 2013,00 кв.м. в здании (лит. 1), на поэтажном плане: 1-76(I); 1-143 (I); 1-59 (I), расположенные в цокольном, 1 и 2 этажах по адресу: ..., ..., ... принадлежат на праве оперативного управления МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... на основании постановления администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, акта сдачи приемки основных средств от Дата обезличена г., Устава МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ..., договора об использовании муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления от Дата обезличена г. Номер обезличен ОУ- ЗД-001, акта приема- передачи муниципального имущества от Дата обезличена г., приказа МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА Номер обезличен выдано Дата обезличенаг.
Нежилые помещения, общей площадью 177,80 кв.м. в здании (лит. 1), на поэтажном плане: 1-12 (II), расположенные на цокольном этаже по адресу: ..., ..., ... принадлежат на праве оперативного управления МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... на основании постановления администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, договора об использовании муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления от Дата обезличена г. Номер обезличен ОУ-ЗД-001, акта приема- передачи муниципального имущества от Дата обезличена г., приказа МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА Номер обезличен выдано Дата обезличена г.
Нежилые помещения, общей площадью 721,70 кв.м. в здании (лит. 1), номера на поэтажном плане 1-51 (I), расположенные на цокольном этаже по адресу: ..., ..., ... принадлежат на праве оперативного управления МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... на основании постановления администрации ... от Дата обезличена г. Номер обезличен, договора об использовании муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления от Дата обезличена г. Номер обезличен ОУ-ЗД-001, акта приема- передачи муниципального имущества от Дата обезличена г., приказа МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... от Дата обезличена г. Номер обезличен. Свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АА Номер обезличен выдано Дата обезличенаг.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал отсутствие в зданиях МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... по ..., ... в ... и ..., ... в ..., по ..., ... в ... необходимых приспособлений, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов в помещения детской поликлиники.
Доводы представителя ответчика о том, что действующие нежилые помещения в зданиях поликлиники невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, суд находит не состоятельными, поскольку, в силу ст. 56 ГПК РФ, представитель ответчика не предоставил доказательств, свидетельствующих о том, что осуществление мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, осуществляются МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен» ... по согласованию с общественными объединениями инвалидов.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик не исполняя, возложенную на него обязанность, создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 ФИО5, а также провоцирует ситуации, в которых подвергается угрозе гарантированное им ст. 20 ФИО5 право на жизнь, в связи с чем, требования прокурора основаны на законе, и в целях защиты нарушенных прав инвалидов, суд считает необходимым обязать ответчика обеспечить доступ инвалидов ко всем помещениям «Детская поликлиника Номер обезличен» ... путем обустройства приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, крыльца, лестничных проемов, лестниц в цокольном, первом и втором этажах здания, расположенного по ..., ... в ... и путем обустройства крыльца приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов в здании по ..., ... в ... и по ..., ... в ....
В силу требований ст.206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и полагает достаточным установить срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МУЗ «Детская поликлиника Номер обезличен ...» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить приспособлениями для беспрепятственного доступа и использования их гражданами - инвалидами крыльцо, лестничные проемы и лестницы в цокольном, первом и втором этажах в здании Номер обезличен по ..., в ... и крыльцо в зданиях по ..., ... ... и по ... в ....
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в ...вой суд через ... суд в течение 10 дней.
Судья:
Копия верна.
Судья: ФИО0
Секретарь: